В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Куроедов: `Нам не нужно копировать то, что делают США` Назад
Владимир Куроедов: `Нам не нужно копировать то, что делают США`
В воскресенье в России праздновали День Военно-морского флота. Торжества прошли на всех флотах и во многих регионах. О том, какой у России флот сейчас, какой ей нужен в будущем и как служится морякам, главнокомандующий ВМФ России, адмирал флота Владимир КУРОЕДОВ рассказал обозревателю `Известий` Светлане БАБАЕВОЙ.

Интересы нуждаются в защите

- В последний год на флотах проводится много учений: Каспий, Балтика, Северный Ледовитый океан, скоро - на Дальнем Востоке. Между тем про тот же Каспий говорят так: военные ушли - на следующий день браконьеры вернулись.

- Я полагаю, такое возможно: если бы существовала постоянно действующая система, тогда бы это было исключено. Но мы только начинаем работу, которая фактически не проводилась многие годы, отсюда пока и такие разговоры. Думаю, со временем все встанет на свои места, и повод для них исчезнет.

- Что все же дают эти учения как самим морякам, так и обстановке в регионах, где они проводятся? Скажем, моряки что-то забыли, а тут начали вспоминать, или вообще не практиковали многие годы...

- То, что забыли, - факт, и он не отрицается. Это видно и по подготовке людей. Что это за флот, который у берега стоит! Это не флот, не подготовка и не решение задач. Поэтому одна из задач - сделать так, чтобы подготовка была не эпизодической, а постоянной. Мудрые слова `Флоту быть!` не сегодня родились. Вопросов здесь, по-моему, быть не может. Но вот каким ему быть?..

- Вот именно, `быть` никто не оспаривает. Много вопросов именно вокруг того, каким быть. Какие задачи сейчас ставятся перед флотом? В чем его принципиальные отличия от флота советских времен?

- У флота есть задачи на все периоды жизни государства: в мирное время, военное, в условиях существования серьезной угрозы. Задачи мирного времени - защита суверенитета государства, его экономических интересов. В прошлом году президент говорил о `биотерроризме`, военные моряки должны участвовать в защите наших биоресурсов. Второе. Защита экономических интересов, территории государства на море. Россия осуществляет действия на международном уровне, чтобы на законных основаниях прирастить свою территорию в Северном Ледовитом океане. Однако это задачи не только дипломатов, но и флота, в том числе военного. В северо-восточной части Тихого океана у России есть участок, где на дне океана лежат ресурсные богатства размером с два Норильска. Они также требуют защиты.

- Вы же сами говорите, что разовые `вылазки`-походы кардинально ситуации не меняют.

- Нужно быть готовым к решению тех задач, о которых я вам сказал. Для этого моряки и проводят учения, тренировки, начиная с береговых подразделений и заканчивая дальними походами. Весной мы впервые - включая даже советское время! - провели учения с Индийским флотом. Разве это не шаг вперед? Неделю назад вернулись с первых учений подводных сил России и Франции. Представляете, что значит встреча подводных лодок в океане! Сейчас готовится соглашение о подводной безопасности, и это также шаг вперед, причем он касается не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

- Кстати, о российско-французских учениях. Такие подводные учения прошли впервые, эксперты говорят: для этого нужна очень высокая степень взаимного доверия, ведь речь идет по сути об обмене конфиденциальной информацией.

- Работа у моряков всего мира сегодня общая. В этой сложной работе есть понятие, которое актуально сегодня и будет актуально завтра, - безопасность. Именно это понятие мы поставили во главу угла. При этом, безусловно, у каждой страны есть секреты, которые она тщательно охраняет, в том числе и в ходе учений. Кстати, мы уже получили согласие французской стороны в будущем году продолжить сотрудничество. Вероятно, учения пройдут в Атлантике.

- В следующем месяце пройдут грандиозные учения на Дальнем Востоке. Расскажите о них.

- По направленности они будут сходны с теми, которые проводились на Каспии, однако с гораздо большим объемом привлекаемых сил. Тематика - борьба с терроризмом. Терроризм сегодня, в том числе морской, как злая ось, пересекает мир от Южно-китайского моря до Балкан. Далее - борьба с браконьерством, нарушителями на воде, охрана своих запасов, спасение на море. Все эти вопросы актуальны для Дальнего Востока. Кроме того, как вы знаете, в этом регионе сейчас весьма непростая политическая обстановка.

- Вот именно. В нашу задачу входит кого-то напугать, защитить?

- Мы совершенно не ставим целью кого-то пугать. Необходимо проверить подготовку людей, систем управления, своими глазами увидеть, к чему мы сегодня готовы.

- Эти учения - международные. Какие страны уже дали согласие?

