В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Придать импульс процессу демократизации гонконга Назад
Придать импульс процессу демократизации гонконга
ПРИДАТЬ ИМПУЛЬС ПРОЦЕССУ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ГОНКОНГА

    Автор меморандума, эксперт Фонда `Наследие` Джон Ткачик анализирует современные социально-политические процессы в Гонконге и возможные меры США по укреплению там демократии. Вследствие массовых протестов против жесткого законодательства по безопасности, в которых приняло участие до полумиллиона человек, 16 июля в Гонконге ушли в отставку два ключевых члена правительства. Это явилось убедительным свидетельством того, что политическая культура Гонконга способна противостоять диктату руководства КНР. Хотя и до настоящего времени администрация Буша и конгресс США действовали правильно в плане поддержки демократических идеалов в Гонконге `снизу`, импульс продвижения к демократии необходимо сохранить. Для этого администрация и конгресс США должны:
Поддерживать демократизацию в Гонконге, используя выступления и публичные комментарии для ознакомления американской общественности с этой проблемой, оказывать моральную поддержку гражданам Гонконга, поощрять реформистские настроения, существующие среди китайских лидеров.
Содействовать визитам демократических деятелей Гонконга в США, продолжая практику предоставления грантов по `Программе приема иностранных посетителей`, организовывая их контакты на высшем уровне в администрации и конгрессе США.
Высвечивать проблемы демократизации Гонконга в качестве пробного камня китайско-американских отношений, выражать надежду на скорейшее достижение главной цели Гонконга - всеобщего избирательного права, которое обещано его Основным законом.

Рост недовольства в Гонконге

    Нынешний кризис управления Гонконгом - `Особым административным районом Китая` - проявил себя 1 июля, когда свыше полумиллиона человек (из 6-миллионного населения) прошли маршем протеста против нового жесткого законодательства по безопасности, запрещающего подрывную деятельность. Размах общественного возмущения явился полной неожиданностью для Пекина, который не сталкивался с таким мощным народным протестом с тех пор, как зарождавшееся демократическое движение в Китае было жестоко подавлено НОАК в июне 1989 г. на площади Тяняньмынь.
    Трудно было бы ожидать от авторитарного режима Пекина чуткости к политическим устремлениям населения Гонконга. Однако его собственная администрация должна была бы знать о росте общественного недовольства. Тем не менее, назначенный Пекином глава местного правительства Дун оказался глух к требованиям своего населения, и это может в конечном итоге привести к его падению. После устранения двух его главных помощников он отправился в Пекин для ознакомления китайского руководства с последними событиями.

