В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Кузнецов: изменения в закон о гражданстве стоило бы вносить через год с момента начала его реализации. Назад
В.Кузнецов: изменения в закон о гражданстве стоило бы вносить через год с момента начала его реализации.
В.Кузнецов: изменения в закон о гражданстве стоило бы вносить через год с момента начала его реализации. Но, по всей видимости, поправки будут внесены раньше.

По словам Первого заместителя начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам гражданства В.Кузнецова, новый закон отвечает всем международным нормам и стандартам, что было отмечено экспертами Совета Европы. Он сменил закон, регулировавший вопросы гражданства более 10 лет, и, как отметил В.Кузнецов, вобрал в себя все лучшее из законодательной практики других стран и международных документов. `За 10 лет существования закона о гражданстве 1991 года, помимо 145 млн граждан бывшего СССР, проживавших на территории России, 4.9 млн человек получили российское гражданство, - сообщил В. Кузнецов. - Причем 2 млн из них стали гражданами РФ, находясь на
ее территории, а 1,9 млн - за пределами России`. Он отметил тот факт, что Россия, в отличие от большинства стран мира, разрешила получить российское гражданство лицам, проживающим за ее пределами.
Сейчас Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ занимается
проблемами примерно тысячи военнослужащих, не имеющих российского
гражданства. Согласно Указу Президента, за особые заслуги перед государством военнослужащие могут быть признаны гражданами РФ. Кроме того, в правительстве сейчас решается вопрос о призыве на военную службу по контракту граждан СНГ, которые за три года смогут получить российское гражданство.
По мнению В.Кузнецова изменения в закон о гражданстве стоило бы вносить
через год с момента начала его реализации. Но, по всей видимости, поправки будут внесены раньше. Сейчас ими занимается рабочая группа в администрации Президента.
По данным МВД РФ, с 1 октября 1997 года, когда началась выдача паспортов
нового образца, их получили 81% российских граждан. Как рассказал начальник отдела по контролю за реализацией паспортного законодательства
Паспортно-визового управления Министерства внутренних дел РФ Вячеслав Фатин, до 1999 года денег на бланки выделялось недостаточно, и субъекты федерации были вынуждены тратить на закупку бланков собственные средства, что сильно тормозило процесс выдачи паспортов.
Как отмечают специалисты Управления Верховного комиссара ООН по делам
беженцев, это было далеко не единственной причиной, по которой многие из
проживающих на территории России не могли получить документы, подтверждающие гражданство РФ. `Вкладыши`, которые начали выдаваться в 1993 году на основании постановления Правительства РФ от 9 декабря 1992 года, не могли получить многие граждане бывшего СССР. Местные органы власти отказывались признать факт их постоянного проживания на территории России на день вступления в силу старого закона о гражданстве РФ. До сих пор, например, в Москве, граждане, постоянно проживавшие на территории России до 6 февраля 1992 года и не имеющие штампа о прописке, получают паспорта только на основании судебного решения об установлении факта постоянного проживания.

Комментарии:

Светлана Ганнушкина: Наша страна уже год живет без закона о гражданстве
`Сейчас в Госдуме очень сложно что-то сделать, потому что принимаются только те законы, которые вносятся Президентом, - считает председатель Ощественного комитета помощи беженцам `Гражданское содействие` Светлана Ганнушкина. - И это очень опасная тенденция в целом для России. Сейчас закон `О гражданстве РФ` не действует. Наша страна уже год живет без закона о гражданстве РФ и почти столько же без закона о правовом положении иностранных граждан. Между тем многие люди сталкиваются с проблемами при получении и использовании паспортов. Например, все, кто получили паспорта за пределами России, а сейчас находятся на территории РФ, подвергаются проверкам на подлинность документа. Многим отказывают в обмене паспортов по месту пребыванияa И это далеко не все случаи, когда люди не могут зафиксировать свое гражданство`.


Михаил Арутюнов: Ссылки на то, что закон `О гражданстве РФ` получил
положительную оценку международных экспертов, нелепы...

`Всем, кто занимается вопросами гражданства, необходимо переосмыслить эту
проблему с точки зрения демографии, - говорит Михаил Арутюнов, президент
Международной правозащитной ассамблеи. - Демографическая ситуация в России
ухудшается, и к 2050 году численность населения сократится до 80-90 млн.
человек. Компенсировать убыль населения можно лишь за счет привлечения
мигрантов, обладающих с нами общим менталитетом и языком. По официальным
данным, на территории России находится 3-5 млн граждан бывшего СССР без
российского гражданства. Политика, проводимая в этой области, не
соответствует реалиям прошлой и будущей России. Ссылки на то, что закон `О
гражданстве РФ` 2002 года соответствует международным стандартам и получил
положительную оценку у международных экспертов, абсолютно нелепы. Потому что
каждое государство разрабатывает законы под свою действительность. Ведь у
нас не такая ситуация, как, например, у Франции, Англии, Дании. У нас и своя
история`.

