В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Приглашаем к обсуждению проекта Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека Назад
Приглашаем к обсуждению проекта Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека
Настоящая Концепция раскрывает содержание прав и свобод человека и формулирует задачи и приоритеты в деятельности федеральных органов государственной власти по их обеспечению и защите.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права и реализуется посредством принятия федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации.



ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА


Президент Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней и внутренней политикой страны по обеспечению и защите прав и свобод человека и как глава государства в данной сфере представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Совет Безопасности Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации и полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах осуществляют подготовку решений Президента Российской Федерации для реализации его конституционных полномочий в области защиты прав и свобод человека и контроль за их выполнением.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения защиты прав и свобод человека в Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области защиты прав и свобод человека, в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации защищают права и свободы человека и гражданина, права национальных меньшинств, обеспечивают правопорядок и общественную безопасность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. Федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации в совместной организации охраны прав граждан, обеспечении всех видов гарантий их реализации, создании надлежащих институтов защиты прав.

Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о преступлениях, связанных с нарушением прав и свобод человека, посягательствами на законные интересы личности и общества.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав и свобод человека.

Государственный механизм выработки и реализации политики по обеспечению и защите прав и свобод человека в нарастающей степени взаимодействует с неправительственными правозащитными организациями. Более широкое вовлечение общественных организаций в сферу защиты прав человека отвечает задаче обеспечения максимальной поддержки гражданским обществом указанной политики государства и содействует постепенному формированию системного правозащитного механизма страны, способного обеспечить эффективную реализацию внутринациональных и международных норм и стандартов в области прав человека, координацию внутригосударственной и международно-правовой системами защиты прав человека.

С этой целью в рамках сотрудничества между государством и гражданским обществом следует создать действенные институты общественного контроля в основных сферах жизни, относящихся к правам и свободам человека.

Последовательное создание и обеспечение функционирования государственно-общественного механизма гарантий прав и свобод человека создаст благоприятные условия для правовой защиты общества от попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей, а также для реализации исторического выбора граждан Российской Федерации в пользу правового, социально ориентированного государства и построения гражданского общества.



ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА


Деятельность федеральных органов государственной власти по обеспечению и защите прав и свобод граждан основывается на следующих общепризнанных принципах:

- права человека принадлежат ему от рождения, они являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

- права человека универсальны, основаны на принципе равенства, в том числе равенства прав мужчин и женщин;

- права человека гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государства;

- права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства;

- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;

- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

- основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, их регулирование - предмет ведения федеральных органов власти, а обеспечение и защита - предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

- гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны по своей значимости, едины (неразделимы) и взаимосвязаны;

- коллективные права неотделимы от прав индивида, они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;

Права человека могут быть ограничены только федеральным законом и исключительно для указанных в Конституции Российской Федерации и в важнейших международно-правовых актах целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе, обороны страны и безопасности государства.

Временные ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации ситуации, изменения причин, вызвавших их.


III. ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА


Защита прав и свобод человека является основным приоритетом личности, общества и государства. Для реализации данной цели главные усилия федеральных органов государственной власти должны быть направлены на достижение следующих основных задач:

- выработка стратегии и тактики общенациональной, региональной и местной политики реального обеспечения прав и свобод человека, защиты личности от любого произвола и беззакония;

- привлечение внимания общества и государства к неблагополучным ситуациям и нерешенным проблемам в области прав человека;

- определение основных направлений развития законодательной и правоприменительной практики в России в области прав человека; создание комплексной системы защиты прав человека, сочетающей в себе национальные и международные стандарты и нормы, государственные и общественные механизмы;

- установление тесной координации внутригосударственной системы защиты прав человека с международно-правовыми системами;

- развитие правовой культуры и правового воспитания с тем, чтобы каждый гражданин знал свои права и свободы, умел ими пользоваться и защищать их.


IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА


Обеспечение и защита прав и свобод человека требуют скоординированных усилий всех федеральных органов государственной власти по следующим основным направлениям.

Обеспечение и защита гражданских и политических прав

Одним из неотъемлемых и основополагающих прав человека является право на жизнь. Это право одновременно означает запрещение государству лишать кого-либо жизни за совершение особо тяжких преступлений и обязанность государства отменить смертную казнь. Введенный в стране мораторий на вынесение смертных приговоров не является решением вопроса об обеспечении права каждого на жизнь. Необходима скорейшая ратификация Протокола No 6 к Европейской Конвенции и исключение смертной казни в качестве меры наказания из Уголовного кодекса Российской Федерации.

Отмена смертной казни в мирное время является необходимым условием совершенствования отечественного уголовного права и гуманизации общественных отношений, так как она направлена не на облегчение участи преступников, а на признание государством человеческой жизни высшей и абсолютной ценностью.

