В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Развитие морально-этических норм и принципов профессиональной деятельности - основа организации системы независимого... Назад
Развитие морально-этических норм и принципов профессиональной деятельности - основа организации системы независимого...
Развитие морально-этических норм и принципов профессиональной
деятельности - основа организации системы независимого государственного финансового контроля

Проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля являются сегодня одними из наиболее актуальных из проблем, стоящих перед государственным управлением. Это связано в первую очередь с тем, что по мере развития рыночной экономики, тем более с усилением ее социальной ориентации контрольно-финансовые функции государства усложняются и приобретают всю большую значимость.
В настоящее время основными направлениями совершенствования государственного финансового контроля (ГФК) традиционно считаются совершенствование нормативно-правовой базы контроля, реформирование органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, а также развитие форм и методов финансового контроля.
Правовая база контроля определяет принципы и порядок его осуществления. Основные принципы контроля являются в значительной мере признанными и общими для всех цивилизованных и демократических стран, и, следовательно, первичными элементами правовой базы деятельности органов ГФК должны стать морально - этические нормы и профессиональные принципы.
Правила этического поведения дают соответствующие рекомендации, четко определяют критерии поведения, специфические для данной профессии. Формально установленные и документально закрепленные этические правила являются декларацией твердых норм поведения и содействуют выполнению этих норм. Без этого невозможна профессиональная дисциплина. Именно поэтому этические правила должны являться основополагающей базой при формировании основных принципов профессиональной деятельности органов государственного финансового контроля.
В связи с вышесказанным объективно следует, что неуклонное следование этическим нормам и профессиональным принципам со стороны сотрудников органов государственного финансового контроля - один из важнейших путей его совершенствования. Данное положение обусловило выбор темы для написания данной работы.

Этические нормы поведения сотрудников органа государственного финансового контроля.
Сотрудники органов государственного финансового контроля являются государственными служащими, профессиональную деятельность которых регулируется Федеральным законом от 31.07.1995 года No119-ФЗ `Об основах государственной службы Российской Федерации`. В статье 5 указанного Закона закрепляются основные принципы государственной службы. Данный документ является базовым законом, регулирующим отношения государственной службы. Поэтому принципы, закрепленные в Законе `Об основах государственной службы Российской Федерации`, образуют исходные начала организации государственной службы в Российской Федерации. Все государственные органы обязаны проводить в жизнь эти принципы и руководствоваться ими в своей работе.
В Калужской области данные принципы закреплены в Законе Калужской области `О государственной службе Калужской области` и являются обязательными для исполнения всеми государственными служащими Калужской области.
В Законе напрямую не определены морально-этические требования к государственным служащим. Однако совершенно очевидно, что государственным служащим может быть лишь гражданин, обладающий для выполнения указанных в Законе принципов, высокими морально-деловыми качествами.
В условиях усложнения задач, стоящих перед государственными органами, в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе объективным является подписание Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года No 885 `Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих`. В данном документе уже закреплен блок морально-этических норм поведения, в соответствии с которыми призван действовать каждый государственный служащий.
К работникам органов государственного финансового контроля предъявляются особые требования. Государство наделило работников органов ГФК определенными правами и полномочиями в отношении как к организациям и предприятиям, так и к другим государственным органам. В связи с этим к государственным служащим, исполняющим функции финансового контроля, предъявляются повышенные морально-этические и профессиональные требования. Поведение сотрудников органов ГФК всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам.
В Законе Калужской области `О Контрольно-счетной палате Калужской области` морально-этические принципы определены в качестве приоритетных, так статья 3 указывает, что `Палата осуществляет контроль на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности`.
Признавая особую ответственность контрольно-счетных органов перед государством и обществом, Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации 3 декабря 2001 года принят Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации. Целью принятия Кодекса является установление этических норм, правил профессионального поведения и взаимоотношений сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации для достойного выполнения ими своего профессионального долга. В Кодексе закреплены два важных положения:
- положения настоящего Кодекса обязательны для всех сотрудников контрольно-счетных органов, входящих в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации;
- при поступлении на государственную службу сотрудник органа ГФК самостоятельно возлагает на себя обязанности неуклонно выполнять этические нормы.
