В Кемерово на совместном заседании Совета Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации `Сибирское Соглашение` обсуждается реализация стратегии экономического развития Сибири.
В заседании принимает участие Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Л.В.Драчевский.
Напомним, что достижение намеченных в Стратегии целей планируется осуществить в три этапа. На первом этапе (2002-2004 гг.) запланировано создать организационно-экономические и институциональные условия для осуществления глубоких преобразований в экономике Сибири.
Для этого предусмотрены разделы в федеральных целевых программах `Энергоэффективная экономика` (на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 года), `Модернизация транспортной системы России` (2002-2010 гг.), `Электронная Россия` (2002-2010 гг.), `Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)` и других.
На втором этапе (2005-2010 гг.) намечена реструктуризация и модернизация экономики Сибири и достижение оптимальных темпов экономического развития региона.
На третьем этапе (2011-2020 гг.), исходя из общего улучшения экономической ситуации в стране, будут разрабатываться новые инструменты федеральной экономической политики в отношении проблемных регионов. На этом этапе предполагается достижение наибольших результатов в сокращении дифференциации между отдельными регионами Сибири по уровню их экономического развития.
Для организации работы по реализации Стратегии экономического развития Сибири планируется создать Комиссию, в состав которой войдут заместители полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, представители органов власти субъектов Российской Федерации, Сибирского отделения Российской академии наук, Совета Федерации, Государственной Думы, министерств и ведомств, общественных объединений и предприятий Сибири
Наиболее существенными для определения перспективной динамики и структуры народного хозяйства явились следующие параметры:
Масштабы нелегального вывоза капитала из России. Объемы выплат по внешнему и внутреннему долгу и соответственно уровень процентных расходов бюджета. Денежное предложение (динамика денежного агрегата М2). Уровень минимальной зарплаты и минимальной пенсии. Динамика обменного курса национальной валюты. Налоговые ставки и уровень собираемости налогов. Бюджетный дефицит. Величина и структура государственных расходов. Объемы экспорта важнейших топливно-сырьевых ресурсов.
В варианте развития предусматривается более мягкая денежная политика, существенно выше объемы кредитования экономики, уже в 2000 г. осуществляется четырехкратное повышение минимальной заработной платы, снижаются налоговые ставки, в частности ставка налога на прибыль снижается до 15%.
За счет жестких мер валютного контроля уже к 2003 г. в 2 раза сокращаются объемы нелегального вывоза капитала. Наряду с повышением налогообложения собствен-ности и сверхвысоких до-ходов это существенно повысит уровень внутренней мобилизации доходов в экономике страны.
Увеличение денежного предложения, а также специальная программа по снижению неплатежей в экономике и вытеснению неденежных форм расчетов позволят обеспечить нормальное финансирование экономического роста (табл. 1, 2).
Показатель 1999 г. 2000-2002 гг. 2003-2004 гг. 2005-2010 гг.
Валовой внутренний продукт 100,8 110,7 103,3 105
Продукция промышленности 106,9 110,2 103 104,2
В том числе:
ТЭК* 101,5 105,1 102,3 103,7
Конструкционные материалы 109,8 112,9 103,5 105,1
Машиностроение 112,8 114,9 104,9 105,5
Легкая промышленность 108,5 117,1 106,7 105,4
Пищевая промышленность 109,9 104,3 101,3 101,8
Строительство 99,1 122,9 106,8 107,8
Сельское хозяйство 99,5 102,1 99,2 100,2
Транспорт и связь производственные 104,2 109,5 103 104,3
Сфера обращения 91,6 109,5 102,8 103,8
Непроизводственные услуги 95,2 103,3 104,5 106,7
Потребление домашних хозяйств 91,1 106,8 102,7 101,8
Государственные расходы 86,4 101,2 105,9 109,6
Инвестиции в основной капитал 100,5 122,7 107,5 107,9
Экспорт 101,5 104 101,8 102,2
Импорт 82,3 109,5 103,4 103,3
Нелегальный вывоз капитала 100 84,3 81,6 92,5
Динамика денежной массы - М2 184,4 121,1 111,8 108,1
Индекс потребительских цен 189,3 112 106,1 104
Курс национальной валюты 264,7 113 107,4 105,8
Увеличение фонда оплаты труда 155,4 124,7 110,5 106,5
Показатель 1999 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г. 2010 г.
