В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Илларионов: Россия уже потеряла 17 млрд долларов Назад
Андрей Илларионов: Россия уже потеряла 17 млрд долларов
Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов прокомментировал Стране.Ru необходимость создания стабилизационного фонда в рамках федерального бюджета на будущий год.

- Андрей Николаевич, в Бюджетном послании президента, пожалуй, впервые значится пункт о стабилизационном фонде, с чем Вас лично можно поздравить. Министерство финансов уже внесло на рассмотрение правительства концепцию управления этим фондом. Она Вас полностью удовлетворяет?

- Первое: если кого-то можно поздравить, то это Российскую Федерацию, нас всех, потому что фонд - тот инструмент, который абсолютно необходим для нашей страны, для решения целого ряда экономических вопросов, связанных с резкими колебаниями цен, с резкими колебаниями мировой конъюнктуры и, соответственно, с резкими колебаниями основных макроэкономических индикаторов, от которых страна не выигрывает, а проигрывает.

Второе: что касается концепции стабилизационного фонда, предложенной на утверждение, с моей точки зрения, там есть пространство для улучшения. Хотя, если мы чуть-чуть сделаем шаг в развитие вашего вопроса, то, с моей точки зрения, баланс в накоплении резервов между Центральным банком и Министерством финансов надо было бы давно сделать в пользу последнего. В нынешних условиях накопление огромных валютных резервов Центральным банком, а они уже превышают 62 млрд долларов, является, возможно, больше предметом национальной гордости, но не определяется экономической целесообразностью. С моей точки зрения, если подобные же суммы могли бы быть накоплены в рамках Министерства финансов в результате обеспечения гораздо большего объема профицита бюджета и использованы для погашения внешнего долга страны, мы бы сейчас оказались в более благоприятной экономической ситуации. У нас был бы, правда, меньший объем валютных резервов, но зато мы серьезно сократили бы наши долговые обязательства.

Выигрыш состоял бы в том, что мы расплачивались бы в 2000-м, 2001-м и даже в начале 2002-го года более дорогими долларами. Мы бы выиграли на разнице в процентных ставках по тем долгам, которые имеем, и инструментам, в которые мы размещаем наши валютные резервы. Напомню, сегодня наши валютные резервы размешены в казначейских облигациях США со ставками 1-1,5%, в то время как по своим собственным долговым обязательствам Россия платит в среднем 7%. Соответственно, быстрее погашая наши внешние долги, мы экономили бы существенную сумму на процентах.

И наконец, обеспечивая ускоренное погашение внешнего долга, мы оказывали бы позитивное воздействие на экономику, не допуская быстрого повышения реального курса национальной валюты. Цель важнейшая для обеспечения устойчивых темпов экономического роста. И, соответственно, таким образом мы бы способствовали более высоким темпам экономики и повышению уровня жизни граждан. Поэтому я уверен, что такая политика имеет исключительно преимущества и не имеет недостатков.

К сожалению, в последние три года подобный маневр в полной мере совершить не удалось, из-за чего потенциальные потери страны составили сумму порядка 15-17 млрд долларов.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 192814
Опублик.: 09.06.03
Число обращений: 627

  • Илларионов Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``