В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Права человека и терроризм Назад
Права человека и терроризм
После известного террористического акта в Нью-Йорке и Вашингтоне за минувший год в мире наметилась устойчивая тенденция игнорировать Декларацию 1948 г. и все последующие акты ООН по правам человека под предлогом борьбы с международным терроризмом, что проявилось в законодательной отмене (или приостановлении) ранее веками существовавших законов (например, `Билля о правах` в США), наделении спецслужб широкими полномочиями (прослушивание телефонных разговоров, раскрытие тайны банковских счетов и т.д.).
В США, Белый дом последовательно проводит линию на ужесточение законодательства и правоприменительной практики в контексте антитеррористической кампании, что сопровождается существенными ограничениями прав и свобод человека. Принят т.н. `Патриотический акт`, дающий спецслужбаи полномочия по прослушиванию телефонных разговоров, перлюстрацию личной переписки и Интернет-сообщений, проведение обысков у граждан и неграждан США, заподозренных в пособничестве террористам.
В ноябре 2002 г. Минюст США, выполняющий функции Генпрокуратуры, добился судебной санкции на проведение агентурно-оперативных мероприятий против лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, без соблюдения процессуальных формальностей, применяемых в обычных уголовных делах.
Минюст и ФБР получили `зеленый свет` на тайные операции внутри страны с минимальными, по правовым меркам США, формальностями, предваряющими получение разрешение `взять под колпак` то или иное лицо, либо группу лиц. Для этого достаточно наличия у ФБР `веских оснований полагать`, что подозреваемые являются `членами террористической группы или агентами иностранной державы`.
Апелляционный суд в Сан-Франциско подтвердил законность неограниченного по времени содержания под стражей боевиков `Аль-Каиды` и талибов на базе в Гуантанамо (согласно судебному решению на них не распространяются американские конституционно-правовые гарантии, включая предъявление обвинения., доступ адвокатов и т.п.).
Кроме того, столичный апелляционный суд отказал в обнародовании фамилий задержанных по подозрению в причастности к терактам 11 сентября и членству в `Аль-Каиде` (на сегодняшний день их порядка тысячи, причем многие уже провели в заключении более года), мотивировав это решение тем, что подобная гласность сыграла бы на руку террористам.
Явно дискриминационный характер носит недавно принятый закон США `О национальной безопасности и системе регистрации въезда-выезда`, включивший в `группу повышенного риска для национальной безопасности` граждан Ирана, Ирака, Ливии, Сирии и Судана, которые при пересечении американской границы подлежат в обязательном порядке фотографированию, дактилоскопии и регистрации.
При Пентагоне создано новое бюро `Оперативного информационного реагирования`. Задача - сформировать на основе последних технологий своего рода поисковую систему, которая сможет прочесывать практически все существующие базы данных на предмет выявления подозрительных групп или лиц. Под компьютерное просвечивание попадет и сугубо личная информация: электронная почта, данные анкет, кредитные и телефонные счета и т.д.
Администрация Буша-младшего пошла на создание специальных военных трибуналов (судов) с ускоренным рассмотрением дел всех подозреваемых в международном терроризме (даже американские СМИ окрестили эти трибуналы `чекистскими тройками`), одновременно США пытались заблокировать создание и о инициативе 76 государств-членов ООН Международного уголовного суда и согласились подписать его устав только при условии, что на граждан США не будет распространятся его юрисдикция.
В Великобритании в рамках борьбы с терроризмом главным законодательным актом, внесшим после терактов в США целый ряд ограничений в осуществление прав и свобод граждан в Великобритании, стал Закон о борьбе с терроризмом, преступностью и безопасности от 14.12.2001 г.
Правительство Великобритании признает, что нормы этого Закона нарушают положения ст. 5 п. 1 норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенции (запрет взятия и содержания под стражей без решения суда), но мотивирует это экстраординарностью террористической угрозы. Взятие под стражу без судебной санкции лиц, подозреваемых в террористической деятельности и не имеющих британского гражданства, предполагает и одобренное парламентом британо-американское соглашение о сотрудничестве в соответствующей области.
Документ усилил по нескольким направлениям основополагающий британский антитеррористический закон 2000 г. и превратил, по мнению экспертов, британское антитеррористическое законодательство в самое жесткое в Европе. Закон 2001 г., в частности, предусматривает возможность бессрочного и без предъявления обвинения тюремного заключения иностранцев, подозреваемых в причастности к терроризму. В этом режиме с момента вступления Закона в силу в Великобритании уже задержано 12 человек. Любой из них, правда, имеет законное право выйти из тюрьмы при условии немедленного выезда с британской территории.
Указанным Законом усилена ответственность финансовых учреждений за несообщение в правоохранительные органы о подозрительных банковских счетах, могущих иметь отношение к терроризму. Уголовно преследуется недонесение о таких счетах, если для подозрений были `разумные основания`.
