В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олигархи готовят переворот в России? (Окончание. Начало в номере от 3 июня.) Назад
Олигархи готовят переворот в России? (Окончание. Начало в номере от 3 июня.)
В первой части публикации авторы доклада Совета по национальной стратегии (СНС) констатировали: концентрация капитала в руках олигархов достигла пика, идет монополизация политических и прочих ресурсов


(Окончание. Начало в номере от 3 июня.)

Что они думают о 50 миллионах россиян

Олигархический класс не стал ни национально ответственной, ни социально ответственной элитой России. В связи с этим олигархическая модернизация всегда исходила из следующих интересов:

- максимизации прибыли олигархов;

- максимизации рыночной капитализации принадлежащих олигархам корпораций;

- легализации капиталов и других ресурсов олигархов в США и странах Западной Европы;

- и никогда - из стратегических интересов России.

Олигархическая модернизация неразрывно связана с комплексом негативных факторов:

1. Структура российской экономики в результате олигархической модернизации смещается в сторону сырьевой и транзитной.

2. В процессе модернизации недооценивается и/или полностью игнорируется снижение интеллектуально-технологического потенциала нации.

3. Игнорируются роль и место ВПК не только как несущей конструкции советской экономики, но и как важного элемента геостратегической эволюции страны.

4. Основной источник коррупции - открытое попрание олигархами легальных норм - задает образцы нигилистического отношения к государству, стимулирует противоправную активность в хозяйственной жизни.

5. Подрыв равных возможностей: олигархи последовательно противостоят установлению равных для всех правил ведения бизнеса, они широко используют свое влияние в государственных органах на федеральном и региональном уровнях при ведении конкурентной борьбы, получении крупных заказов.

6. Крах партийной системы - `ручные` псевдопартии, вскормленные олигархами, не могут стать опорой для эффективного государства, для реальной демократии.

7. Угроза для политической стабильности - крайне несправедливое распределение собственности и доходов в стране - будет постоянным источником массовых антиолигархических настроений; эти настроения, как хорошо известно из истории, будут подпитывать право- и леворадикальные течения. Любое крупное экономическое, политическое или иное (например, масштабный теракт) потрясение будет нести в себе угрозу активизации социальных низов, маргинализованных слоев, лишенных сегодня каких-либо социальных перспектив, перерастания антиолигархических настроений в серьезный государственно-политический кризис.

По разным оценкам, сегодня на долю 2% самых богатых россиян приходится до 33,5% всех денежных доходов населения, а на 10% самых бедных - всего 2,4%. Такого гигантского разрыва нет ни в одной развитой стране. В конце 2001 г., по данным Госкомстата России, прожиточный минимум в стране составлял 1,6 тысячи рублей, а доля населения, находящегося за чертой бедности, - одну треть, т. е. около 50 миллионов человек.

Зачем им нужен государственный переворот

В начале 2003 года олигархи пришли к выводу, что институт президента является уже не столько гарантом стабильности правящего слоя, сколько потенциальным источником угрозы. Поскольку олигархи как физические лица не могут рассчитывать на победу в прямых общенациональных выборах, то они приняли решение ограничить полномочия Президента РФ и трансформировать Россию из президентской республики в президентско-парламентскую (квазифранцузская модель).

Согласно проекту уже в 2004 году может быть сформировано новое правительство РФ, подконтрольное и подотчетное парламенту. Формально президентско-парламентская республика эффективнее президентской. Однако в условиях, когда в стране почти нет реальных политических партий, институты гражданского общества находятся в зачаточном состоянии, основные системы массовых коммуникаций контролируются олигархами, нельзя говорить о том, что радикальная трансформация властной машины отвечает интересам России и ее народа. Ограничение полномочий президента на нынешнем историческом этапе будет означать переток власти непосредственно к сверхкрупному бизнесу, свободному от какого бы то ни было реального контроля.

Фактически мы можем говорить о перспективе олигархического переворота в России.

Сколько времени осталось у нас

Если олигархия не будет остановлена сейчас, то будет упущено время для эффективной модернизации страны. Это не означает, что нужно ликвидировать крупные финансово-промышленные холдинги. Национальная задача состоит в лишении олигархов неоправданного влияния на развитие страны, сверхприбылей, возможностей теневого влияния на государственные органы власти и управления на всех уровнях, а также политические партии, интеллектуальную среду, экспертное сообщество.

Социальными предпосылками такого исторического поворота являются:

1. Превращение проблемы повышения эффективности государства в предмет активного общественного обсуждения.

2. Создание широкой общественной коалиции сил, заинтересованных в ограничении влияния олигархии.

С чего начать?

В российских условиях, как показали исследования, определенный управленческий потенциал накопился на уровне местного самоуправления. Эти элементы в силу непосредственной близости к избирателям, к мелкому и среднему бизнесу обладают существенным политическим потенциалом и стремятся повысить свой статус.

Крупный и средний бизнес также объективно заинтересован в ограничении влияния олигархии, в повышении эффективности государственного аппарата, в обеспечении подлинно равного и беспристрастного суда. Эти группы готовы поддержать антиолигархические действия политических сил.

