В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сахарову не разрешили создать наступательную водородную бомбу мощностью 200 мегатонн Назад
Сахарову не разрешили создать наступательную водородную бомбу мощностью 200 мегатонн
К концу Второй мировой войны Германия придумала ядерное оружие и создала семь бомб. Две бомбы успешно захватили американцы, проведшие испытания в Хиросиме и Нагасаки. Остальные пять, вместе с разделом Германии, были поделены между ядерными державами, гласит легенда. Однако это не более чем миф, стилистически похожий на начало `Властелина колец` Дж. Р. Р. Толкиена, в то время как город-призрак Саров (он же Кремлев и Арзамас-16), в котором будущий академик и правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров разработал термоядерное оружие, - реальность. Его жители, как и другие граждане России, во вторник празднуют 50-летие создания в нашей стране самого мощного оружия массового поражения.

12 февраля 1950 года Альберт Эйнштейн (успевший к этому времени выступить отцом ядерной бомбы) выступил против разработки водородной бомбы. Однако работа над термоядерным оружием уже вовсю шла и в Соединенных Штатах, и в России. Понимая, что синтез гелия из двух тяжелых изотопов водорода, лежащий в основе действия оружия, позволит создавать бомбы невообразимой разрушительной силы, Эйнштейн даже выдвинул идею всемирного правительства из представителей Америки, Англии и России, которое не допустило бы появления смертельного для всего человечества инструмента войны. Однако к этому моменту три державы уже считали друг друга заклятыми врагами.

1 ноября 1952 года на атолле Эниветок на Маршалловых островах произошло первое испытание водородного оружия, и США захватили лидерство в гонке вооружений (в СССР это достижение американцев не признавали эпохальным на том основании, что была взорвана не полноценная бомба, а только ее часть). Грибовидное облако за 90 секунд поднялось на высоту 17 километров. Через пять минут оно находилось уже на высоте 40 километров, при этом `ствол` достигал 13 километров в поперечнике. Взрыв `Майка` полностью уничтожил один из островов, оставив на его месте подводный кратер шириной 1860 метров и глубиной 50 метров. К этому времени `ядерная эра` насчитывала всего 7 лет. Ответ СССР, над которым работал будущий диссидент, правозащитник и академик Андрей Сахаров, появился менее чем через год - 12 августа 1953 года.

Первые шаги по формированию государственных атомных проектов были сделаны в Великобритании, Франции и Германии в конце 30-х годов прошлого столетия. Работы французских исследователей были свернуты уже в мае 1940 года, немецкие физики безрезультатно работали почти до конца войны. Тогда как Великобритания, приобретя значительный приоритет в ядерных разработках, к середине 1942 года приняла предложение США делать атомное оружие совместно. В 1941 году Франклин Делано Рузвельт получил письмо Эйнштейна, после которого Белый Дом принял атомную программу к реализации.

Руководителем `Манхэттенского проекта` был назначен Л. Гровс, работы по созданию конструкции атомной бомбы возглавил Р. Оппенгеймер. 16 июля 1945 года на полигоне `Тринити` у города Аламогордо было произведено первое в мире испытание ядерного оружия. 6 августа 1945 года США произвели атомную бомбардировку Хиросимы. 9 августа 1945 года `достижение` было закреплено в Нагасаки.

В СССР цепная реакция деления ядер урана-235 была открыта в 1939 году. Вскоре со страниц научных журналов начали исчезать статьи по ядерной физике. Чуть позже был обеспечен постоянный приток информации, поставляемой резидентурой, помогающей советским ученым проводить работы по ядерному оружию и в ходе войны. Разведка позволила нашим физикам сократить время разработок и избежать провала при первом атомном испытании. Первые сведения о работах по созданию американской атомной бомбы советская разведка получила осенью 1941 года. В марте 1942 года информация о ведущихся в США и Англии исследованиях легла на стол Верховного главнокомандующего.

В ноябре 1942 года Иосиф Сталин пригласил к себе академиков Иоффе и Вернадского, после чего вопрос о создании атомной бомбы перешел в практическую плоскость. Руководителем атомного проекта был назначен Игорь Курчатов, а руководство атомной проблемой осуществлял Вячеслав Молотов. Однако с 20 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны принял решение о создании Специального Комитета, руководил которым долгие годы Лаврентий Берия. 9 апреля 1946 года принято закрытое постановление Совета Министров СССР о создании конструкторского бюро (КБ-11) при Лаборатории N2 АН СССР, главным конструктором которого назначили Юлия Харитона.

В конце апреля 1946 года для размещения сверхсекретного объекта, характер и цели которого являлись государственной тайной первостепенного значения, был предложен Саров, где на территории бывшего монастыря размещался завод наркомата боеприпасов N 550. В итоге выбор остановился на этом месте, которое было удалено от крупных городов и одновременно имело начальную производственную инфраструктуру. 17 февраля 1947 года постановлением Совета Министров СССР за подписью Сталина КБ-11 было отнесено к особо режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую режимную зону. После чего Саров был изъят из административного подчинения Мордовской АССР и исключен из всех учетных материалов. Летом 1947 года периметр зоны был взят под войсковую охрану. Часть лабораторий разместилась в монастырских строениях, а первая в России церковь преподобного Серафима была переделана под театр.

К январю 1949 года РДС-1 - условное наименование первой атомной бомбы - максимально удаленная от ее американского прототипа, но практически идентичная ему, была готова к испытаниям. Было очевидно, что реализовать советский атомный проект в кратчайшие сроки можно путем наибольшего приближения к американскому варианту, который уже был успешно опробован. 21 августа 1949 года основной заряд прибыл на новоотстроенный испытательный комплекс в 170 км от Семипалатинска - Учебный полигон N 2 Министерства обороны СССР. В 4 часа утра 29 августа атомная бомба была поднята на испытательную башню высотой 37,5 м. В 7 часов утра состоялось первое успешное испытание советского атомного оружия. В 1953 году ядерное оружие стало поступать в войска.