При поступлении в Контрольно-счетную палату Калужской области каждый сотрудник в своем заявлении указывает, что он ознакомлен с Этическим кодексом и обязуется, безусловно, выполнять его положения.
Первым этическим принципом указан принцип честности и объективности при выполнении служебных обязанностей. Согласно этому принципу сотрудники контрольно-счетного органа обязаны придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения и в своих отношениях с проверяемыми организациями не должны давать поводов для подозрений и упреков. Честность предполагает обязательную приверженность сотрудника органов контроля профессиональному долгу, а также общечеловеческим моральным правилам в своих поступках и решениях. Объективность требует, чтобы сотрудники органа ГФК:
- выполняли свою работу независимо, квалифицированно и честно;
- всегда применяли непредвзятый, беспристрастный, самостоятельный, не обусловленный каким-либо влиянием подход к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.
Кроме того, каждый сотрудник контрольно-счетного органа должен:
- отказываться от проведения проверок в случае нахождения на руководящих должностях проверяемого подразделения организации лиц, состоящих с ним в родственных отношениях;
- не допускать нарушения объективности при вмешательстве в его деятельность чиновников более высокого ранга или при оказании какого-либо давления на него.
В подтверждении указанного принципа Закон `О Контрольно-счетной палате Калужской области` устанавливает запрет на занятие руководящих должностей в Палате при наличии близких родственных связей с Губернатором и председателем Законодательного Собрания Калужской области, прокурором Калужской области, председателем Калужского областного суда и председателем областного арбитражного суда.
Важнейшими морально-этическими принципами, соблюдения которых требует Кодекс, являются порядочность и безупречное поведение сотрудников контрольно-счетных органов. Своим авторитетом работники ГФК должны поднимать репутацию контрольно-счетного органа и воздерживаться от такого поведения, которое могло бы нанести ему ущерб. Данный принцип основывается на принципе законности профессиональной деятельности государственного служащего, так как авторитет завоевывается при неуклонном следовании финансовыми контролерами нормам законодательства, своим должностными обязанностям, установленным методикам и стандартам проведения контрольных мероприятий.
К этическим принципам относит Кодекс профессиональную компетентность. Помимо теоретических знаний, практических навыков, а также постоянного повышения квалификации и качества работы, данный принцип требует от работника в тех случаях, когда он считает, что не обладает должной компетентностью для выполнения порученного задания поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя.
Лояльность сотрудников органа ГФК предполагает, что они не должны:
- вмешиваться или вызывать конфликты интересов в контролируемых организациях;
- вмешиваться или вызывать конфликты интересов в структуре государственной власти;
- быть сознательно вовлеченными в нелегальную или ненадлежащую деятельность;
- участвовать в действиях или деятельности, которые могут дискредитировать орган ГФК, нанести ему прямой или косвенный ущерб.
Актуальным, в свете обострения в последнее время криминальной обстановки в стране, является принцип конфиденциальности. Данный принцип выступает с одной стороны важной морально-этической нормой, означая, что сотрудники органа ГФК не должны использовать конфиденциальную информацию ни в своих личных, ни в каких-либо иных целях (включая интересы третьих лиц). С другой стороны, конфиденциальность является одним из основных принципов профессиональной деятельности контрольных финансовых органов. Финансовые контролеры обязаны обеспечить сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе контрольных мероприятий, и не вправе передавать эти документы или их копии третьим лицам, а также должны быть осторожны в вопросах применения приобретенной информации.
Особое место среди этических принципов, указанных в Кодексе, принадлежит принципу независимости.
Сотрудники контрольно-счетного органа должны обладать полной независимостью и в организационном, и в функциональном, и в материальном, и в личностном, и в деятельностном, и в иных аспектах.
Указанный принцип закреплен Законом Калужской области `О Контрольно-счетной палате Калужской области`, в статье 1 которого указано, что `Палата обладает организационной и функциональной независимостью`
Независимость сотрудников органа ГФК позволяет им работать с высокой степенью автономии и инициативы и выносить объективные суждения.