Противоречивые сигналы из Пекина

    В Гонконге после массовой демонстрации 1 июля продолжавшиеся протесты дали некоторым пропекински настроенным законодателям Гонконга основания беспокоиться по поводу их собственной политической легитимности. Через два дня после народных волнений один такой политик вылетел в Пекин за инструкциями, но столкнулся с политической борьбой в самом китайском руководстве. Китайские официальные лица, лояльные в отношении нового председателя КНР Ху Цзиньтао и нового премьера Вэнь Цзябао (оба считаются своего рода `реформаторами`), заявили, что у китайского правительства нет особого интереса ни к содержанию, ни к срокам принятия нового законодательства. Между тем, пекинское министерство пропаганды, контролирующее государственные средства массовой информации Китая и сохраняющее, судя по всему, лояльность бывшему председателю Цзян Цземиню, потребовало, чтобы закон, запрещающий подрывную деятельность, был принят в запланированные сроки.
    Противоречивые сигналы из Пекина привели в замешательство пропекинских политиков Гонконга. Некоторые отказались от попыток провести спорный закон по безопасности, а один даже подал в отставку с поста министра кабинета. Из-за этих отставок и сдачи позиций законопроекту грозил неминуемый провал в законодательном органе. 7 июля в результате отчаянных, но бесполезных переговоров с пропекинскими политиками Дун объявил, что снимает закон с рассмотрения.
    Это беспрецедентное событие. Ни разу за шестилетнюю историю Гонконга правительственный законопроект не снимался с рассмотрения под натиском общественного возмущения. В Пекине отдел пропаганды КПК пришел в ужас. Тут же китайское информационное агентство `Синьхуа` призвало гонконгских законодателей игнорировать демонстрации и `встать на сторону администрации Дуна, чтобы она могла своевременно завершить эту необходимую историческую миссию`.
    Как сообщали гонконгские газеты, несколько `наблюдателей` из Пекина были командированы в город, чтобы выяснить, не причастны ли `внешние силы` к организации митингов 1 июля. 14 июля в пекинском официозе `Женьминь жибао` был опубликован комментарий под названием `Заговор в целях подрыва власти`, в котором осуждались организаторы марша 1 июля и с горячечной риторикой утверждалось, что `демонстрация еще больше отдалила организаторов от народных масс и что их популярность пошла на спад`. Кроме того, официальная газета обвинила защитников демократии Гонконга в попытках насадить западные политические системы. Но горячее дыхание Пекина в затылок Гонконга только еще больше распалило население, и 13 июля в городе прошли новые демонстрации. И хотя в них приняли участие только 50 тыс. человек, они все же были впечатляющим отражением общественного возмущения.
    16 июля ушла в отставку министр по безопасности Гонконга Регина Ип. Она возглавляла кампанию за принятие законопроекта и сама подверглась критике со стороны остатков свободной прессы Гонконга. Вскоре после ее ухода еще один назначенец Дуна, министр финансов Энтони Леунг объявил о своей отставке: поползли слухи о возбуждении против него уголовного дела за злоупотребления служебным положением в личных целях. Сообщалось, что Леунг приобрел дорогостоящую машину незадолго до своего распоряжения об увеличении налога на автомобили. И хотя отставка Леунга не была прямым следствием противостояния из-за законодательства по безопасности, она выявила более глубокие проблемы в исполнительной власти Гонконга: похоже, весь кабинет министров был подотчетен Дуну, а не народу.

Позиция США по Гонконгу

    Соединенные Штаты могут поставить себе в заслугу предоставление моральной поддержки населению Гонконга в его стремлении к демократизации. В 1992 г. конгресс принял закон о политике в отношении Гонконга, в соответствии с которым ему предоставлялся особый, отдельный от Китая торговый статус. В отношении Гонконга не применяются определенные меры экспортного контроля, которые остаются в силе для Китая. Кроме того, по этому закону госдепартамент обязан предоставлять регулярные отчеты по сохранению статуса Гонконга как отдельного образования в соответствии со схемой, которую Пекин называет `одна страна, две системы`.
    Когда в 2002 году пошли слухи о законодательстве по безопасности, Соединенные Штаты отреагировали быстро. С заявлениями выступили официальные лица госдепартамента, были осуществлены конфиденциальные дипломатические демарши в отношении китайского руководства. 16 июля Белый дом выступил с жестким заявлением, в котором прямо говорилось, что Соединенные Штаты против нынешнего варианта законодательства по безопасности.
    Конгресс тоже постоянно выступает как активный и влиятельный защитник гонконгских свобод. В 1992 г. он принял закон о торговле, а позже неоднократно выражал озабоченность, включая принятие резких резолюций 16 июня. Хотя призывы официальных лиц США к населению Гонконга продолжать демонстрации, являющиеся единственно эффективной мерой быть услышанными, и не вполне дипломатичны, имеются и другие эффективные способы поддержки населения Гонконга в его борьбе за демократизацию территории.
    Показателен в этом плане комментарий `Улицы Гонконга` в газете `Уолл-стрит джорнэл` 10 июля за подписью заместителя госсекретаря по проблемам Восточной Азии Джеймса Келли. Он утверждает: `Как подсказывает здравый смысл, для того чтобы высказать свое мнение правительству, люди не должны прибегать к таким чрезвычайным шагам, как массовый выход на улицы`. Он заявил, что наиболее эффективное средство реализации воли народа - это `использование демократических институтов`. Он также отметил, что демонстрации 1 июля доказали `важность немедленных действий для начала движения в направлении большей демократии в Гонконге`.
    
