В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Комиссия по правам человека - последняя линия обороны прав и свобод граждан России Назад
Комиссия по правам человека - последняя линия обороны прав и свобод граждан России

Комиссия по правам человека - последняя линия обороны прав и свобод граждан РоссииО защите прав человека в России в интервью нашему корреспонденту Илоне Тарасовой рассказала председатель Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Элла Александровна Памфилова.

Элла Александровна, скажите, действительно ли у нас в России все так плохо с соблюдением прав человека, как это пытаются иногда представить?

Смотря с кем и с чем сравнивать... Действительно, по сравнению с другими странами `большой восьмерки`, куда мы входим, у нас в этой сфере дела обстоят значительно хуже, но - гораздо лучше, чем в большинстве стран Азии, Африки или Латинской Америки.
Недавно влиятельная международная организация `Международная амнистия` заявила, что `с момента окончания холодной войны жизни людей по всей планете никогда ещё не подвергались такой опасности, как сегодня, борьба против терроризма, как ни парадоксально, привела к снижению уровня безопасности в мире`. В прошлом году её сотрудники зарегистрировали факты нарушения прав человека в 151 государстве.
Нашей стране нельзя предъявлять равный счет со странами развитой демократии. У них гражданское общество и правовая культура формировались многие десятки лет, а у нас этот процесс начался сравнительно недавно, и надо признать, что, несмотря на весь имеющий место абсурд, несправедливости и другие издержки роста, мы последовательно движемся по пути укрепления и защиты прав людей. Давайте вспомним, что было раньше, и посмотрим, что сейчас. Есть объективные причины, по которым нельзя двигаться быстрее, чем рождаются какие-то естественные точки опоры в обществе. Например, проблема правового нигилизма и чиновничьего произвола тянет за собой кадровую проблему. Где взять других сотрудников?
Для изменения ситуации надо менять сознание людей, а это правовое просвещение, корректировка воспитания и многое другое, и плюс к этому надо оставить иллюзии, что те, кто сейчас пренебрежительно относится к правам человека, поддастся перевоспитанию. Ситуацию невозможно изменить за один день, издав какой-нибудь указ или закон, и все будет не так быстро, как нам бы хотелось.
На самом деле - проблема в том, что очень часто тема прав человека становится козырной картой в политических играх. Это, вместе с имеющейся до сих пор практикой `двойных стандартов`, девальвирует ценность прав и свобод человека. В обществе накопился груз разочарования правозащитной деятельностью, упало доверие и авторитет правозащитников. Не способствует решению многих проблем российских граждан и бедность государства, у которого сегодня нет возможности решить проблемы жилья, зарплат бюджетников, пенсий, льгот ветеранов и репрессированных.
Такова реальность, с которой приходится считаться, но необходимо бороться, поскольку не может быть независимым и свободным государство, в котором живут бесправные граждане.

Какие проблемы в области защиты прав человека в России Вы назвали бы в первую очередь?

