В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как заставить силовые структуры соблюдать закон? Назад
Как заставить силовые структуры соблюдать закон?
Экспертами Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации в порядке гражданской инициативы подготовлены предложения по совершенствованию государственных, судебных и гражданских (общественных) механизмов контроля и ответственности, гарантирующих соблюдение законности и прав человека в деятельности правоохранительных органов и в силовых структурах.
Совершенствование механизмов контроля, гарантирующих соблюдение законности и прав человека в деятельности правоохранительных органов и в силовых структурах, - важная задача на нынешнем этапе государственно-правового развития в Российской Федерации, подчеркивается в документе. Об актуальности и масштабе проблемы говорит неослабевающий поток жалоб на нарушения прав граждан, пытки, жестокое обращение и другие противозаконные действия в отношении личности, совершаемые сотрудниками милиции, в местах содержания под стражей, в воинских частях и т.п.
Основной причиной такого рода нарушений является безнаказанность тех, кто их допускает. В свою очередь эта подрывающая основы государственного строя и доверие населения к государственным институтам безнаказанность во многом обусловлена тем, что в соответствии с действующим законодательством осуществление предварительного следствия и уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства по соответствующим делам предписаны исключительно органам прокуратуры, которые в результате известного конфликта интересов (двойственная роль прокуратуры как надзорного органа и как органа предварительного следствия, также представляющего в суде обвинение) зачастую не заинтересованы в привлечении к ответственности своих коллег, тем более что это связано с трудностью расследования преступлений, совершаемых внутри правоохранительной системы.
В результате многие преступления сотрудников милиции, в том числе даже выявленные управлениями собственной безопасности МВД, остаются безнаказанными по причине фактического бойкота следствия сотрудниками прокуратуры. Кроме того, к органам дознания по преступлениям, совершенным в вооруженных силах, относятся исключительно `командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов` (УПК РФ, ст. 40, ч. 1, п. 3), то есть лица, прямо заинтересованные в сокрытии этих преступлений.
Предлагаемые меры направлены на преодоление указанных недостатков путем создания многовариантных, дополняющих друг друга механизмов, обеспечивающих привлечение к судебной ответственности сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, преступивших закон, - в прямом соответствии с практикой демократических государств. Эти предложения имеют целью совершенствование межведомственного, судебного и общественного контроля за соблюдением законности и прав человека в указанных структурах и устранение организационных причин, порождающих факты злоупотребления властью в правоохранительной системе.
Данные предложения находятся в русле осуществляемой в стране судебно-правовой реформы - начиная с расширения по новому УПК РФ судебного контроля за применением принудительных мер в ходе предварительного расследования по уголовным делам и вплоть до недавно принятого Государственной Думой в первом чтении проекта закона о поправках в Уголовный кодекс РФ, криминализирующих пытки и жестокое обращение, что, в свою очередь, актуализирует подготовку Верховным судом РФ постановления о судебной практике применения норм международного права, включая международно-правовой запрет пыток и, как следствие этого, запрет использования доказательств, полученных в результате применения незаконных методов следствия.
В связи с изложенным Комиссия предлагает следующее:
1. Учредить Контрольно-следственное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам соблюдения законности и прав человека в правоохранительных органах, специальных службах, вооруженных силах и в иных силовых структурах. Внести в уголовно-процессуальное законодательство дополнения и поправки, наделяющие эту структуру правом осуществления предварительного расследования и поддержания государственного обвинения по данной категории дел в суде.
2. Внести в законодательство о судоустройстве и уголовном судопроизводстве дополнения, предусматривающие введение должности следственного судьи и возложение на него судебного контроля за дознанием и предварительным следствием (по месту расследования, в том числе в вооруженных силах) и соблюдением прав человека в местах содержания под стражей.
3. Инициировать внеочередное принятие Государственной Думой Федерального закона `Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности`. Приступить к разработке аналогичных законов в отношении гражданского контроля в вооруженных силах, в отношении соблюдения прав несовершеннолетних в детских учреждениях РФ и т.п.
4. Активизировать работу и расширять эксперимент по отмене параметра раскрываемости как способа оценки эффективности работы органов внутренних дел.
5. Полностью отделить процедуру регистрации преступлений от деятельности по их раскрытию; учредить систему дублирования регистрации заявлений о преступлениях в органах юстиции.
6. Учредить должность муниципального дежурного адвоката в отделениях милиции и изоляторах временного содержания.
7. Ввести обязательный личный номерной жетон для каждого сотрудника милиции, следствия и т.п.
8. Обеспечить независимое медицинское обследование лиц, поступающих в отделения милиции и изоляторы временного содержания и выбывающих оттуда.
9. Возложить на администрацию мест содержания под стражей, на командиров воинских частей и др. и персонально на работников медицинских служб обязанность направлять в органы прокуратуры и в `Контрольно-следственное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам соблюдения законности и прав человека в правоохранительных органах, специальных службах, вооруженных силах и в иных силовых структурах` информацию обо всех случаях причинения вреда здоровью, которое предположительно может иметь насильственное происхождение.

Источник: http://www.iamik.ru/shownews.php?id=8760http://nvolgatrade.ru/

Док. 192827
Опублик.: 09.06.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``