Карательная миграционная политика

Автор: Михаил Арутюнов, президент Международной правозащитной ассамблеи,
заместитель председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ в
1994-1996 гг.
23.5.2003
В Российской Федерации проводится карательная миграционная политика. Она не
только дискриминирует миллионы бывших советских граждан, но и представляет
угрозу национальным интересам Российской Федерации. Постараюсь обосновать
справедливость этих двух постулатов.

1. В Российской Федерации проводится карательная миграционная политика
Для всех, кто всерьез занимается миграционной политикой, и всех, кто знаком
не понаслышке с федеральными законами `О гражданстве Российской Федерации` и
`О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации`, принятыми
в 2002 году, совершенно очевидна их антимиграционная направленность.
Во-первых, эти законы нацелены на сдерживание иммиграции в Российскую
Федерацию всех людей, независимо от места их жительства, рождения и
жизненного пути. Фактически предпринимается попытка на законодательном
уровне воздвигнуть очередной `железный занавес`, но уже не вокруг СССР, а
вокруг Российской Федерации, причем в условиях безвизового режима
пересечения границ с большинством стран СНГ.
Во-вторых, эти законы, особенно Закон `О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации`, всех граждан, которые по разным причинам в
разные годы приехали и живут достаточно длительное время в РФ, одномоментно
и совершенно неожиданно для большинства перевели в категорию нелегальных
мигрантов.
Не будем говорить об афганцах, вьетнамцах, корейцах, которые по разным
причинам на законном основании в период существования СССР оказались на
территории Российской Федерации, а также о других гражданах из дальнего
зарубежья. О них отдельный, особый разговор.
Ниже пойдет речь, в первую очередь, о гражданах бывшего СССР. Как уже
отмечено выше, одних из них стараются не допустить в РФ, а других, уже
проживающих в Российской Федерации, поставить в условия, при которых их
право на проживание предельно ограничено. В числе последних оказались, по
экспертным оценкам от 7 до 10 млн человек. Правда, из-за отсутствия
каких-либо достоверных данных о численности мигрантов в Российской Федерации
государственные структуры, когда им это выгодно, называют разные цифры - от
1,5 млн до 10 млн человек и более.
Большинство этих иммигрантов спокойно жили на территории Российской
Федерации, не чуя надвигающейся беды. Они считали себя её гражданами,
поскольку большинство из них были зарегистрированы по месту жительства, а в
прежние годы - прописаны, некоторые - были зарегистрированы по месту
пребывания. У них в паспортах стояли соответствующие штампы,
свидетельствующие о законности проживании в РФ. Многие имели и имеют
собственные квартиры и дома на ее территории. Тем не менее с принятием
указанных выше законов они неожиданно для себя оказались незаконно
пребывающими на российской территории.
При попытке обмена советских паспортов на новые российские (такой обмен
должен закончиться 31 декабря 2003 года) им было заявлено, что, имея
паспорта, выданные в Азербайджане, Казахстане, Таджикистане и в других
республиках бывшего СССР, они являются иностранными гражданами, на которых
распространяется действие Закона `О правовом положении иностранных граждан в
РФ`. Тем самым им предоставлена возможность только временного пребывания в
Российской Федерации продолжительностью до девяноста суток. В пределах этого
срока они должны как-то определиться в своих намерениях и либо покинуть
Российскую Федерацию, либо - при желании продолжать жить в РФ - обратиться в
соответствующие государственные структуры с ходатайством о получении вида на
жительство или приобретении российского гражданства, пройдя определенную
процедуру, включая отказ от иного гражданства. Как известно, все это требует
не предусмотренного законодательством времени, связано с немалыми
финансовыми затратами и с угрозой депортация из Российской Федерации (к
стати, в законе не определено, что это такое) или административной высылки.
Иллюстраций положения, в котором оказались бывшие советские
граждане-иммигранты в своей, как они не без оснований считают, стране
множество. В адрес организованной нами около пяти лет назад `Горячей линии
для мигрантов` постоянно приходят письма с вопросом: `Как быть?` Вот один из
характерных случаев.
Восьмидесятидвухлетняя одинокая женщина, русская, приехала из Узбекистана,
где она продала свой дом. В сибирском селе она купила жилье и собиралась
прожить последние годы в России, но не тут-то было. Ее не регистрируют в
собственном доме по месту жительства, требуя вернуться в Узбекистан,
выписаться из уже не принадлежащего ей дома, получить национальный узбекский
паспорт, отказаться от узбекского гражданства, стать лицом без гражданства,
приехать в Россию, ходатайствовать о приобретении вида на жительство и т.п.
При этом не учитываются ни возраст, ни материальные возможности человека.
Точно так же многие граждане России, поселившиеся по разным причинам за
время существования СССР за ее пределами, независимо от их нынешнего места
жительства безосновательно объявлены иностранцами, в отношении которых
фактически проводится дискриминационная политика.
Многие годы общественные организации боролись против миграционной политики,
проводимой Федеральной миграционной службой России, и против ее руководителя
Татьяны Регент. Они выступали за смену руководства и повышение статуса ФМС
до министерского. Что же произошло на самом деле? А вот что: началась
свистопляска со сменой руководителей ФМС - за три последних года их было
пять. Все они - непрофессионалы. Смена руководства завершилась ликвидацией
Федеральной миграционной службы, передачей ее функций преобразованному
Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики. Чуть
более года спустя ликвидируют и это министерство с передачей миграционной
тематики и оставшихся специалистов в МВД России. Сегодня ФМС МВД России
оказалась совершенно без руководства. Ее начальник генерал-полковник Андрей
Черненко спустя год или около того отстранен с этого поста; кадры бывшей ФМС
России, ее территориальных органов либо добровольно покидают МВД, либо
заменяются не квалифицированными в области миграции сотрудниками органов
внутренних дел.
Таким образом, благодаря новому федеральному законодательству, передаче
ведения миграционных дел органам МВД России, менталитет которых известен -
хватать, задерживать, сажать, а теперь и депортировать, и выпестованной в
недрах администрации Президента Российской Федерации миграционной политики,
есть все основания считать ее карательной.

