В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Греф нашел у государства 500 лишних функций Назад
Греф нашел у государства 500 лишних функций
Можно считать, что с 6 мая кабинет министров вступает в стадию преобразований, о необходимости которых в послании Федеральному собранию 2002 года говорил Владимир Путин. Да и само начало реформы значилось еще в прошлогоднем плане правительства. В Минэкономразвития объясняют факт задержки желанием правительственных чиновников определить четкий перечень `лишних` функций, которыми в настоящее время наделены исполнительные органы власти. Тем не менее, полугодичное опоздание делает реформу не менее актуальной.

`Политически российское государство уже давно изменилось, однако государственный аппарат остается прежним и, очевидно, он нуждается в реформах`, - считает министр экономического развития и торговли Герман Греф. С ним согласен и руководитель Центра экономических реформ при правительстве Владимир Мау: `Собственно экономические реформы, включая экономические законы, существенно обогнали реформирование политических институтов, и потому дальнейшее совершенствование экономического законодательства будет постоянно натыкаться на ограничения административного и политического характера. Это уже можно наблюдать по практическому осуществлению дебюрократизации и снижения административных барьеров, развитию финансовых рынков, низкой инвестиционной активности`.

По словам замминистра экономического развития и торговли Михаила Дмитриева, его ведомство к настоящему моменту насчитало более 500 `лишних` функций госаппарата. И это только те, ненужность которых удалось доказать. В свою очередь главные `потребители` реформы считают, что этих функций может набраться не 500, а в 2-3 раза больше. Именно об этом и шла речь на последнем заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), на котором, собственно, и обсуждался план административных преобразований.

Как заявляют представители Минэкономразвития, административную реформу не следует путать с реформой государственного аппарата. В концепции идет речь не просто об изменении функций того или иного ведомства, а о совершенно новом подходе к определению задач государственного аппарата. В первую очередь, как учреждения, оказывающего различные услуги населению. `Государство должно стать конкурентоспособным на рынке услуг`, - говорит Герман Греф. Иными словами, государство должно не разрешать или запрещать, а помогать. И выполнять только ту работу, которая необходима гражданам: обеспечивать безопасность, определять экономическую и политическую стратегию. Все остальное должно регулироваться так называемыми негосударственными саморегулирующимися организациями. Исходя из этого принципа, Минэкономразвития и предлагает определять избыточные функции доставшегося России от советских времен государственного аппарата.

Судя по представленной правительству концепции, преобразования предполагаются довольно масштабные. Каждому министерству и ведомству придется четко определить количество своих `клиентов` и список необходимых им `услуг`. И только согласно этой табели будет выдаваться соответствующее бюджетное финансирование. В проекте концепции административной реформы этот процесс назван переходом от `программного финансирования министерств и ведомств к сметному`. В результате все будут составлять своеобразный бухгалтерский баланс, в который будут записаны расходы и по которому в конце каждого финансового года придется отчитываться. В противном случае, чиновникам не стоит надеяться на увеличение бюджетных ассигнований. Точно так же, как и в том случае, если качество оказываемых ими `услуг` окажется низким. Такие министерства и ведомства либо подвернут структурным преобразованиям, либо вообще ликвидируют.

Интересно, что имущество государственных органов исполнительной власти будет амортизироваться. Соответственно, больше денег из бюджета будет получать то министерство, которое наиболее эффективно распоряжается своей недвижимостью. Или, у кого излишек собственности меньше.

По словам Владимира Мау, в результате бюджетные расходы расширенного правительства из года в год будут расти в абсолютном исчислении. Однако, при этом удастся добиться сокращения их доли к уровню ВВП. А это только стимулирует экономический рост.

Дата обсуждения представленной концепции на заседании кабинета министров пока не утверждена. Надо полагать, что это произойдет скоро. И дискуссия на этом заседании будет весьма непростой.

Интересно, что сама административная реформа не является чисто российским изобретением. Периодически, подобным образом перетряхивают свой государственный аппарат большинство развитых стран мира. Те же США проводили административную реформу 13 раз. Начало последней датируется 1993 годом. Еще чаще к подобным мерам прибегали правительства Франции, Германии, Италии. Не отказывались от административных реформ даже консервативные англичане. Другое дело, что в России это будет первая попытка внедрения на государственной службе элементов так называемого коммерческого менеджмента. И, надо полагать, чиновничье сопротивление реформе будет очень сильным.

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 192697
Опублик.: 04.06.03
Число обращений: 138


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``