В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вопросы организации системы внешнего финансового контроля Российской федерации Назад
Вопросы организации системы внешнего финансового контроля Российской федерации
Председатель Контрольно-счетной палаты Курской области
Фомина Людмила Анатольевна



Вопросы организации системы внешнего финансового контроля Российской федерации

С переходом нашей страны на новые принципы хозяйствования, создание новой эффективной экономической системы и построения на ее основе гражданского общества, бесспорно одно - успешное движение России по пути прогресса невозможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах, и, прежде всего в финансово-экономической сфере.
Конституция Российской Федерации представила возможность создавать законодательным (представительным) органам независимые от исполнительной власти органы внешнего государственного финансового контроля - Контрольно-счетные органы, призванные обеспечивать всеобъемлющий государственный финансовый контроль. Это право в дальнейшем нашло более широкое толкование в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективного распоряжения вверенной государственной и муниципальной собственностью и финансовыми ресурсами необходимо контролировать. Для России в период интеграции в мировую экономику, вступления в ВТО в высшей степени актуальна, организация эффективной и всеобъемлющей системы финансового контроля на всех уровнях: от федерального до муниципального.
Органы внешнего государственного и муниципального контроля: Счетная палата Российской Федерации; Контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований, в соответствии с действующим законодательством, подотчетны соответствующим представительным органам власти. Однако, всем понятно, что, прежде всего первое лицо отвечает за социально-экономическую политику государства, региона, муниципального образования, выбирает приоритеты финансирования и поддержки тех или иных отраслей экономики на вверенных территориях.
Власть первого человека в государстве, в субъекте России, в муниципальном образовании в нашей стране с исторических времен всегда была очень велика. Поэтому внешний финансовый контроль за использованием бюджетных средств в субъектах Российской Федерации может быть действительно независимым, а значит объективным только при условии двойного подчинения контрольного органа: по вертикали - федеральной структуре, а по горизонтали - законодательному (представительному) органу власти.
В IX разделе Бюджетного кодекса Российской Федерации `Государственный и муниципальный финансовый контроль`, вопросы организации системы финансового контроля России освещены лишь в общих чертах. Очевидно, что необходимы федеральные законы: `О финансовом контроле`, который должен определить правовой статус высшего органа финансового контроля России, а также рамочный закон, который бы определил единый подход и единые требования к Контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
В настоящее время законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют правовой статус Контрольно-счетного органа в тех рамках, которые их устраивают по тем или иным соображениям, не используя единую правовую базу. Во многих субъектах Российской Федерации такой финансовый контроль создавался со значительным опозданием в сроках, да и сейчас этот процесс еще не завершен. Следует отметить, что образованные субъектами Российской Федерации собственные контрольные органы отличаются не только по численности их работников, но и по тому статусу, который им предоставляется законодателем субъекта Российской Федерации.
Курская областная Дума приняла Закон Курской области `О Контрольной комиссии Курской области` спустя 4,5 года после создания первого Контрольно-счетного органа субъекта - Контрольно-счетной палаты г. Москвы (18 мая 1994 года). По аналогии с Федеральным Законом `О Счетной палате Российской Федерации` разработаны законы о Контрольно-счетных органах субъектов.
В Закон Курской области `О Контрольной комиссии Курской области` за период с сентября 1998 года по сентябрь 2002 года четыре раза вносились изменения и дополнения. Необходимо отметить, что в Уставе Курской области 1995 года не было статьи определяющей правовой статус Контрольно-счетного органа. Само определение `Контрольная комиссия` - обуславливало создание временного органа, наподобие временных комиссий, которые может создавать областная Дума для проведения проверки какого-либо вопроса на определенном этапе.
В ходе подготовки нового Устава Курской области в мае - июне 2001 года законодатель принял наши предложения по урегулированию правового статуса Контрольно-счетного органа. Пришлось доказывать и то, что название должно соответствовать общепринятому в России.
