В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Какую армию нам подбрасывают? Обзор предвыборных политических прожектов реформирования Вооруженных сил Назад
Какую армию нам подбрасывают? Обзор предвыборных политических прожектов реформирования Вооруженных сил
Накануне парламентских выборов политики вдруг озаботились сиротливой судьбой военной реформы. Несть числа революционным идеям, радикальным выводам, сногсшибательным концепциям, килограммовым программам. Беспощадные полемические удары наносятся по генштабовским генералам, которых обвиняют в консерватизме и обзывают `тормозами реформы`. Под окнами Минобороны время от времени устраиваются митинги, требующие немедленного создания профессиональной армии и отставки министра...

В этом азартном галдеже далекому от военных проблем человеку трудно отделить рациональные, трезвые предложения от откровенно популистских и даже глупых. В помощь `штатскому` электорату мы и публикуем сравнительную таблицу позиций различных партий и Минобороны по ключевым вопросам реформирования Вооруженных сил.



Кто из них барон Мюнхгаузен?

Как видно из таблицы, самые горячие реформаторы в `Яблоке` - они на полном серьезе убеждены, что всего за два года (вшестеро быстрее, чем американцы) мы сможем превратить свою армию в контрактную.

США, впрочем, для этого почти вдвое увеличили военный бюджет. Россия такого себе позволить не может. Правительство способно подкинуть в военную казну от силы еще 60 - 80 миллиардов рублей. Но этого хватит примерно на 70 тысяч контрактников. А нам их нужно для начала 150 тысяч (части постоянной боеготовности) и 400 тысяч в перспективе. `Яблочники` убеждены, что дополнительные финансовые средства можно добыть за счет сокращения Вооруженных сил (ВС) с 1,2 млн. человек до 800 тысяч. Но такая `кастрация` ВС не имеет убедительных аргументов: по мнению Генштаба, размеры территории страны и уровень военных угроз требуют иметь миллионную армию.

`Единая Россия`, Минобороны, ЛДПР и КПРФ настаивают на поэтапной профессионализации ВС с учетом финансовых возможностей государства. Такой подход российским и зарубежным военным спецам представляется наиболее реалистичным.

Почем контрактник?

Cами `волонтеры` уже оценили стоимость своей службы. Анонимный опрос тысячи солдат и офицеров показал: рядовой хочет получать в месяц не менее $300, лейтенант - $450. И хотя (как видно из таблицы) некоторые политические партии предлагают платить военным именно такие суммы, все это выглядит скорее как скрытая форма предвыборной агитации: государство не способно раскошелиться до такой степени. Именно по этой причине провалился эксперимент по набору контрактников в Псковской дивизии ВДВ: 8 из 10 кандидатов отказались подписывать контракт.

Сколько служить солдату?

И тут `яблочники` пошли дальше всех: они предлагают через два года полностью отменить призыв. Естественно, этот пункт их военной программы с бешеным восторгом встречен в рядах молодежи, не желающей `таскать кирзу`. Тем не менее призыв в России, как заявил глава МО Сергей Иванов, `будет всегда` - страна должна постоянно иметь обученный мобилизационный резерв на случай войны (он есть почти во всех государствах).

Как всегда, оригинален лидер ЛДПР В. Жириновский - его идея создать добровольческую армию звучит внушительно, но, по сути, это не что иное, как та же контрактная армия, в которую люди идут служить по своей воле.

Крыша для профи

Во всех контрактных армиях мира холостяки живут в общежитиях (от 2 до 4 человек в комнате), а женатым предоставляются служебные квартиры. Но некоторые наши политики (особенно в рядах СПС), похоже, изобрели особый - `русский` - способ решения проблемы. Они предлагают поселить холостяков в тех же (но отремонтированных) казармах, а женатым - давать деньги на наем жилья в населенных пунктах.

Такой подход изначально дискредитирует реформу. Казарма и останется казармой, даже если в ней сделать евроремонт. И что же это будет за профармия, если ее женатые бойцы расселятся по округе в домах да избах, где нет зачастую ни центрального отопления, ни телефона? А в случае сигнала тревоги командиры будут вынуждены отправлять во все стороны сотни пеших посыльных на поиски семейного личного состава?

Реформа - сейчас, оружие - потом?

Все расписали наши политики: и сроки службы, и зарплату контрактников, и жилищные условия. А вот про то, что никакой профармии у нас не получится, если она будет оснащена ржавым старьем, говорят неохотно, расплывчато и все на уровне `перспектив`. А меж тем 95% оружия уже изношено до крайности, а нового не предвидится. В ближайшие 10 лет львиная доля оружейных денег уйдет на модернизацию боевой техники 15 - 20-летнего возраста.

Мировой опыт создания профармий показывает, что никогда и ничего путного не может получиться, если государство не будет стабильно тратить не менее 3,5% внутреннего валового продукта (ВВП) на оборону. У нас же еле-еле дотягивает до 2,6%. СПС предложил план реформирования армии, который стоит 95 млрд. рублей. Но при этом эспээсники исключили расходы на перевооружение. И снисходительно критиковали Генштаб за то, что его план тянет аж на 132 млрд.

А ведь в данном вопросе генералы куда мудрее: профессионал без надежного оружия похож на манекен.