Одной из основных конституционных гарантий правового статуса личности является равенство прав и свобод человека и гражданина. Реализация конституционного принципа равенства граждан - первейшая обязанность государства.

Обеспечение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, на защиту достоинства личности, неприкосновенность частной жизни гражданина является имманентным признаком демократического правового государства. Необходимо дальнейшее законодательное закрепление и усиление правовых гарантий прав и свобод личности. Повышение уровня личной защищенности гражданина позволит обеспечить построение гражданского общества.

Необходимо дальнейшее развитие судебно-правовой реформы. Судебная система должна стать более доступной для каждого гражданина. Требует совершенствования законодательная и материально-техническая база судебных органов. Необходимо скорейшее развитие системы мировых судей - наиболее приближенной к населению судебной системы. Усилению судебной защиты прав и свобод граждан будет способствовать и дальнейшее распространение судопроизводства с участием суда присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации. Также требует совершенствования система оказания юридической помощи населению; необходимо создание современной законодательной основы адвокатуры и нотариата.

Повышение роли граждан в управлении делами государства требует обеспечения подконтрольности аппарата государственного управления гражданам и их объединениям, его открытости, `прозрачности` и отзывчивости к потребностям и нуждам населения.

Необходимо усовершенствовать систему принятия управленческих решений, приблизить уровень принятия этих решений к гражданам, чьи интересы они непосредственно затрагивают. В этих целях следует увеличить степень информированности общественности о работе государственного аппарата разных уровней.

Необходимо доработать и претворить в жизнь программу административной реформы, а также принять необходимые законодательные акты, регулирующие общие принципы и процедуры взаимодействия государственных служащих с гражданами, порядок рассмотрения обращений граждан, доступ граждан и их объединений к информации органов государственного управления и местного самоуправления.

Необходимо совершенствование законодательства, регулирующего право граждан на свободу, поиск и получение информации, устранить необоснованные ограничения в этой сфере, предусмотреть ответственность должностных лиц и организаций, нарушающих это право. Федеральные законы в этой сфере должны базироваться на принципах общедоступности и открытости информации; обеспечения безопасности личности, общества и государства; законности поиска, получения и передачи информации; защиты права на информацию; обеспечение недопущения сбора информации о частной жизни граждан без их согласия.

Дальнейшего совершенствования требует избирательное законодательство Российской Федерации. Необходимо устранить пробелы в избирательном законодательстве и законодательстве о проведении референдума, привести избирательное законодательство субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством; обеспечить беспристрастность и объективность деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также избирательных комиссий в период проведения выборов и избирательных кампаний; предотвратить искажающие волю избирателей злоупотребления финансовыми и иными материальными ресурсами; усовершенствовать судебный механизм защиты избирательных и других политических прав граждан; обеспечить реализацию принципа гласности при проведении выборов и референдумов, равный и справедливый доступ к СМИ всем их участникам.

Для предотвращения нарушений прав человека от политического экстремизма необходимо выработать комплекс законодательных, общественно-этических и иных средств воспрепятствование использованию средств массовой информации для пропаганды политического экстремизма, антисемитизма и других форм разжигания расовой, национальной и религиозной розни, по формированию негативного общественного мнения в отношении этого зла.


Обеспечение и защита социально-экономических и культурных прав

Экономическое процветание страны и обеспечение достойного уровня жизни всех россиян в значительной степени зависят от состояния социально-экономических прав. В свою очередь только экономически высокоразвитое общество обладает достаточными материально-финансовыми, информационными и иными ресурсами для полномасштабного воплощения внутригосударственных и международных норм и стандартов в области прав и свобод человека.

Необходимо добиться претворения в жизнь ратифицированных международных договоров в области социально-экономических прав. Следует также ратифицировать, с учетом возможности их финансового обеспечения, прежде всего ряд конвенций Совета Европы и Международной Организации Труда, в которых содержатся международные стандарты защиты социально-экономических прав и свобод, научно обоснованные критерии определения прожиточного минимума, стандарты в области охраны труда, социального обеспечения и в других сферах.

Это позволит также совершить переход от существующей системы льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда к системе, обеспечивающей максимально безопасные условия труда путем установления индивидуальной ответственности работодателя за нарушение условий и охраны труда, экономических стимулов поощрения безусловного соблюдения правил техники безопасности.