Проблема в том, что вопросы защиты прав человека невозможно выстроить в очередь. Каждое нарушение прав конкретного гражданина должно быть сигналом тревоги и требует немедленного реагирования. Но есть и проблемы системные, затрагивающие интересы многих сотен и тысяч граждан.
Отличие нашей Комиссии от Уполномоченного по правам человека как раз в том и состоит, что цель Комиссии - на основе информации о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина готовить предложения в органы государственной власти о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в России.
В соответствии с действующим законодательством, рассмотрение жалоб на решения или действия должностных лиц относится к компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. К нему можно обратиться в установленном порядке по адресу: 103084, г. Москва, ул. Мясницкая, 47, телефон: 207-34-12 (39-77).
Тем не менее, в наш адрес поступает свыше шести тысяч обращений граждан в месяц, большая часть из которых не подлежит рассмотрению, так как не относится к компетенции Комиссии. В большинстве случаев нам пишут те, кто потерял надежду на решение своего вопроса и в течение многих лет получает отрицательные ответы из различных ведомств и инстанций. Для них Комиссия по правам человека - последняя линия обороны прав и свобод граждан России. Мы стараемся помочь всем, но это зачастую просто невозможно. В связи с этим сроки рассмотрения писем затягиваются, мы вынуждены перенаправлять полученные жалобы по принадлежности и компетенции в органы государственной власти. Пользуясь случаем, прошу тех, кто обращается в Комиссию, с понимаем отнестись к сложившейся ситуации.
Конкретный пример. По ходатайству Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации инвалиду 3-ей группы Степанову А.С., военнослужащему по призыву, получившему тяжелые ранения во время военной службы в Северо-Кавказском регионе, Национальным Военным Фондом оказана материальная помощь на получение жилья в г. Ангарске. Соответствующее решение принято Президентом Фонда А.Моляковым, спасибо ему за это. Но таким образом не решить проблемы всех военнослужащих-инвалидов. Поэтому Комиссия предлагает правительству России комплексное решение вопроса о пенсионном обеспечении военнослужащих по призыву - инвалидов военной травмы. Мы предлагаем внести изменения и дополнения в Федеральный закон `О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации`, которые позволили бы реально решить пенсионные проблемы инвалидов военной травмы. Экономическая цена решения этого вопроса относительно невелика. Тем не менее, чрезвычайно высока политическая цена вопроса, поскольку речь идет о престиже воинской службы и государства в целом.
В общем, должна заработать система. В противном случае бессмысленно говорить о гражданском обществе и правах человека, ибо ни то, ни другое не может иметь место в стране, в которой люди не имеют другой возможности отстоять свои права, кроме многолетней, унижающей достоинство переписки с чиновниками.
Ядром правозащитной системы должен быть суд. Как известно, качество судебной власти в любой стране определяет качество защиты прав. К сожалению, судебная реформа идет очень тяжело, и пока к ней очень много вопросов. Основная проблема состоит в том, что очень высок уровень коррупции правоохранительных органов, сильны корпоративные связи, имеет место круговая порука. Например, связку судья-прокурор-следователь очень сложно разорвать, и если где-то `проштамповали` дело, то изменить приговор очень сложно. Как правило, он просто переписывается в суде вышестоящей инстанции.
Другой немаловажной проблемой является равнодушие, формализм и бюрократический подход. Существующая система безответственности и безнаказанности приводит вот к тому, что каждый день на любом уровне, в любом месте попираются элементарные права человека. Эта болезнь поразила все уровни власти, но больше всего жалоб поступает на действия или бездействие местных чиновников. Как и раньше, люди ищут правду в Москве.
Что касается общественной составляющей системы защиты прав человека, то она у нас тоже развита пока очень слабо, что связано с невысоким уровнем развития гражданского общества. Собственно, в этом и заключается причина, по которой мы не дотягиваем по правам человека до европейских стран. На сегодняшний день в России общественных организаций такого рода не так много, а те, что есть, не всегда достаточно активны и их неадекватно мало относительно уровня проблем. Как следствие, мы имеем слаборазвитый общественный контроль за действиями властей в сфере соблюдения прав граждан.
Кроме того, хотелось бы отметить, что наши проблемы во многом определены нашим менталитетом, неразвитостью правовых отношений, свойственным многим полного неуважения закона, низким уровнем правовой культуры и пренебрежением этой сферой в целом. У нас есть привычка жить не по закону, а по понятиям, которая появилась не в последние десятилетия, а значительно раньше.
История России показывает, что интересы государства традиционно ставились выше интересов личности, государство всегда подавляло личность и пренебрегало ее интересами в угоду себе. На протяжении веков закрепилось, что человеческая жизнь не представляет никакой ценности, а в итоге она не является каким-то приоритетом в личностном и общественном сознании. Поэтому нам очень трудно сейчас выдавливать из себя раба, выдавливать из себя страх. Это очень сложный процесс, но за прошедшее десятилетие мы сделали большой рывок в этом направлении.

Бюрократия, коррупция, слабость судебной системы - это те беды России, которые преследуют нас уже не первое столетие. Скажите, а какие проблемы являются, если так можно выразиться, изобретением нашего времени?