Доходы и расходы государства
Доходы сводного бюджета 2 075 337 2 662 220 3 988 056 4 761 231 6 728 328
Расходы сводного бюджета 2 105 771 2 949 236 4 253 477 4 976 253 7 168 183
В том числе:
на народное хозяйство 352 544 516 572 801 463 990 514 1 469 349
на обслуживание внешнего долга 286 824 429 611 780 798 885 860 1 191 609
Дефицит сводного бюджета -30 434 -287 016 -265 421 -215 022 -439 854
Доходы и расходы экономики
Доходы всего 1 520 994 1 740 335 2 124 940 2 283 029 2 778 289
В том числе:
прибыль 599 232 756 599 945 289 1 035 223 1 182 958
амортизация 921 762 983 736 1 179 652 1 247 806 1 595 332
Расходы всего 679 746 1 148 837 2 215 162 2 620 120 3 852 824
В том числе:
накопление основного капитала 787 818 1 304 313 2 097 957 2 626 937 3 826 871
накопление оборотных средств -108 072 -155 476 117 204 -6 816 25 953
Дефицит финансовых средств 841 248 591 498 -90 221 -337 091 -1 074 534
Доходы и расходы населения
Доходы всего 3 528 211 5 035 615 7 242 327 8 568 947 11 643 513
В том числе заработная плата 1 759 809 2 582 621 3 786 503 4 513 379 6 181 234
Расходы на оплату товаров и услуг 3 127 434 4 375 698 6 241 637 7 344 577 9 989 757
Сбережения 239 615 429 899 669 872 832 954 1 121 900
Доходы экономики, всего 7 124 542 9 438 170 13 355 323 15 613 206 21 150 130
Доля неплатежей в расчетах, % 11, 0 6,5 3 2,5 1
Величина неденежных расчетов 783 700 613 481 400 660 396 575 211 501
Финансовые ресурсы, всего 6 340 842 8 824 689 12 954 663 15 216 631 20 938 629
Незаконный вывоз капитала 338 481 330 959 263 263 180 523 197 447
Располагаемые финансовые ресурсы 6 002 361 8 493 730 12 691 400 15 036 108 20 741 182
Расходы, всего 5 912 951 8 473 770 12 710 275 14 940 950 21 010 763
Дефицит (профицит - с плюсом) финансовых ресурсов 89 410 19 960 -18 876 95 158 -269 581
Дефицит в % к расходам, всего 1,5 0,2 -0,1 0,6 -1,3
Экономическая динамика и структурные сдвиги в рамках варианта развития, в частности более высокие темпы роста в обрабатывающих отраслях промышленности и строительстве, определяются общей направленностью и характером мер экономической политики, предусмотренными в концепции.
Высокие темпы роста ВВП в 2000-2002 гг. (более 10% в год) связаны с задействованием имеющегося потенциала резервных мощностей. Более 80% прироста продукции в этот период будет получено на уже существующих мощностях. В то же время к началу 2003 г. этот резерв будет практически исчерпан. При этом ввод новых мощностей за счет инвестиций предыдущих периодов будет еще незначительным. В результате темпы экономического роста в 2003-2004 гг. снизятся до 3,0-3,5% в год.
Начиная с 2005 г. за счет ввода новых мощностей начнется некоторое ускорение экономичес-кого роста, и в 2005-2010 гг. в среднем в год темпы роста ВВП достигнут 5,0%. В дальнейшем, за пределами 2010 г., возможно сохранение экономической динамики на уровне 4,0-4,5% в год.http://nvolgatrade.ru/
Док. 192857 Опублик.: 10.06.03 Число обращений: 129
|