Сотрудники органа ГФК не должны получать от лиц, заинтересованных в результатах контроля (персонал проверяемой организации, руководители вышестоящих государственных органов по отношению к проверяемым организациям и др.), что-либо ценное (подарки, услуги и т.п.), что может ослабить или предполагает со временем ослабление их независимости.
Каждый финансовый контролер должен быть независим в своих суждениях как от своих коллег, включая непосредственное начальство, так и от работников иных государственных органов.
Принципы профессиональной деятельности органа ГФК.
Морально-этические принципы составляют базу для профессиональной деятельности сотрудников контрольно-счетных органов.
В нормативно-правовых актах и литературе выделяют следующие основные профессиональные принципы, связанные с деятельностью органа ГФК по осуществлению государственного финансового контроля: независимость, самостоятельность, гласность, законность, объективность, ответственность, сбалансированность, приоритетность, экономическую эффективность, профессионализм. Развитие указанных принципов является основными направлениями совершенствования организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Рассмотрим подробнее, на наш взгляд, наиболее существенные из указанных выше принципов.
Законность действий или деятельности органа ГФК - это их соответствие нормативно-правовым актам, законодательным положениям.
Принцип законности предусматривает следующее:
- наличие качественной нормативно-законодательной базы для работы органа ГФК;
- соблюдение норм права сотрудниками органа ГФК при реализации своих контрольных полномочий (включая осуществление контроля и вынесение решений по его результатам).
Деятельность органа ГФК (в том числе его действия, предпринимаемые по результатам контроля: меры, методология и процедуры) должна строго соответствовать законам и иным нормативно - правовым актам и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых.
В Калужской области данный принцип в полной мере отражен в Законе Калужской области `О Контрольно-счетной палате Калужской области`, в котором закреплены основы организации, правовой статус, общие задачи, принципы и полномочия деятельности Палаты и ее должностных лиц, а также регламентация ответственности и обеспечение гарантии правового статуса работников.
В настоящее время все большее внимание уделяется гласности в работе контрольно-счетных органов. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности контрольного органа, доступность информации о результатах контрольной деятельности каждого гражданина. Доступность обеспечивается, во-первых, предоставлением итоговых (годовых) и текущих отчетов контрольных органов органам, их образовавшим, и другим органам государственной власти; во-вторых, публикацией результатов контрольных мероприятий в открытой печати.
В соответствии с указанным принципом Председатель Контрольно-счетной палаты Калужской области ежегодно предоставляет Законодательному Собранию Калужской области отчет о работе Палаты, который публикуется в печати. Также Палата информирует о своей деятельности Губернатора Калужской области, Правительство Калужской области и Главного федерального инспектора по Калужской области полномочного представителя Президента РФ по Центральному федеральному округу. Регулярно областная газета `Весть` публикует информационные материалы о деятельности Палаты.
Экономическая эффективность. Затраты на контрольные мероприятия органа ГФК не должны превышать ожидаемых (предполагаемых) убытков от их отсутствия, т.е. расходы на контроль не должны превышать суммы предотвращенных потерь в результате его отсутствия (или дополнительно привлеченных в бюджет средств в результате контроля).
Наиболее многогранным по содержанию является принцип профессионализма, от развития которого в первую очередь зависит результативность деятельности контрольно-счетного органа. В предыдущем разделе работы был рассмотрен данный принцип как этическое требование. В данном разделе профессионализм представлен в качестве общих требований к органу ГФК в отношении кадровой политики.
Концепция профессионализма предполагает, что сотрудники органа ГФК должны иметь определенный уровень подготовки, опыта и квалификации. Контроль должен осуществляться специалистами, чья квалификация, подготовка и опыт соответствуют особенностям объекта контроля и поставленным контрольным задачам.
Принцип профессионализма включает следующие основные требования, соблюдение которых сотрудниками органа ГФК является первым свидетельством их профессионализма:
1. Компетентность. Независимо от характера контрольного мероприятия, оно должно выполняться специалистами, чья подготовка и опыт соответствуют сфере, масштабу и сложности контрольных задач.