Кроме того, значительная часть представителей органов власти субъектов РФ, прежде всего их лидеров, стремится снизить влияние олигархических группировок и федеральной `номенклатуры`. Отдельным важным сегментом является формирование новой интеллектуальной элиты, национально ориентированного экспертного сообщества.

Начать трансформацию Российского государства можно было бы с демонстрации возможностей эффективного функционирования государства хотя бы на отдельных примерах. Технология взращивания государства предполагает учреждение небольших государственных агентств, предназначенных для осуществления четко очерченных локальных государственных функций и создаваемых под персональную ответственность конкретных лиц. В таких небольших структурах могут быть отработаны механизмы и процедуры эффективного государственного управления без олигархического влияния, здесь могут появиться кадры реальных реформаторов.



КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр ПРИВАЛОВ, научный редактор журнала `Эксперт`:




Что справедливо для районной бани, то не годится для целой страны!
Все наши беды от безволия и отсутствия национальной стратегии

В докладе не так уж много нового. Разве что о ползучем олигархическом перевороте раньше вроде бы не говорилось... А так многое из сказанного в докладе - абсолютная правда. Феерическая концентрация административного ресурса в руках некоторых считанных хозяйствующих субъектов - это, к сожалению, реальность. И то, что олигархическая часть бизнеса совершенно не проявляет себя как национальная элита, - тоже святая правда. Но беда в том, что никакая часть элиты не проявляет себя как национальная элита!

Элита - это не звание, не жетон на ошейнике, который вешают собачке в знак ее высоких экстерьерных качеств. Быть представителем элиты - это такая же профессия, как у сапожника или золотаря. Общество содержит представителей разных профессий в расчете на получение соответствующих услуг: сапожников - чтобы иметь обувь, музыкантов - чтобы иногда слушать музыку. Для чего общество содержит элиту? Чтобы она вырабатывала варианты национальной стратегии. Если элита не выполняет этой своей главной функции, то она не нужна. Общество ее кормить не обязано.

Почему нужно делать специальный акцент на том, что некоторая часть формальной элиты, то есть олигархи, не выполняет свою функцию, я не очень понимаю. А все остальные?

С того времени, когда стало понятно, что прежний режим посыпался, прошло, по самому скромному счету, 14 лет - с 1989 года. За 14 лет так и не выработали стратегию развития. Хуже того: не сформулированы хотя бы вчерне варианты, из которых можно было бы выбирать.

Нам министр экономического развития страны говорит: `На семь лет вперед я прогнозировать боюсь, такие прогнозы ни у нас, ни за рубежом не делают`. Министр экономразвития не знает, что будет в ближайшие семь лет! И ему это неинтересно! В то время как сколько-нибудь серьезный подход к стратегии требует видения по меньшей мере лет на тридцать, а лучше на пятьдесят. Если ты не знаешь, куда ты идешь, как ты решаешь, с какой стороны обходить камень, лежащий на дороге, слева или справа?

Я не вижу, в чем господа Ходорковский, Потанин, Дерипаска, Абрамович и прочие хуже справляются со своими обязанностями, чем все остальные. А Греф - лучше? А Кудрин - лучше? А Касьянов - лучше? А бесчисленные аналитики - лучше? Где она, стратегия? И это вопрос уже давно не теоретический.

Олигархи выполняют роль руководителей своих бизнесов лучше, чем роль национальной элиты. В своих бизнесах они видят дальше, чем в делах страны в целом. Это правда. Но при всем почтении к лоббистским возможностям указанных господ я бы поостерегся списывать на их лоббирование всю ту политику, которую проводит власть последние 12 лет. Не они так устроили кредитно-денежную политику, что страна стала покатой вовне, когда любая капелька ресурсов выкатывается из страны. Да, что-то они лоббировали, да, в каких-то местах они делали сток на крыше чуть более гладким и покатым. Но сделать весь скат в целом они были бы не в силах - это общая работа, всей власти. Отвечать за это должна власть.

Мне неинтересно, произошло ли это стихийно или же был в этом чей-то умысел. Это есть, это реальность, бороться надо с ней. Если правительство проводит безмозглую политику, идет по линии наименьшего сопротивления, получается вот так. Чтобы было иначе, надо что-то делать!

Может показаться, что возникает выбор: или промышленная политика, или `невидимая рука рынка`. Ставить вопрос так - все равно, что спрашивать, что более актуально: второй закон Ньютона или третий. Оба актуальны. `Невидимая рука рынка`, если ей дать волю и время, решит все вопросы. Но, во-первых, многие вопросы эта самая `рука` решает очень медленно, а во-вторых, нигде не написано, что `невидимая рука рынка` решит какие бы то ни было вопросы (в том числе и связанные с выживанием России) в пользу России.