КОММЕНТАРИЙ

Алексей АРБАТОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне, член фракции `Яблоко`:
Необходимо исходить из имеющихся у нас ресурсов

При переходе на контрактную армию мы должны учитывать свои собственные возможности и не оглядываться постоянно на то, как это делают в других странах.

В США, к примеру, во второй половине 70-х годов ХХ века, когда осуществлялся переход на контрактный принцип, военный бюджет был меньше нынешнего. Более того, переход на контрактный принцип осуществлялся параллельно с сокращением военного бюджета, после окончания войны во Вьетнаме. Одновременно шло сокращение численности вооруженных сил и военных баз за рубежом. Но напрямую сопоставлять российский и американский бюджеты, в том числе и средства на военную реформу, неправомерно, поскольку при таком сопоставлении американский солдат-контрактник получает больше, чем депутат Государственной Думы и федеральный министр Российской Федерации. (Кстати, и пособие по безработице в США первые три месяца тоже больше.) Что же из этого следует? Что нам не иметь собственных депутатов и министров?

Нам необходимо исходить из имеющихся у нас ресурсов, с учетом российского (а не американского!) прожиточного минимума и средней заработной платы. Если денежное довольствие рядового-контрактника установить на уровне 6 тысяч рублей в месяц, а младшего офицера - 10 тысяч, то вполне можно перевести на контракт Вооруженные силы за 60 млрд. рублей (включая затраты на сокращение Вооруженных сил приблизительно до 800 тысяч человек). Ежегодно это потребует 30 млрд. рублей, если реформу проводить за два года, или 20 млрд., если за три, что составляет 8% или 6% соответственно военного бюджета 2003 года. В первую очередь нужно переводить на контрактную основу специализированные войска - атомный подводный флот, Пограничные, Внутренние, Воздушно-десантные войска. В этом `Яблоко` тесно сотрудничает с Минобороны, и мы рады, что наши идеи были приняты. При этом начатая Минобороны военная реформа вызывает множество серьезных нареканий. В первую очередь это незначительность проводимых преобразований, которые не смогут привести Российскую армию к необходимому уровню боеготовности. А меры принимать нужно срочно. По сравнению с потерями в военных кампаниях, проводимых развитыми государствами, наши потери в 40 тысяч военнослужащих в ходе обеих чеченских кампаний беспрецедентны.

А вот предложения по сокращению срока службы до полугода вызывают большие сомнения. Ни одна армия в мире не способна за полгода качественно обучить совершенно неподготовленного человека. Цель призыва в армию - это подготовка обороноспособного состава солдат запаса, которые в случае необходимости могли бы профессионально выполнить свой долг.

Борис НЕМЦОВ, лидер СПС:
Страна в состоянии осилить реформу уже сегодня!

Военное руководство утверждает, что переход к контрактной армии потребует немыслимых денег, которых у России сегодня нет. Генералы, мягко говоря, лукавят. На деле страна в состоянии осилить реформу уже сегодня. По расчетам наших экономических специалистов, на первоочередную задачу - повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня средней по стране зарплаты при одновременном планируемом их сокращении - потребуется 30 - 40 млрд. рублей. Вывод: требуется исключить крайне дорогостоящие проекты и сконцентрироваться прежде всего на зарплатах служащих по контракту и офицеров, а также на решении проблемы модернизации казарм. А на это потребуется лишь 10 процентов нынешнего бюджета Вооруженных сил.

`Союз правых сил` считает, что в качестве финансовых приоритетов бюджета 2004 года необходимо определить денежное довольствие и ремонт казарм; предложить заключить контракт солдатам срочной службы и сержантам; разрешить молодым людям из стран СНГ заключать контракты с Вооруженными силами России (при этом контрактникам из бывших союзных республик должно предоставляться российское гражданство); не нужно ограничивать участие женщин в формировании контрактной Российской армии; денежное довольствие офицерам в тех воинских частях, которые полностью укомплектованы контрактниками, должно быть увеличено минимум на 2 - 2,5 тысячи рублей. Мы убеждены, что эти меры позволят сформировать контрактную армию из 400 тысяч солдат и сержантов уже к 2006 - 2007 годам. После чего можно будет окончательно отказаться от двухлетнего срока службы и перейти к полугодовой подготовке резервистов на базе специальных учебных центров.

Мы предлагаем отменить призыв в его нынешней форме как неэффективный и неоправданный налог на бедных и незащищенных и перейти к формированию рядового и сержантского состава на контрактной основе. Призыв же сохранить на полугодовой срок и только в учебной части для получения начальной военной подготовки. Использовать его как базу формирования военнообученного резерва и основу комплектования корпуса контрактников.

Если же кто-то боится, что мы не соберем наших солдат и офицеров в час `икс`, то это не так. Суть предложений СПС в том, что деньги даются контрактнику на поднаем жилья для членов его семьи. У всех военнослужащих на контрактной основе есть койко-место в казарме, и с семьей он постоянно не живет. Покидая казарму, он оставляет либо контактный телефон, по которому с ним можно срочно связаться в случае тревоги, либо адрес, откуда его может забрать машина из части.


Виктор БАРАНЕЦ
E-mail: baranez@kp.ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 193299
Опублик.: 02.07.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``