Необходимо проведение ряда мер, направленных на обеспечение и защиту социально-экономических прав граждан:

установление государственных минимальных социальных стандартов в области денежных доходов населения и оплаты труда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, юридической помощи, которые могли бы обеспечить достойное существование работникам обоего пола и их семьям;

подготовка общих социальных нормативов соотношения оплаты труда в бюджетной и небюджетной сферах;

гарантирование нормативного порядка осуществления права работника на своевременную оплату его труда, в том числе возмещение материального и морального ущерба, причиненного задержкой выдачи начисленной заработной платы и основных видов пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

законодательное решение вопроса о выплате заработной платы работникам обанкротившихся предприятий из специально созданных резервных фондов;

обеспечение договорного характера труда без умаления прав и льгот работающих мужчин и женщин, их социальной защищенности при структурной перестройке и банкротстве предприятий;

усиление административной и восстановления уголовной ответственности за существенные и массовые нарушения трудовых прав граждан, в том числе - за дискриминацию по признаку пола;

совершенствование существующего порядка рассмотрения трудовых споров (сокращение сроков их разрешения, быстрое исполнение судебных решений и т.д.);

проведение необходимых антиинфляционных мер, включая индексацию заработной платы, пенсий и пособий населения с учетом колебаний реального уровня жизни;

развитие системы социального партнерства в организациях на принципах добровольности, равноправия и экономической заинтересованности договаривающихся сторон;

формирование специальных органов по рассмотрению трудовых споров, включая досудебную процедуру рассмотрения трудовых споров на принципах паритетного участия социальных партнеров;

снятие законодательных, административно-бюрократических и финансово-налоговых барьеров на пути реализации прав экономически наиболее активной части населения, особенно прав малых и средних предпринимателей;

защиты права частной собственности от необоснованных ограничений и от препятствий на использования этой собственности в законных интересах.

В целях развития отдельных регионов страны требуется принятие особых мер для решения проблемы занятости и смягчения социальных последствий безработицы:

реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице;

законодательное усиление социальной защищенности работников, занятых в частном секторе, работающих в режиме неполного рабочего дня;

разработка социальных программ, направленных на расширение занятости для отдельных групп населения;

создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе новых моделей взаимоотношения и сотрудничества бизнеса и власти.

Особое внимание должно быть уделено последовательному и неуклонному обеспечению права каждого иметь имущество в собственности, включая право владения, пользования и распоряжения землей.

С целью совершенствования обеспечения и защиты культурных прав необходимо:

поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, приобщение граждан к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования;

стимулировать посредством налоговых льгот и кредитов создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных, организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы;

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

публиковать для сведения населения страны ежегодные данные о положении в области культуры.


Обеспечение и защита прав отдельных групп населения

В связи с изменениями, произошедшими в стране - распадом Советского Союза, переходом к рыночным отношениям, резким сокращением вооруженных сил, падением производства - отдельные группы населения оказались в крайне неблагоприятном положении. Защита и обеспечение прав этих групп должны производиться с учетом особенностей их социального и иного положения, общего объема национального достояния и государственного бюджета, интересов и безопасности личности и общества. Это беженцы и вынужденные переселенцы, военнослужащие, представители национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, дети, женщины, граждане пожилого возраста, инвалиды и пенсионеры.

Выбор форм социальной реабилитации и защиты прав указанных групп населения должен обеспечивать удовлетворение их потребностей в образовании, профессиональной подготовке, труде и в иных сферах жизни. Необходимо:

привести законодательство России в этом отношении в соответствии с международными нормами и стандартами;

обеспечить открытость и гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих соблюдение и защиту прав человека;

реализовать одобренную Государственной Думой Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

выработать новые правовые механизмы, обеспечивающие рациональное использование выделяемых финансовых и материальных ресурсов с учетом индивидуальных потребностей инвалидов;

разграничить финансовые обязательства в сфере защиты наиболее уязвимых групп населения на федеральном, региональном и местном уровнях;

упорядочить действующую систему льгот и компенсаций, обеспечить адресный характер и повысить обоснованность их предоставления.

Серьезной проблемой для России остаются нарушения прав человека в тюрьмах, колониях и следственных изоляторах. Проблемы, стоящие перед уголовно-исправительной системой страны, столь серьезны, что полное обеспечение прав человека в этой сфере в соответствии с Конституцией и международными обязательствами России возможно лишь на пути всеобъемлющей реформы пенитенциарной системы.


Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы

Признание и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов имеет особое значения для Российской Федерации, многонационального государства. Это является важным условием обеспечения политической и социальной стабильности страны. Конституция Российской Федерации гарантирует право на свободное развитие народов России.

Для улучшения положения с соблюдением прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации необходимо:

развивать сотрудничество между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, межрегиональное сотрудничество в целях координации действий и выработки согласительных процедур по предотвращению и разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

разработать механизмы учета мнения национальных меньшинств и коренных малочисленных народов при разработке нормативных правовых актов, затрагивающих их интересы;

обеспечить дальнейшую разработку и осуществление федеральных и региональных программ национально-культурного развития этнических общностей;

усилить контроль за применением федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, защищающих права национальных меньшинств и коренных малочисленных народов на территории Российской Федерации;


Совершенствование единых стандартов, системы и процедур обеспечения и защиты прав человека

Для России проблема обеспечения единых стандартов осуществления и защиты прав человека особенно актуальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения, а также федеративного характера государства.

