В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сырьевая экономика как стимул для утечки мозгов Назад
Сырьевая экономика как стимул для утечки мозгов
Расходы на науку должны стать одной из приоритетных статей госбюджета



По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы. К началу третьего тысячелетия в мире насчитывалось 168 млн. иммигрантов, из которых не менее половины составили нелегальные. Основными центрами общемировых миграционных потоков традиционно были США и Западная Европа. В последние годы локальным центром миграции становится Россия. Одновременно она является и страной-донором, источником весьма заметной эмиграции.

В 1990-х годах среднегодовая численность эмигрантов из России в страны дальнего зарубежья составила около 100 тыс. человек, более 150 тыс. человек ежегодно переезжали от нас в страны СНГ и Балтии. Еще более заметные масштабы приняла иммиграция в Россию из бывших республик СССР: за период с 1989 по 2002 год к нам прибыли около 8 млн. легальных иммигрантов. Имеющиеся оценки нелегальной иммиграции варьируются весьма широко, но в целом предполагается, что в России незаконно проживают до 5,5 млн. иностранцев.

В общемировых потоках переселенцев все возрастающее значение приобретает интеллектуальная миграция. Хотя точная статистика об ее масштабах отсутствует, по некоторым оценкам, число прибывающих в развитые страны из различных регионов мира ученых и специалистов с высшим образованием постоянно растет. Так, только в 1990-е годы в США иммигрировали около 900 тыс. специалистов высшей квалификации, прежде всего в области информатики. Странами-донорами этих специалистов были в основном Индия, Китай, Россия, а также страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в том числе Канада, Великобритания, Германия.

На долю США ныне приходится 32% от общего количества иностранных студентов, обучающихся в странах - членах ОЭСР. Система высшего образования США является одним из важнейших каналов рекрутирования высококвалифицированных мигрантов: примерно 25% получателей виз США из числа специалистов высшей квалификации прежде были студентами американских университетов.

Данные о масштабах реальной утечки умов из России достаточно отрывочны и неточны. Оценки порой разнятся в разы. Это связано в том числе и с тем, что многие российские ученые не эмигрируют за рубеж, а уезжают на временную работу по контракту, хотя временный статус такой контрактной работы порой перерастает в постоянный. По оценке председателя профсоюза научных работников России Валентина Калинушкина, за последние 10 лет от 500 до 800 тыс. российских ученых покинули страну для работы за рубежом. Западные оценки гораздо скромнее - максимальная цифра из имеющихся оценок составляет 200 тыс. ученых, выехавших из нашей страны. Исследование, проведенное в Гарвардском университете, предлагает еще более скромные оценки: за период после 1991 года Россию покинули от 10 до 30 тыс. ученых.

Причины массового выезда за рубеж российских ученых и специалистов хорошо известны. Прежде всего это резкое сокращение государственных ассигнований на научные исследования и разработки. Только за период с 1992 по 2001 год доля расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в России снизилась с 0,5% до менее чем 0,25% ВВП. В советские же времена эта цифра никогда не опускалась ниже 2% ВВП. В США тот же показатель составляет 2,7% ВВП. Средняя зарплата ученых в России, по крайней мере, на 30% ниже средней зарплаты в стране, что обусловило массовый отток ученых и специалистов из сферы науки, как академической, так и прикладной. Ее уровень в 2002 году составлял в среднем 60-100 долл. в месяц, при том что средняя месячная оплата труда ученых в США, например, составляет 5-8 тыс. долл. Численность ученых в России за последние 15 лет сократилась более чем в 2,5 раза. Фактически прекратился приток молодежи в науку, а средний возраст ученых ныне составляет 50 лет.

Количественно оценить потери и угрозы национальной, и в частности экономической, безопасности, вызываемой именно интеллектуальной эмиграцией из России, достаточно сложно. Однако попытки оценить эти угрозы логически и вычленить наиболее серьезные из них, вполне возможны.

Во-первых, утечка умов из России, как бы ни оценивать ее масштабы, усиливает технологическое отставание России от наиболее передовых стран. Так, уже в 1990-е годы, по оценке Мирового экономического форума в Давосе, среди 49 наиболее развитых стран по так называемому `индексу технологий` Россия находилась на последнем месте.

Во-вторых, интеллектуальная эмиграция создает реальную угрозу разрушения сложившихся научных школ России, многие из которых занимали и все еще занимают ведущие позиции в мировой науке, в частности математической и биологической. С этим тесно связана проблема воспроизводства научных кадров, если учесть принявший массовый характер отъезд молодых ученых за рубеж, а также невозвращение многих российских студентов, обучающихся за рубежом.

Каковы в связи с этим могут быть действия государства для преодоления отмеченных последствий и угроз? Главным здесь представляется осознание властью и обществом важности науки, образования и научно-технического прогресса в целом для будущего развития страны. Перед Россией стоит достаточно жесткая альтернатива: либо она продолжает курс исключительно на эксплуатацию природных ресурсов страны, либо, не отказываясь, разумеется, от развития топливно-сырьевого сектора, делает ставку на науку, НТП и высококвалифицированные кадры, которые пока еще продолжают оставаться одним из важных конкурентных преимуществ страны.

Расходы на науку должны быть одной из самых приоритетных статей госбюджета, а их уровень не должен быть ниже 2,5-3% ВВП. Необходимы, возможно, и нетрадиционные меры по привлечению частного капитала к финансированию научной деятельности, вплоть до введения специального налога, например, на доходы сырьевых компаний на эти цели. Однако несомненно, что роль государства в возрождении отечественной науки, прежде всего фундаментальной, должна быть первичной.


Об авторе: Виктор Борисович Супян - заместитель директора Института США и Канады РАН, доктор экономических наук, профессор.

материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 193278
Опублик.: 01.07.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``