Закон также обязал британскую таможню и финансовых инспекторов делиться служебной информацией с правоохранительными органами в случаях, когда речь заходит о национальной безопасности. Закон предоставляет более широкий доступ к информации транспортных организаций о перевозимых пассажирах и грузах. Кроме того, Закон уполномочил правоохранительные органы замораживать финансовые счета подозреваемых лиц уже в самом начале следствия.
По мнению британских правозащитников, перечисленные положения Закона явно ограничивают права и свободы граждан. Сами граждане, как показывают опросы общественного мнения, особо против ужесточения мер антитеррора не протестовали и не протестуют.
Как следствие, в июне с.г. имело место попытка британских властей `подкрутить гайки` по одному из направлений. Правительством готовились законодательные поправки, разрешающие более широкому перечню государственных органов и даже местным администрациям под серьезными предлогами (общественная безопасность, борьба с преступностью, терроризмом) получать доступ к телефонным и электронным сообщениям организаций и граждан. Однако на этот раз возмущение в обществе убедило власти отступить.
Во Франции принят Закон No2002-1094 от 29.08.02 `Об ориентации и планировании в области внутренней безопасности`, который создает нормативную базу для принятия актов, наделяющих правоохранительные органы правом прямого и дистанционного доступа к негосударственным (банковским, корпоративным и т.д.) базам данных при наличии санкции суда (Приложение I к 3-ну, ч.2. п.2). Расширение права доступа к информации без санкции ее владельца предусматривается и и проекте Закона О внутренней безопасности (ЗоВБ), одобренном французским Сенатом 19.11.02. Это положение уже подверглась критике со стороны Национального консультативного совета по правам человека (независимый орган, действующий при премьер-министре Франции). Проект ЗоВБ (новая редакция ст. 78-2-4 УПК) наделяет правоохранительные органы также правом обыскивать багажники автомобилей без предварительной санкции прокурора либо задерживать водителей вплоть до получения таковой санкции. Некоторые нормы проекта ЗоВБ критикуются правозащитными организациями за отказ от принципа презумпции невиновности. Так, ст.21 проекта ЗоВБ вводит в качестве состава преступления присутствие группы лиц (2 и более) в местах общего пользования жилого дома (лестничная клетка, подъезд), что априорно рассматривается как потенциальный источник опасности для жильцов.
Особым гонениям после 11 сентября 2001 г. подверглись беженцы и вынужденные переселенцы: в Австралии принят закон о принудительной высылке с континента всех без разбора нелегальных эмигрантов как потенциальной среды для будущих террористов; в Великобритании принят закон, разрешающий длительное содержание в КПЗ всех `подозрительных иностранцев` как потенциальный `террористов`; Франция под теми же предлогами закрыла лагерь нелегальных беженцев у входа под туннелем под Ла Мангаем, причинявший властям большие хлопоты из-за постоянных попыток его `постояльцев` нелегально перебраться в Англию. `Human Rights Watch` 9.09.2002 г. характеризовала эти меры австралийских, британских и французских властей как `серьезное ограничение прав беженцев, которых фактически приравняли к террористам`.
Пример эффективной реализации комплекса антитеррористических мер без сужения гарантий прав человека демонстрирует ФРГ.
На наднациональном уровне коллизия прав личности и новых приоритетов безопасности проявляется в контексте трех направлений сотрудничества в рамках ЕС, активизировавшихся после событий 11.09. Это оформление механизма единого европейского ордера на арест, усиление контроля за информацией, ужесточение иммиграционной политики.    Предполагается, что единый европейский ордер на арест вступит в силу в январе 2004 года, что максимально упростит существующую процедуру экстрадиции.
    Динамично развивающаяся политика по борьбе с преступностью и терроризмом должна быть дополнена созданием эффективной системы защиты гражданских прав.
    Правозащитные организации предлагают структуру `Европейского поручительства` (Eurobail) для того, чтобы защищать права подозреваемых, арестованных с применением единого европейского ордера. Система общеевропейских гражданских прав могла бы стать гарантией для жителей Евросоюза, в какой стране они не находились бы. Защита гражданских прав заявлена в Хартии основных прав ЕС, принятой в Ницце в конце 2000 года, однако, пока положения ее не имеют юридической силы.
    Целый ряд крупных международных организаций - `Human Right Watch`, `Amnesty International`, `Helsinki Human Rights Group` и др. - за минувший год начали бить тревогу (публикации во французской `Монд`, швейцарской `Тан`, британском `Индепенденд` и др.), указывая на тревожную тенденцию - борьба с международным терроризмом его не искореняет, но явно усиливает тоталитарные тенденции а политике США и других государств мира.

Соб. Инф.http://nvolgatrade.ru/

Док. 192812
Опублик.: 09.06.03
Число обращений: 2


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``