Нарушению этих стандартов продолжают способствовать содержавшиеся в ряде конституций, уставов, законов и подзаконных актов многих субъектов Российской Федерации положений, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации страны. Отсутствие полной базы данных о законах и иных нормативных правовых актах в субъектах Федерации не позволяет оперативно отслеживать и устранять противоречия и нарушения в регламентации прав человека и гражданина на региональном уровне.

Для обеспечения единых стандартов осуществления прав человека на всей территории Российской Федерации необходимо:

федеральным органам государственной власти более активно использовать согласительные процедуры для преодоления коллизий между законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, право обращения в Конституционный Суд, разработку типовых (модельных) законов и нормативных правовых актов в области прав человека и гражданина;

систематически проводить обобщающие проверки законности правовых актов, регламентирующих права человека и гражданина на территории субъектов Федерации;

органам и институтам по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, координировать усилия и оказывать взаимное содействие в правовом и информационном обеспечении мероприятий в данной сфере.

Обеспечению единых стандартов защиты прав человека может способствовать и совершенствование законодательной деятельности в этой области. С этой целью необходимо:

подготовить перспективный план законотворчества в сфере прав человека с выделением первоочередных законов и определением времени принятия других законов по мере созревания политических, экономических и социальных условий, возможностей их финансового обеспечения;

провести ревизию действующих федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов РФ с точки зрения их соответствия Конституции РФ и международным стандартам в области прав человека и гражданина;

провести полномасштабную проверку подзаконных актов органов государственной власти субъектов Федерации, которые затрагивают вопросы прав человека, с целью приведения их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами или отмены;

обеспечить соблюдение конституционного требования относительно обязательности опубликования и доступности для ознакомления всех подзаконных актов, касающихся конституционных прав и свобод граждан;

предусмотреть процедуру обязательной и независимой экспертизы подготавливаемых законопроектов, затрагивающих права человека, для проверки их соответствия Конституции, международным обязательствам России, действующему законодательству;

создать систему гражданского контроля за решениями органов исполнительной власти на предмет их соответствия правам человека и стратегическим целям улучшения качества жизни большинства граждан России.


Образование и просвещение в области обеспечения и защиты прав человека

Обязанность государства распространять знания о правах человека, проводить обучение различных групп населения вытекает из многих международных актов и договоров, членства в ООН и в таких международных организациях как Совет Европы.

В России в последние годы принят ряд федеральных нормативных актов, регулирующих информационно-образовательную деятельность в области прав человека. Создаются кафедры, центры и иные структуры, занимающиеся формированием знаний о правах человека, выходят монографии, методические и учебные пособия по этой тематике.

Вместе с тем для дальнейшего совершенствования образования и просвещения в области прав человека необходимо активизировать правовое просвещение населения, в центр которого следует выдвинуть проблемы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.


V. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Отечественный и международный опыт свидетельствует, без появления плюралистического гражданского общества невозможно создание правового и справедливого государства. Только полноправный гражданин в состоянии быть равным партнером государственного и муниципального служащего, должностного лица и политика. Исключительно на этом пути можно окончательно преодолеть отчуждение государства от общества и личности.

Формирование гражданского общества в значительной степени зависит от самоорганизации самого общества на основе активной деятельности плотной сети независимых общественных, в том числе правозащитных, объединений, и от неукоснительного соблюдения национальных и международных стандартов прав и свобод человека.

Только в условиях полномасштабного воплощения этих стандартов может возникнуть и самовоспроизводиться инновационная среда для раскрытия и воплощения творческого потенциал каждого человека и общества в целом - основного источника устойчивого динамичного развития в XXI веке.

Права и свободы человека и гражданина, как и само гражданское общество находятся в постоянном изменении и развитии. Одновременно, они сталкиваются с новыми внутренними и глобальными вызовами и угрозами. Не только вовремя замечать, но и предвидеть эти обновления и угрозы, заботиться о правах будущих поколений - таковы задачи России и ее государства внутри страны и на международной арене. Эти задачи решаемы с помощью вовлечения в непрерывный диалог общества и власти всех основных социальных групп и политико-государственных институтов, привлечения к нему как российских, так и иностранных неправительственных и правительственных организаций. Открытость, прозрачность и многоуровненность такого диалога в рамках эффективного комплексного механизма взаимодействия неправительственных общественных организаций и власти, готовность всех его участников к сотрудничеству и компромиссам со всеми конструктивными силами - залог превращения прав и свобод человека в подлинную базовую ценность человечества третьего тысячелетия.http://nvolgatrade.ru/

Док. 192966
Опублик.: 16.06.03
Число обращений: 2


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``