В органе ГФК для специалистов всех уровней должны быть установлены необходимые квалификационные характеристики. Профессиональные требования, которые закладываются в квалификационные требования, должны быть следующими:
) квалификация, необходимая для выявления и оценки:
- ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами);
- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного законодательства;
) знание законодательства и внутренних нормативных документов органа ГФК.
) практические навыки в проведении контроля.
В Контрольно-счетной палате Калужской области компетенции работников уделяется особое внимание. Каждому сотруднику Палаты необходимо сдать комиссии, в состав которой входят руководители и наиболее квалифицированные сотрудники, экзамены по правовым вопросам и бухгалтерскому учету. Вновь принимаемые нормативно-правовые акты детально изучаются на занятиях, по результатам которых проводятся зачетные семинары. Все сотрудники Контрольно-счетной палаты имеют высшее экономическое или юридическое образование, большой опыт работы в государственных финансовых и налоговых органах, финансовых службах предприятий и организаций.
2. Профессиональная ответственность предполагает: внимательное и серьезное отношение к своим обязанностям, готовность выполнять свою работу в пределах своих возможностей и профессиональной компетенции, обстоятельность в выборе методологии контроля, соблюдение установленных стандартов контроля, учет всех обстоятельств и фактов при вынесении профессиональных суждений, должную внимательность и разумную осторожность.
В развитие данного требования в Контрольно-счетной палате Калужской области утверждена система стандартов контрольной деятельности.
В состав системы входит типовой план проведения контрольных мероприятий с учетом отраслевых особенностей проверяемого объекта. Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению проверки, утвержденными для каждого направления деятельности Палаты. Оформление результатов проверок и их реализация осуществляются согласно Регламенту деятельности Палаты. Применение данной системы позволяет добиваться ответственного подхода к содержанию и результатам своей работы у сотрудников Палаты.
3. Общение с должностными лицами контролируемых субъектов и использование средств коммуникации.
Сотрудники органа ГФК должны поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководством и персоналом проверяемой организации, с третьей стороной (аудиторскими организациями, правоохранительными органами и т.д.). Финансовые контролеры должны использовать эффективные средства коммуникации, уметь эффективно выражать свои мнения.
4. Непрерывность обучения. Каждый сотрудник контрольно-счетного органа ответственен за продолжение своего образования в целях поддержания своего профессионализма.
В Контрольно-счетной палате Калужской области утвержден План организации и проведения занятий в системе профессионального обучения, в соответствии с которым проводятся занятия по актуальным вопросам контрольных мероприятий и новым нормативно-правовым актам. Занятия проводят руководители и наиболее квалифицированные специалисты Палаты. Для более глубокого изучения конкретных вопросов приглашаются специалисты из органов государственной власти, предприятий и организаций. По итогам занятий проводятся семинары, `круглые столы` и деловые игры.
5. При работе финансовых контролеров должна быть обеспечена гарантия того, что их работа должным образом контролируется.
В Контрольно-счетной палате Калужской области контроль осуществляется на всех стадиях контрольного мероприятия. Предварительный контроль на стадии планирования, при составлении программы проверки. Текущий контроль осуществляется начальниками отделов, аудиторами путем выезда на объект проверки. В результате последующего контроля аудитор утверждает акт проверки и составляет отчет о ее проведении.
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Эффективность деятельности государства, благополучие общества в значительной мере определяются качеством администрации, системой и структурой созданных органов, качественным состоянием государственного аппарата, служащими государства. Качество деятельности любого органа власти, а в особенности органа ГФК, его результативность, в первую очередь определяют кадры, их потенциал.
Поэтому разработка всесторонне обоснованной концепции государственной кадровой политики и механизма ее реализации является актуальнейшей задачей становления и развития российской государственности. Основой концепции государственной кадровой политики являются принципы поведения государственных служащих. Специфика деятельности органов ГФК выводит на первое место морально-этические требования к сотрудникам контрольно-счетных органов, которые должны быть подкреплены высоким профессионализмом их деятельности. Только безусловное следование морально-этическим нормам, глубокие теоретические знания и практический опыт финансовых контролеров позволит добиться организации действенного независимого государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Заместитель начальника отдела Контрольно-счетной палаты Калужской области
Валентин Николаевич Зезюлинhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 193312
Опублик.: 03.07.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``