В ныне принятом Уставе Курской области статьей 29 закреплено:
`Курская областная Дума образует Контрольно-счетную палату Курской области, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля области и подотчетна Курской областной Думе.
Полномочия, структура, порядок формирования и деятельность Контрольно-счетной палаты Курской области определяются законом области.
Контрольно-счетная палата Курской области обладает правами юридического лица. Финансирование Контрольно-счетной палаты Курской области осуществляется за счет средств бюджета области, предусмотренных в областном бюджете отдельной строкой `.
Кроме этого, в пункте 3 статьи 31 Устава Курской области предусмотрена норма о назначении председателя Контрольно-счетной палаты Курской области.
На все изменения необходимые для укрепления правового статуса Контрольно-счетной палаты потребовалось много сил и энергии.
Еще сложнее ситуация с созданием контрольных органов муниципальных образований.
Если на федеральном уровне в последние годы в вопросах использования бюджетных средств порядка стало куда больше, на региональном уровне в основном только приступили к процессу наведения порядка в этой сфере, то на уровне муниципальных образований можно сказать, что не ступала нога `финансового контролера`. Поэтому без координации всего внешнего финансового контроля от федерального до муниципального невозможно проследить, говоря словами Президента России, как каждая копейка доходит до бюджетополучателя.
Главная причина низкого уровня организации муниципальных Контрольно-счетных органов - отсутствие заинтересованности у руководителей муниципальных образований в их создании и отсутствие нормативной правовой базы, влияющей на координацию усилий органов власти на этот процесс.
В Курской области по состоянию на 01.10.2002 года создан лишь один такой орган при муниципальном образовании г. Железногорск, хотя в соответствии с Уставом области, у нас более 512 муниципальных образований.
Среди наиболее значимых прежде всего: муниципальное образование г. Курск, городской бюджет 2002 года составляет 11% от всего консолидированного бюджета области, 16% от областного бюджета. Всего на долю муниципальных образований Курской области приходится 2460 млн. рублей или 31,4% от консолидированного бюджета на 2002 год.
В соответствии со статьей 10 Закона Курской области `О Контрольно-счетной палате Курской области` ее контрольные полномочия распространяются на органы местного самоуправления только в той части, если они получают, перечисляют и используют средства из областного бюджета, областных внебюджетных фондов или используют областную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством области налоговые и иные льготы и преимущества.
К сожалению такая ситуация сложилась не только в нашем субъекте, поэтому необходимо принимать меры способствующие осуществлять контроль за использованием финансовых средств всех трех уровней бюджетной системы России. В первую очередь, по-моему мнению, необходима - вертикаль власти в области внешнего финансового контроля - созданная под эгидой Счетной палаты России. Да, безусловно, необходимо вносить изменения в действующую Конституцию России, это процесс долгосрочной перспективы. Но практика работы счетных органов показывает, что независимый финансовый контроль за бюджетными средствами можно обеспечить лишь тогда когда он будет сосредоточен в одном правовом и организационном пространстве. Что это означает? Руководство деятельностью Контрольно-счетных органов субъектов должно осуществляться Счетной палатой Российской Федерации, а подотчетны такие органы должны представительным органам власти субъекта, что обеспечит возможность парламентариев контролировать исполнение бюджетов, назначать на должность председателя Контрольно-счетного органа субъекта (по согласованию со Счетной палатой РФ). Все это позволит обеспечить объективность контроля, создав независимость не на бумаге, а на деле.
Количество контролирующих органов в России на текущий момент довольно значительное, трудно определить место каждого в системе Российского государства, сферы их деятельности пересекаются.
Многие органы финансового контроля имеют своих представителей на территориях субъекта: КРУ Минфина России, Федеральное казначейство, налоговая полиция и т.д., но все эти органы в основном осуществляют оперативный и последующий контроль за использованием бюджетных средств и при этом не дают в целом оценку исполнения бюджета того или иного уровня, не говоря уже о том, что они не могут влиять на проекты бюджетов.