- На сегодняшний день мы получили согласие от семи государств, в том числе Соединенных Штатов, Японии, Южной Кореи, КНДР. Море не только разделяет берега, но и соединяет...

Мы защитим себя в любой точке

- И все же по-прежнему остается открытым вопрос: зачем? Зачем России, например, Индийский океан или весь Тихий? Флот США выполняет одни задачи, Финляндии или Швеции - другие, России - третьи. То, что было актуально во времена противостояния сверхдержав, сегодня теряет смысл. К тому же Россия сказала, что устанавливать `мировой порядок` она больше не намерена. Мы не декларируем, во всяком случае пока, в своих военных доктринах, что нанесем превентивный удар по любой точке земного шара, если оттуда исходит потенциальная угроза России.

- Если суверенитету России будет что-то угрожать, Россия нанесет удар, в том числе силами военных моряков, в любой точке земного шара. Это должны знать все. Суверенитет России незыблем. Мы также будем оказывать помощь нашим гражданам везде, где она потребуется. Для этого у нас есть и корабли, и самолеты.

- Давайте поговорим о кораблях. Какие корабли нужны сегодня России исходя их тех задач и угроз, которые перед ней стоят?

- У России нет того флота, который был у Советского Союза. Вопрос: какой флот нужен? Безусловно, флот должен отвечать тем вызовам, которые существуют в морях и океанах. Такой ли он сегодня, отвечает ли на все вызовы? Частично - да, полностью - нет. Итак, мы выходим на тему возможностей государства. Все необходимые нормативные документы - Морская доктрина, Основы строительства флота и т.д. - приняты, правовая база, на мой взгляд, достаточна. Теперь ее необходимо совместить с экономическими возможностями, что и позволит решить стоящие перед нам задачи. Вопрос: когда - сегодня или завтра? На сегодняшний день - послезавтра.

Флоту России нужны корабли и дальней океанской зоны, и ближней морской. В ближайшее десятилетие срок жизни по всем зонам корабельного состава - надводной, подводной и морской - станет критическим. Сегодняшние вызовы диктуют нам необходимость не просто ходить в другое государство под своим флагом, но и выполнять определенные задачи. Для этого крайне важно, и мы ставим это во все свои планы - начать смену корабельного состава. Однако экономика не позволяет сегодня это делать, и это вызывает у меня огромное беспокойство. Хотя надежда остается.

Нужны новые корабли

- Какова сегодня статистическая картина состояния флота: сколько кораблей отремонтировано, построено, не достроено, списано, продано и т.д.?

- Недостроенных остались единицы...

-...Два года назад вы называли цифру 32.

- Пять лет назад было более сотни. От части пришлось отказаться - годами стоя на заводских стапелях, они устарели физически, отстали интеллектуально. То, что оставили, сейчас вводим в строй. Ввели многоцелевую подводную лодку `Гепард`, тяжелый атомный ракетный крейсер `Петр Великий`. Однако подавляющее большинство кораблей ходит еще с советских времен, их возраст - 17-19 лет, и это не та составляющая, которая будет определять лицо флота в будущем. Наступает время смены технологий, нового строительства, должны происходить качественные сдвиги, которые позволят флоту соответствовать вызовам сегодняшнего и завтрашнего дня. Основные усилия должны быть сосредоточены на новом строительстве.

Что нам удалось? За первые годы выполнения плана строительства Вооруженных сил мы почти полностью завершили закладку кораблей всех классов, в следующем году завершим закладку последних проектов. Теперь крайне важен другой вопрос: пора переходить на серийное строительство. Боевой состав кораблей и подводных лодок не может опускаться ниже 300 единиц. Мы не сможем выдержать эту величину, если после 2005 года серийное строительство не станет задачей номер один.

- Недавно прошел спуск стратегического атомного ракетного крейсера типа `Тайфун`. Каковы вообще перспективы ракетно-ядерной составляющей, нужна ли она сегодня? И второе: эксперты считают, что вы хотите развивать авианосцы при том, что сегодня для них нет ни задач, ни финансовых возможностей.

- Начну с последнего. Авианосная составляющая на флоте России останется от советского времени в том объеме, в котором присутствует сейчас. Обоснованных задач для авианосцев в Российском флоте сегодня и на перспективу я не вижу. Копировать то, что делают, к примеру, наши партнеры США, нам сегодня не стоит. Возможно, наступит период, когда наш флот станет таким, что осилит не только ближнюю и дальнюю морскую зону, но и по-настоящему выйдет в океан. Сегодня такая задача на повестке дня не стоит.

Теперь по ракетно-ядерной системе. Вы считаете, нам не нужна морская ракетно-ядерная система?

- Существуют мнения, что основные усилия нужно прежде всего сосредоточить на создании многофункциональных кораблей.