Одной из самых острых правозащитных тем становится сохранение экологии. Человек не может жить в агрессивной окружающей среде, а значит, любое вмешательство в природу тесно связано с судьбой будущих поколений. Таким образом, можно говорить о том, что в результате жесткого передела природных ресурсов, который сейчас идет, нарушаются права людей на здоровую окружающую среду. В связи с этим Комиссия вышла с предложением о создании единого органа экологического мониторинга. Однако интересы групп влияния вокруг этой проблемы оказались столь глубоки, что борьба в этой сфере переместилась в область большой политики и продолжается до сих пор.
Тяжелое положение с правами социальными и экономическими. Если раньше социальные права были весьма скромными, но гарантированными, сегодня все обстоит совсем по-другому: растет безработица, никто не может гарантировать даже небольшой, но стабильной зарплаты, не говоря уже о пенсии, на которую пожилой человек может себя хотя бы прокормить, появилось много бомжей и беспризорников.
Незаметно для широкой общественности идет процесс разрушения малого и среднего бизнеса. Именно этот бизнес - опора России, залог ее процветания в будущем. Раньше его у нас в стране не было, а сегодня он есть, но существует не благодаря, а вопреки. По отношению к нему применяются репрессивные, карательные меры.
В последнее время все чаще приходится говорить о национальном экстремизме, который проявляется как на бытовом, так и на служебном уровнях. Столкновение этнических групп, фобии разного вида - эта проблема очень опасная, и к ней надо подходить очень тонко и решать как можно быстрее.
Кроме этого, очень остро стоят проблемы соблюдения прав детей и инвалидов. Вообще, в отношении детей нужно сказать, что их права у нас в стране никак не защищены, фактически они терпят социальное бедствие. Государство оказалось абсолютно неготовым, например, к тому, что с приватизацией жилья многие дети просто выбрасываются на улицу. Детская проституция, порнография - это вообще чудовищно. Поэтому одним из приоритетных направлений работы Комиссии стала разработка системы мер по созданию в нашей стране системы ювенальной юстиции. Вопрос идет очень сложно, однако есть поддержка и понимание со стороны заместителя главы Администрации Президента Д.Н. Козака и председателя Верховного суда РФ В.М. Лебедева, что дает определенные основания для оптимизма.
Самой острой и новой правозащитной проблемой можно считать получение российского гражданства. Наша Комиссия на протяжении практически всего времени своего существования занимается этой проблемой. Результатом стали подготовленные нами совместно с другими органами власти соответствующие поправки к закону `О гражданстве`, которые в скором будущем мы готовимся вынести на обсуждение.

Что еще, кроме сказанного выше, было сделано Комиссией по правам человека за время ее существования?

Нами была начата серьезная работа по изменению налогообложения общественных организаций. Мы приложили много усилий, чтобы не вносили поправки в закон о СМИ, провели определенную работу по открытости наших силовых и правоохранительных органов. Кроме того, на основе предложений Комиссии президент дал ряд поручений по 12 направлениям. Это коснулось вопроса о гражданстве, экологии, разработки закона о праве граждан на обращение, упорядочения и усиления ответственности внесудебной защиты прав граждан. В Чечне нашей Комиссии удалось остановить принудительное переселение чеченцев из Ингушетии в Чечню, что предполагалось сделать еще в ноябре прошлого года. Именно по нашим обращениям были сокращены блокпосты в Чечне, усилен прокурорский надзор за проведением зачисток и проверок. Вместе с тем, надо помнить, что Комиссия - общественная организация, и она не может заменять собой работу многочисленных министерств и ведомств, в том числе аппарат Уполномоченного.
Самое главное, что за всеми нашими общими проблемами стоит конкретный человек с его бедой. Пенсионер Жук Р.П. из г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края получил наконец-то, благодаря вмешательству Комиссии, компенсацию за рабский труд в концлагерях Германии в качестве малолетнего узника. После вмешательства Комиссии установлен телефон и будет решаться вопрос улучшения жилищных условий жительницы г. Брянска А.Г. Бабаскиной. После обращения председателя Комиссии в МВД России ГУВД Краснодарского края выдало долгожданное удостоверение ветерана войны З.И. Равлюк. Главная военная прокуратура после вмешательства Комиссии опротестовала постановление правительства г. Москвы и защитила ветеранов Великой Отечественной войны, права которых на медицинское обеспечение были нарушены.
Такие случаи можно долго перечислять. Даже ради того, чтобы помочь этим людям, наша работа не была напрасной. Но главная наша задача состоит в том, чтобы качественно изменить ситуацию в нашей стране, чтобы каждый гражданин России гордился за свою державу, чтобы его права и свободы, права его родных и близких, будущее его детей были надежно защищены и реально гарантированы.
| Актуальная тема | 2003-07-04 12:14:27http://nvolgatrade.ru/

Док. 193443
Опублик.: 10.07.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``