В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Президент Румынии: Я готов помириться с Россией Назад
Президент Румынии: Я готов помириться с Россией
Владимир Путин и Ион Илиеску наконец подпишут базовый Политический договор

Сегодня в Россию прибывает президент Румынии Ион Илиеску. Завтра предстоит подписание базового Политического договора, переговоры о котором шли более 10 лет - беспрецедентный случай для отношений между Москвой и ее бывшими союзниками по ОВД. Таким образом будут официально сняты наиболее чувствительные вопросы двусторонних отношений периода Первой и Второй мировых войн. Накануне визита глава румынского государства дал интервью `НГ`.

- Господин президент, чему посвящен ваш визит в Россию?

- Прежде всего восстановлению румыно-российских отношений как на политико-дипломатическом уровне, так и в плане экономического и культурно-технического сотрудничества. Мы с президентом Владимиром Путиным и министром иностранных дел Игорем Ивановым намерены подписать базовый Политический договор и прилагаемую к нему Декларацию. Предстоит также участие в работе Румыно-российского делового форума и открытии генерального консульства Румынии в Санкт-Петербурге. Мы сделаем акцент на росте товарообмена, политическом сотрудничестве, борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью, незаконной миграцией. Предметом переговоров станет также ситуация на Кавказе и в Приднестровье, где необходимо сопряженное действие всех заинтересованных сторон.

- В чем суть основных проблем исторического характера, затрагивающих взаимоотношения наших стран, в частности касающихся присоединения Бессарабии к СССР в 1940 г., и каковы перспективы их окончательного решения?

- Действительно, на предстоящих переговорах мы затронем чувствительные сюжеты из прошлого, которое не должно вновь стать тормозом на пути развития наших взаимоотношений. Образно говоря, исторический `спор` между Румынией и Россией не сводится к вопросу о Бессарабии, проблема носит комплексный характер. Тем более что после распада бывшего СССР бессарабский вопрос уже не может быть решен Румынией и Россией. Исторические проблемы имеют теперь в большей мере характер `символических ценностей`, и, следовательно, репарации за нанесенный ущерб носят скорее моральный характер. Это не относится к вопросу о `румынском золоте`, переданном на хранение царской России во время Первой мировой войны. Решить вопрос с репарациями необходимо как для Румынии, так и для самой России, чтобы доказать друг другу, что мы способны быть в ответе за наше прошлое (независимо от того, насколько оно болезненно), уважать наши ценности и действовать с ответственностью, чтобы предотвратить возможность повторения таких событий, о которых идет речь. Возвращаясь к договору, мы предпочли включить этот спорный исторический вопрос в Совместную Декларацию, которая будет подписана министрами иностранных дел. Мы разъясним различные аспекты прошлого, опираясь на нашу твердую волю не использовать их в качестве аргументов в бесплодных разговорах, приводящих к конфронтации.

- Что сегодня можно назвать главной составляющей румыно-российских отношений?

- Очевидно, экономический вектор становится наиболее существенным не только для румыно-российских отношений. В частности, он является важнейшей чертой нынешней эпохи, когда в мире доминируют процессы глобализации и экономической интеграции. Мы должны были бы быть удовлетворены уровнем двустороннего товарооборота, который достиг в 2002 году 1,3 млрд. долл. Однако если вычесть из него поставки нефти и газа в Румынию, увидим, что дела обстоят не совсем удовлетворительно. В прошлом году Румыния поставила в Россию товары лишь на сумму 40 млн. долл., также не слишком велик объем импорта российских товаров и услуг, кроме поставок энергоносителей.

Перед нами стоят две большие проблемы. Во-первых, это необходимость сокращения дефицита торгового баланса, чей отрицательный сальдо для Румынии составил в прошлом году 1,286 млрд. долл. Второй большой проблемой является восстановление связей между румынскими и российскими экономическими субъектами. За тот исторический период, когда наши страны переживали драматические изменения, появились новые экономические субъекты, изменились механизмы финансирования, способы потребления, требования рынка и т.д. Необходимо возобновить прерванные связи, взаимно отвоевать доверие, лучше ознакомиться с предложениями и требованиями потребителей. Мы надеемся на участие крупных российских компаний в приватизации румынских предприятий, создании совместных предприятий. Имеется ряд традиционных румынских товаров, которые легко могут зарекомендовать себя в России, как, например, мебель, швейные изделия, пищевые продукты, товары широкого потребления, бытовые электротовары. Можем подумать и о расширении сферы нашего товарооборота, поскольку экономики двух стран диверсифицируются и начинают приближаться к качественным стандартам развитых стран.

- Как планируемое вступление Румынии в Евросоюз отразится на румыно-российских отношениях?

- Безусловно, этот вопрос будет обсуждаться на переговорах с российским руководством. Российская Федерация строит с Евросоюзом, как и с НАТО, специальные отношения, и для нас важен взгляд России на будущий проект европейского воссоединения. Я считаю, что предстоящее вступление Румынии в ЕС станет положительным элементом, стимулом для развития двусторонних экономических отношений. Многие российские фирмы, инвестировавшие капиталы в Румынию, получат прямой доступ на европейский рынок. Что касается румынских товаров, они приобретут гарантию высшего качества, требуемого крайне строгими стандартами ЕС. Во всяком случае, в двусторонних отношениях не появится новых барьеров, чего ни мы, ни Россия не желаем.

- В первой половине 1990-х гг. среди политиков Молдовы были популярны идеи объединения с Румынией. Как сегодня румынское общество относится к этой проблеме?

- Довольно прагматично. Конечно, идея объединения Румынии с Республикой Молдова нам кажется естественной. С другой стороны, мы понимаем, что это невозможно, пока не завершится построение самой государственности Молдовы. Тогда нам станет ясно, чего действительно желают молдаване. Если они хотят воссоединиться с Румынией, то у нас имеется модель и прецедент Германии. Если они не желают этого, между нами будут привилегированные отношения, исходя из общего национального и языкового происхождения, общих интересов и целей. Лично я считаю, что со вступлением Румынии в НАТО и Европейский союз идея воссоединения усилится и распространится в молдавском обществе, включая его русскоязычную часть. Наша страна станет более привлекательной, в том числе благодаря более высокому стандарту жизни. Все больше и больше граждан Республики Молдовы, и не только румыноязычных, приезжают к нам на учебу, занимаются предпринимательской деятельностью, участвуют в общей культурной жизни, в которой граница на реке Прут является лишь ориентиром, а не препятствием.


материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 193316
Опублик.: 03.07.03
Число обращений: 170


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``