- Это разные вещи. В строительстве надводных, подводных и воздушных сил мы уже идем по пути многофункциональности. К примеру, из 11 классов надводных кораблей оставляем 2, включая в них то, что и называется многофункциональностью. Однако подводная ракетно-ядерная система - отдельный вид оружия, она была, есть и будет. Но в новом количестве и качестве. На это сейчас и направлены усилия руководства государства, Министерства обороны, Военно-морского флота, промышленности и науки.

- Могли бы вы назвать какие-то конкретные шаги?

- Флот России переходит на твердотопливную ракету вместо жидкостной, представляющую, на мой взгляд, меньшую опасность, нежели мы имеем сегодня. Вот один из параметров. Для этого и проходила модернизацию подводная лодка, о которой вы упомянули.

- Обсуждались ли уже руководством конкретные механизмы начала серийного производства кораблей с 2005 года?

- Да, они заложены в планах. Сейчас разрабатывается технология поэтапного обновления и модернизации кораблей. В первую очередь будет меняться и обновляться ближняя морская зона, затем - дальняя морская. Океанская пока будет поддерживаться в том состоянии, в каком есть, за счет ремонта. Когда нарастим первые две составляющие, перейдем на серийное строительство океанской зоны. Но, повторяю, до 2005 года мы обязательно сделаем закладку всех трех зон.

- Участвует ли частный капитал в строительстве военных кораблей?

- Нет, это сугубо государственная программа. Вообще я не помню, чтобы со времен Петра частный капитал участвовал в подобных проектах.

В ботинках лучше?

- Министр обороны Иванов как-то заметил, что на флоте уже без всяких программ и дополнительных денег служит порядка 50% контрактников. Как вы считаете, когда можно будет говорить, что флот полностью стал профессиональным, и что лично вы вкладываете в это понятие?

- Давайте не будем путать систему набора в Вооруженные силы и профессионализм. Вопрос профессионализма сегодня стоит особенно остро. Два года назад мы поставили эту задачу прежде всего по подводным силам, сказав: подводная профессия - самая сложная и тяжелая для моряков, для нее необходимо знание дела, ответственность и безопасность.

Мы начали с организационных, технических, экономических мер, думаю, шаги, сделанные за это время, и позволили нам выйти на те параметры, о которых говорил министр. Сегодня из 100% экипажей подводных лодок только 2% служат по призыву, кстати, многие матросы-срочники служат не хуже контрактников.

Сейчас правительством принята программа перехода на преимущественно контрактный принцип комплектования частей и подразделений Вооруженных сил. В их число вошли наши соединения морской пехоты. Мы также продолжим решать эту задачу для подводных сил.

- А что будет с надводными?

- На надводном флоте, на мой взгляд, пока нет тех условий, которые дали бы возможность существенно наращивать контрактную составляющую. Там очень важен социальный аспект, который еще предстоит решать. Вот завершим с подводными силами, отработаем морскую пехоту. Она в горячих точках работает, конечно, там должны быть контрактники.

- Части морской пехоты присутствуют в Чечне?

- Да.

- Говоря о подводниках, вы упомянули о безопасности. Это правда, что инструкции и технологии безопасности там не менялись многие годы?

- Нет, неправда. Инструкция пишется к технике и закладывается в механизм по ее эксплуатации. Другое дело, что комплексной системы мер безопасности, которые начинались бы от генерального конструктора, разрабатывающего модель корабля или лодки, и заканчивались не только эксплуатацией, включая поведение экипажей но и утилизацией, все эти годы не существовало. Ее разработка завершается только сейчас.

- Каков сейчас образовательный состав моряков? Помнится, сами военные жаловались: страшно к кораблю подпустить, с таким уровнем приходят...

- Кадров ниже среднего профессионального образования у нас нет. Сейчас мы поставили перед собой задачу вывести на начальное профессиональное государственное образование даже командиров отделений по призыву. Что касается матросов. По итогам последнего призыва на морскую службу набрано 15 тысяч человек. И я вам могу сказать: они не хуже, чем прошлый призыв.

- Раньше говорили: `Лучше 2 года в сапогах, чем 3 года в ботинках`. Сроки службы уравняли, а отношение изменилось?

- Для меня всегда было лучше `в ботинках`. Всю жизнь...

Кто пришел на флот в последний призыв:

- свыше 27% имеют полное среднее образование
- 34% имеют начальное профессиональное образование
- 2% - высшее профессиональное
- 71% срочников - из полных семей
- около трети матросов до призыва учились
- более 45% - работали

Источник: ВМФ РФ

http://www.izvestia.ru/army/article36569


Светлана БАБАЕВАhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 193593
Опублик.: 28.07.03
Число обращений: 511

  • Куроедов Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``