Для решения вопроса по осуществлению всех форм финансового контроля: предварительного, текущего и последующего, в том числе и за бюджетными средствами всех уровней необходимо создание высшего органа внешнего финансового контроля, который должен иметь свои территориальные образования.
После вступления в законную силу с 1 января 2000 года Бюджетного Кодекса Российской Федерации, который однозначно установил правовую базу финансового контроля, как часть бюджетного процесса (ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ) и отнес к компетенции федеральных властей определение основ осуществления контроля за исполнением бюджетов всех уровней, а к компетенции субъектов Российской Федерации - установление порядка осуществления контроля за исполнением региональных бюджетов и непосредственный контроль их исполнения.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации вопросы контрольных органов отражает в главе 18 `Полномочия участников бюджетного процесса` и в специальной главе 26 - `Основы государственного и муниципального контроля`. Статья 152 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливает, что Контрольно-счетные органы являются участниками бюджетного процесса и входят в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями (ст. 151 БК РФ), а в ч. 1 ст. 157 Бюджетного Кодекса РФ закреплена экспертная функция Контрольно-счетных органов.
Однако следует отметить, что законодательно не урегулирован вопрос о необходимости доработки проектов бюджетов и иных законопроектов требующих расходования бюджетных средств при отрицательном заключении контрольно-счетного органа.
Каждый законодательный (представительный) орган любого уровня в соответствии со статьей 265 Бюджетного Кодекса РФ имеет право создавать собственный контрольный орган для проведения внешнего контроля, причем в той форме и наделять его теми полномочиями, которыми сочтет необходимым. К сожалению, это не позволяет применить единые требования при создании Контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Отсутствие законодательно закрепленных общих принципов функционирования Контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, их взаимоотношений с Федеральным Контрольным органом - Счетной палатой Российской Федерации затрудняет выработку единообразных методик проведения контрольных мероприятий.
Законность - ключевой принцип деятельности Контрольно-счетной палаты, обеспечивается неукоснительным соблюдением норм Конституции Российской Федерации, законов, как федеральных, так и субъектов РФ. Орган, призванный контролировать соблюдение бюджетного законодательства, сам должен четко подчиняться законам. Поэтому так необходим на данном этапе рамочный федеральный закон, определяющий единый подход и единые требования к Контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации, а на перспективу необходима основательная подготовка нормативной правовой базы для создания вертикали власти в области внешнего финансового контроля.
Требуют юридического закрепления многие вопросы взаимоотношений финансовых контролеров и правоохранительных органов - которые в настоящее время решаются в `рабочем порядке` на основе заключенных соглашений о сотрудничестве, так как в законах и положениях, на основании которых действуют эти органы, нет статей регламентирующих такое взаимодействие с Контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения главной задачи Контрольно-счетных органов России - представления независимой информации о состоянии государственных финансов, собственного обоснованного мнения об отчетности, представляемой участниками бюджетного процесса всех уровней бюджетной системы, необходимо:
1. Создать вертикаль финансового контроля;
2. Вывести эти органы из-под финансовой зависимости от бюджета субъекта, подчинив их в вопросах организации их работы и финансирования федеральному органу, возможно Счетной палате Российской Федерации
3. Для взаимосвязи с властью на местах оставить подотчетность этих органов законодательной ветви власти субъекта.
При этом решается проблема по защите деловой репутации сотрудников Контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, а исполнительная власть субъектов лишается возможности препятствовать проведению внешнего публичного контроля за своей деятельностью.
Создание Ассоциации Контрольно-счетных органов Российской Федерации в декабре 2000 года во многом повлияло на организацию процесса по созданию системы государственного финансового контроля, консолидировало усилия по организации целостной, действенной и высокоэффективной системы.
Практически на общественных началах Счетная палата Российской Федерации влияет на этот процесс. Законное закрепление права Счетной платы Российской Федерации по организации внешнего финансового контроля за всеми уровнями бюджета полностью решит проблемы возникающие в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях субъектов.http://nvolgatrade.ru/

Док. 193481
Опублик.: 17.07.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``