Что должны делать администрация и конгресс США

    Для поддержки народного движения Гонконга к демократии администрация и конгресс США должны предпринять следующие шаги:
Поддерживать скорейшую демократизацию Гонконга. В выступлениях и публичных комментариях руководящих лиц администрации США, включая президента, вице-президента и госсекретаря, должна содержаться поддержка политики США, сформулированной государственным департаментом в заявлении от ноября 2002 г. Там говорится, что `демократически избранное правительство, подотчетное воле народа, - это лучший способ защиты фундаментальных свобод в Гонконге`. Такая кампания ознакомит американское общество с существом проблемы, предоставит моральную поддержку гражданам Гонконга и усилит реформистские настроения, которые, вероятно, есть у некоторых лидеров КНР.
Приветствовать визиты демократических деятелей Гонконга в Соединенные Штаты. Соединенные Штаты должны продолжать практику предоставления грантов по `Программе приема иностранных посетителей` демократически настроенным политикам Гонконга. Они должны иметь возможность контактов на высшем уровне в администрации и конгрессе США.
Высвечивать проблему демократизации Гонконга в качестве пробного камня китайско-американских отношений. Для руководства США будет вполне уместным выражать китайским лидерам надежду, что Гонконг осуществит быстрое продвижение к `конечной цели` - `всеобщему избирательному праву`, обещанному в одобренном Пекином `Основном законе`. Госдепартамент и политики США должны громогласно осудить попытки Китая устрашить Гонконг путем обвинений в том, что продвижение к демократии инспирировано `зарубежными контактами` или `заговорами с целью подрыва власти`.


ЗАСЕДАНИЕ ВТО В КАНКУНЕ: ПОЧЕМУ СОЕДИНЕННЫМ ШТАТАМ СЛЕДУЕТ ПОСТАВИТЬ ПОД ВОПРОС ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕФОРМЫ
В СТИЛЕ ОРВЕЛЛОВСКОГО `СКОТНОГО ДВОРА`

    Эксперты Фонда `Наследие` Сара Фитцжеральд и Нейл Гардинер отмечают, что глобальная либерализация в области сельского хозяйства застопорилась. Встреча министров торговли стран-участниц ВТО в сентябре в Канкуне (Мексика) станет определяющим показателем того, насколько меры, принятые в результате раунда переговоров в Дохе, приблизят либерализацию, открывающую широкий доступ на западные рынки для развивающего мира. Для того чтобы достичь прогресса в этом направлении, Соединенные Штаты должны продолжать поддержку `Кэрнсской группы`, отстаивающей идею большей либерализации и подталкивающей Европейский союз к значительным сокращениям сельскохозяйственных субсидий.
    Комиссар ЕС по сельскому хозяйству, сельскому развитию и рыболовству Франц Фишер назвал недавно предложенные Европейским союзом реформы `началом новой эры` и призвал Соединенные Штаты прекратить `путаную политику в сфере сельского хозяйства`. К сожалению, в реальности ситуация совершенно иная, и эти реформы на практике мало чего стоят. США не должны позволить европейскому притворству обмануть себя.

`Общая сельскохозяйственная политика`

    `Общая сельскохозяйственная политика ЕС` (ОСП), принятая в 1962 г., - это крупнейшая в мире система фермерских субсидий. На ее долю приходится немыслимо большой процент (85%) всех мировых субсидий сельскому хозяйству. Это обходится мировой экономике в 75 млрд. долларов ежегодно. Ее главными получателями в Европе являются французские фермеры. На их долю приходится свыше 10 млрд. долларов в год или почти 20% всего бюджета ОСП. Всего 20% европейских ферм получают около 70% средств ОСП.

Реформы, предлагаемые ЕС

    После десятилетий вялых попыток реформирования Европейская комиссия была вынуждена под давлением внести изменения в порядок управления ОСП. Изменения будут вноситься с 2005 г. поэтапно в течение 2-х лет.
    В соответствии с новыми предложениями, фермеры получат разовые ежегодные выплаты в обмен на выполнение требований в сфере экологии, безопасности продуктов питания и норм по содержанию домашних животных. Ранее фермеры получали наносящие вред торговле выплаты в прямой зависимости от того, сколько сельскохозяйственной продукции они произвели. Это приводило к огромному перепроизводству и последующему демпингу на продукты питания на рынках стран `третьего мира`. Европейская комиссия называет новые предложения `расстыковкой` или отделением субсидий от производства. В теории это позволит Европейскому союзу поддержать торговую либерализацию в рамках раунда переговоров в Дохе.