Наша финансово-промышленная элита в последние годы блестяще поработала над сокращением затрат, над улучшением менеджмента, над эффективностью производства, почти все они добились возможности реально конкурировать с аналогичными иностранными структурами. И в то же время они, судя по всему, всерьез рассматривают возможность сдачи своих бизнесов иностранным компаниям. Скажем, многие наблюдатели сделку между `Бритиш Петролеум` и нашими олигархами (группой `Альфа` и ТНК) прямо трактуют как капитуляцию, как сдачу. Но любой из олигархов имеет право на такие обвинения в свой адрес ответить: мое дело - рулить своей компанией, смотрите, как я ею управляю, - все показатели идут вверх. Разве я виноват в том, что власть в моем государстве делает все, чтобы мне было выгодно выкатывать активы за кордон? Вы к ним идите, пусть они сделают так, чтобы мне было выгодно катить активы внутрь страны. Я прикачу, когда мне будет выгодно. Я не дурак, я считать умею. И они тоже будут правы!

Разговор идет о гораздо более резком переломе, чем разговор о настроениях пяти-шести олигархов или об общественном отношении к этим олигархам. Это мелочь.

Вот сейчас приближаются думские выборы. Все, как у больших: партии, программы... И почти все говорят разными словами одно и то же: отобрать деньги у нефтяников, и будет счастье. Ребята! Вы что?! Я не спорю, отобрать можно, это кому-то будет интересно. Но ведь абсолютно очевидно, что если вы у них все отберете, вы все равно не решите ни одной национальной проблемы. Олигархов можно любить или не любить, но они - очень малая часть проблемы.

Все рассуждают на уровне бухгалтерии: есть баланс, если здесь отнять - сюда можно добавить... Это справедливо для тихой районной бани, но не для целой страны! Капитализм на то и придуман, чтобы создавать стоимость из ничего, из замысла, из предпринимательской идеи. Если этот механизм не включается, если вы только и можете, что перетаскивать в нашем нищем балансе строчку из одного места в другое, - ребята, пойдите и удавитесь сразу!

Кроме того: а вы не боитесь, что они, нефтяники, просто сдохнут после того, как вы у них все отнимете? И что вы будете делать? Кого грабить?

Мне очень не хочется выглядеть защитником олигархов, потому что люблю я их существенно меньше, чем собака палку. Но тем не менее должен сказать, что не они в большей степени заслуживают обвинения в аутизме. У них есть достаточно серьезные оправдания: и состояние их дел, и то, что они, развивая свои бизнесы, какому-то количеству народа что-то дают, и то, что они занимаются делами вне своих бизнесов. Вот Сорос сейчас ушел из России, и что-то никто не собирается его заменять, кроме олигархов. Тот же Ходорковский тратит серьезные деньги на различные программы, Потанин платит стипендии студентам, занимается меценатством... Они не могут и не должны заменять собой власть!

Главная задача сейчас: попытаться разбудить власть. А она уже должна разбудить в обществе волю к развитию страны.

Можно сколько угодно и кого угодно корить за отсутствие гражданского общества, но его пока нет, к сожалению. Если его нет, то требовать от него чего бы то ни было странно. Власть у нас вроде бы есть. От нее требовать можно. И не важно, способна она на это или нет. Когда человек падает с корабля в море, его никто не спрашивает, умеет ли он плавать. Он должен плыть. Ведь понятно же, что с ним произойдет, если он не поплывет.





ИЗ ИСТОРИИ ОЛИГАРХИИ

Вот так венецианские купцы `приплыли`

Венеция XIII - XVIII вв. - яркий исторический прецедент олигархического правления. Образование республики исследователи связывают с так называемой Serrata - закрытием доступа в Большой Совет в 1297 г.

В 1315 г. была составлена так называемая `Золотая книга`, включавшая фамилии 200 семейств правящей олигархии Венеции. Республика просуществовала ровно пять веков - в 1797 году город захватил Наполеон Бонапарт.

Начиная с XV в. получает распространение представление о Венеции как репрессивном государстве, жестко управляемом деградирующей и скрытной олигархией. Стратегия венецианской олигархии в отношении беднейших слоев населения состояла главным образом в подкупе (карнавальная раздача `подарков`), обеспечении зрелищами (знаменитые карнавалы), а также организации трудовой занятости для значительной части населения.

Большой Совет, верховный орган республики, в который входили представители 200 семейств `Золотой книги`, имел законодательную власть, избирал и назначал все магистраты и целевые комиссии, а также выбирал верховного правителя - дожа.

Истинным властным центром республики был так называемый Совет десяти, образованный верхушкой олигархии. Он обладал самыми широкими полномочиями, наблюдал за всеми должностными лицами, пользуясь услугами армии шпионов и доносчиков, и тайно осуждал на смерть врагов республики. Особым ресурсом была транзитная геоэкономическая позиция Венеции: республика получала прямую денежную и косвенную политико-статусную ренту от прохождения через подконтрольные ей территории потока товаров, перемещавшегося между Европой, Азией и Африкой. Когда возникли новые транспортные пути, деградировавший правящий слой республики не сумел приспособиться к изменившимся условиям, и это стало главной причиной падения режима.

(По материалам доклада Совета по национальной стратегии.)


Евгений АНИСИМОВhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 192919
Опублик.: 16.06.03
Число обращений: 141


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``