Работы над термоядерным оружием начались в СССР еще в 1946 году. С 1950 года работа коллектива под руководством Игоря Тамма переходит в стены КБ-11. Почему 53 года назад молодой кандидат физико-математических наук Андрей Сахаров, лишь за несколько месяцев до того перебравшийся из московского ФИАНа в саровское КБ-11, занялся термоядом, остается загадкой. Известно лишь, что в начале 1950 г. из ЦК на экспертизу Сахарову попадают секретные материалы по схемам якобы водородной бомбы и мирного термояда, присланные на имя Сталина младшим сержантом Лаврентьевым, служившим в это время на Сахалине.

Существует версия, что Олегу Александровичу Лаврентьеву, успевшему повоевать в Отечественную и закончившему (экстерном) 10 классов после войны, пришли весьма интересные и плодотворные идеи. Известно лишь, что перед высокими инстанциями Андрей Сахаров поддержал положительным отзывом поднятое Лаврентьевым направление, хотя и выразил сомнение в продуктивности предлагаемой им схемы.

Испытание первого советского заряда с термоядерным усилением РДС-6 произошло 12 августа 1953 года на том же Семипалатинском полигоне. В то время, как американцы располагали лишь экспериментальным термоядерным устройством весом в несколько десятков тонн и размером с двухэтажный дом, в СССР был испытан заряд в виде бомбы, практически готовой к применению в качестве оружия. Со второй половины 1954 года новая конструкция термоядерного оружия - РДС-37 становится приоритетной. Испытание этой новой сверхмощной бомбы было успешно проведено 22 ноября 1955 года. Только через полгода похожих результатов добились ученые-ядерщики в США.

Начало 60-х годов ознаменовалось очередным научно-техническим достижением КБ-11. 30 октября 1961 года на Новой Земле была взорвана самая мощная в мире водородная бомба, знаменитая `Кузькина мать`, рассчитанная на 100 мегатонн и испытанная `только` на половинную мощность. Ее создателем стала группа ученых под руководством Андрея Сахарова. После эксперимента по Земле четверо суток не прекращалась волна землетрясений и цунами.

В Сарове бережно хранят предания о тех временах. Рассказывают, что Андрей Дмитриевич, воодушевленный результатом, предложил сделать следующую бомбу в два раза мощнее и не оборонительную (какой была предыдущая), а наступательную. `Слишком уж ты кровожаден, братец,` - последовал ответ сверху, и в 1963 году был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах - в атмосфере, открытом космосе и под водой.

С 1 января 1967 года было введено новое наименование объекта - Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики - ВНИИЭФ, главным направлением стала работа по созданию зарядов и боевых частей для межконтинентальных баллистических ракет.

Сегодня в его коллективе трудятся 70 докторов, 500 кандидатов наук, 250 лауреатов Ленинской и Государственной премий. Институт располагает внушающей доверие расчетно-экспериментальной базой. Основная задача математического отделения Института - моделирование физических процессов в области физики высоких энергий. Значителен спектр исследований по прикладной газодинамике. Обширные разработки проводятся Институтом в области ускорителей, лазеров, взрывомагнитных генераторов. Изучаются возможности достижения управляемого термоядерного синтеза.

К сожалению, и Саров, владеющий третью бюджета Приволжского федерального округа, и находящийся в нем ядерный институт постепенно захватывают проблемы, присущие обычным городам России. Налицо прогрессирующее кадровое старение Института и недостаток молодежи на уровне не только основного корпуса специалистов, но и руководства. В `Городе N` все явственнее замечаются безработица и расслоение по уровню доходов. Перспективные идеи ученых перестают быть востребованными. В городе с некогда нулевой преступностью теперь складывается криминогенная обстановка. Возможно, менее заметная, чем в большинстве российских городов, но уже реально о себе заявляющая.

В самой зеленой части города неподалеку друг от друга стоят дома с памятными досками Харитону и Сахарову. Однако, если о первом можно услышать только восторженные восклицания, мнение ядерщиков насчет борца за правозащитное дело однозначно - `предатель`. При этом выдающимся физиком мирового класса, внесшим уникальный вклад в целый ряд областей науки и техники, его считают все саровцы.

Что касается его общественно-политической деятельности, во ВНИИЭФе по сей день помнят, как в тяжелое для Института время, в конце 80-х годов, Сахаров, `с его талантом, с его влиянием мог помочь Отечеству сегодня, когда прежние каналы взаимодействия профессионалов-ядерщиков с политическим руководством страны и обществом практически разрушены. А он вместо этого по тщеславию и гордыне ума дал себя вовлечь в дешевые политические игры, запутался и безвременно сгорел. Он нас бросил...`

Впрочем, встречаются и куда более радикальные осуждения. Но проработавшие с ним в одной лаборатории профессионалы абсолютно уверены, что он никак не был человеком `не от мира сего`, пребывающим и научных раздумьях и не замечающим внешнего фактора. Скорее, академик оказался очень социальным, точно отслеживающим расстановку сил, чины и награды.

И из понятного желания `защитить` коллегу многое из негатива валят на вторую сахаровскую жену. Дескать, `прозевали КГБ-шники такого человека в тяжелое для него время. Не могли уж после смерти первой жены свести его с хорошей простой доброй женщиной...`. Доходит даже до версии, что у Сахарова после второго брака сильно меняется физиогномика.

Впрочем, к юбилею и несомненной значимости созданной в Сарове супербомбы видоизмененная внешность ее создателя совершенно точно не имеет никакого отношения.

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 193875
Опублик.: 12.08.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``