Изменят ли что-нибудь эти реформы?

    ЕС уже в который раз дает повод обвинить его в обычном лицемерии, замаскированном под прогресс. И на этот раз французам удалось заблокировать сколько-нибудь значимые реформы в ОСП. Как похвасталось французское министерство сельского хозяйства, `эта реформа оставляет без изменения главные принципы `Общей сельскохозяйственной политики`. Реформы не приведут к какому-либо сокращению бюджета ОСП. Она останется гигантской системой социальной поддержки довольно незначительной группы крупных фермеров, входящих в европейскую элиту, которые будут и дальше процветать. Новая система также не дает гарантий, что ЕС перестанет создавать большие излишки продовольствия и наводнять ими развивающиеся страны, тем самым разоряя бедных фермеров `третьего мира`.

Американская система

    Со времен Великой депрессии американские фермеры получают от федерального правительства постоянно возрастающую помощь. Новый сельскохозяйственный законопроект США предусматривает увеличение на 70% размера субсидий, получаемых американскими фермерами. Результатом этого законодательства станет рассчитанная на 10 лет программа, которая обойдется налогоплательщикам в 180 млрд. долларов. Большую часть субсидий получат самые богатые производители. Эти субсидии обогащают богатых, лишая всяких возможностей развивающиеся страны.

Американское предложение для ВТО

    Торговый представитель США в ВТО Зеллик начал продвижение в правильном направлении. В июле 2002 г. он выдвинул в ВТО амбициозное предложение радикально сократить сельскохозяйственные тарифы и субсидии. Если это предложение будет реализовано, то средние допустимые тарифы будут снижены с 62 до 15 процентов, а ущемляющие торговлю субсидии сократятся более чем на 100 млн. долларов, их потолок не будет превышать 5 процентов всего сельскохозяйственного производства.

Рекомендации

Для достижения прогресса необходимы радикальные перемены. Как сказал австралийский министр торговли Марк Вейл, `переговоры в Дохе предоставляют историческую возможность развивающимся странам улучшить свои экономические перспективы. Мы не можем позволить себе упустить такую возможность`. Администрация США должна сделать следующие конкретные шаги:
Продолжать проталкивать американское предложение по сельскому хозяйству в ВТО. Это предложение позволит сократить ущемляющие торговлю субсидии и даст новые возможности развивающимся странам.
Быть готовым к одностороннему осуществлению этого предложения. Это докажет миру, что Америка серьезно относится к либерализации в области сельского хозяйства.
Осуществлять давление на Европу с тем, чтобы она пошла дальше нынешних рамок реформы ОСП и предложила что-либо более существенное. Торговый представитель Зеллик должен отвергать любые аргументы ЕС в пользу отказа от реформы. Брюсселю следует напомнить, что он должен действовать в соответствии со своими собственными рекомендациями и сократить субсидии, чтобы выполнить собственные обещания, данные в начале раунда в Дохе в 2001 г.
Развитые страны должны отправиться в Канкун, имея стратегический план снижения субсидий и тарифов для своевременного завершения раунда, начатого в Дохе. Без реальных изменений большая часть развивающихся стран будет по-прежнему вытесняться с западных рынков и обрекаться на новые десятилетия нищеты.


НОВОСТИ МОСКОВСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФОНДА `НАСЛЕДИЕ`

    6-10 июля в Вильнюсе состоялась ежегодная конференция Международного общества индивидуальной свободы (МОИС), объединяющего либертарианские организации всего мира. В центре внимания форума находились проблемы укрепления политической и экономической свободы в Центральной и Восточной Европе. С сообщением `Экономическая свобода в современной России` выступил директор Московского представительства Фонда `Наследие`, председатель Совета попечителей Международного фонда Ф. А. Хайека (Москва) Е.С. Волк.
    По нашей инициативе правление МОИС приняло решение отметить в 2005 году 100-летие со дня рождения нашей соотечественницы, впоследствии видной американской писательницы, идеолога свободной экономики Эйн Рэнд (Алиссы Зиновьевны Розенбаум) и объявило его `годом Эйн Рэнд`.http://nvolgatrade.ru/

5 авг 2003
Краснодарский край

Док. 193703
Опублик.: 05.08.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``