2. Современная миграционная политика угрожает национальным интересам
Российской Федерации
Введенные в действие федеральные законы абсолютно не соответствуют интересам
Российской Федерации. Любой закон должен приниматься не только в
соответствии с зачастую абстрактными международными нормами, но и исходя из
реальной ситуации в Российской Федерации. У нас же многое по-иному. Законы и
трактующие их ведомственные инструкции принимаются без учета громадного
опыта научных и общественных организаций, без учета реальной обстановки в
стране, без оценки ее ближайших и долгосрочных проблем.
Один только пример. В статье 15 Закона `О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации` записано: `Иностранный гражданин не может
быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может
поступить на военную службу в добровольном порядке, и не может быть принят
на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские
формирования и органы в качестве лица гражданского персонала`. Однако во
время визита в Таджикистан в апреле 2003 года Президент Российской Федерации
Владимир Путин заявил, что целесообразно принимать в ряды российской армии
граждан из стран ближнего зарубежья - надо думать, из СНГ и Балтии - с
предоставлением им российского гражданства.
Такое предложение Президента - не случайно и лишний раз свидетельствует о
непродуманности принятого закона. Уже сегодня в Российской Федерации
ощущается серьезный дефицит молодежи, способной и готовой пополнять ряды
российской армии. Но в не столь отдаленной перспективе, положение будет
значительно хуже: грядет дефицит трудоспособного населения, что позволяет
говорить об угрозе национальным интересам РФ при существующей миграционной
политике.
Серьезные демографические исследования показывают, что в ближайшие 20 лет
население РФ может сократиться до 125 - 130 млн человек против нынешних 145
миллионов. В более отдаленной перспективе - к 2050 году - оно может
сократиться до 80 млн человек. То есть за полвека население России без
притока населения извне уменьшится более чем в два раза, и это население
будет не просто очень старым - оно будет дряхлым. Около половины населения
страны к середине века окажется за пенсионной чертой. Причем процесс
старения уже необратим. Сейчас многие демографы считают, что точка возврата
пройдена. Нигде в мире нет такого положения, чтобы мужчины жили на 13,5 лет
меньше, чем женщины. Будет громадная доля одиноких старых женщин, не имеющих
родственников.
Каковы последствия этого демографического бедствия? Становится реальной
опасность потери контроля над значительными территориями РФ - Дальним
Востоком и Восточной Сибирью. Их некому будет не только осваивать, но и
защищать. Причем никакой ядерный щит не спасет от экспансии населения
сопредельных государств в обезлюдившие регионы Российской Федерации.
Какова альтернатива? На наш взгляд, единственная: всяческое поощрение
иммиграции в Российскую Федерацию, в первую очередь - из стран СНГ и Балтии.
Их жители во многом имеют общие с коренными россиянами историю, культуру,
менталитет, язык и т.д. При этом не следует пренебрегать и контролируемой
иммиграцией из других стран.
Что же происходит на самом деле? Миграционная политика Российской Федерации
формируется в администрации Президента под совершенно некомпетентным
руководством, что было продемонстрировано и отмечено в резолюции
Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов в апреле 2002 года.
Предпринимаемые попытки изменить действующее законодательство, ориентировав
его на защиту национальных интересов Российской Федерации, блокируются так
называемым центристским большинством. Проект поправок к Федеральному закону
`О гражданстве Российской Федерации`, внесенный на первое чтение депутатами
Виктором Похмелкиным и светлой памяти Сергеем Юшенковым, не был принят. Из
411 депутатов, присутствовавших на заседании Госдумы, проголосовало за него
196, против - 5, 210 депутатов не голосовало. Показательно, что одним из
голосовавших против законопроекта был Олег Рогозин, дважды ставший
депутатом, благодаря активной поддержке мигрантов в Воронежской области.
Такая же участь постигла и законопроект, внесенный депутатом Борисом
Надеждиным: из 411 депутатов 204 - за, 1 - против, 206 - не голосовали.
И последнее. Принятая в настоящее время процедура обмена паспортов на
российские, в большинстве случаев неправомочна. Дело в том, что Конституцией
РФ установлено, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен
своего гражданства или права изменить его (п.3 ст.6). Эта же норма
содержится в Федеральном законе `О гражданстве Российской Федерации` от 31
мая 2002 года ? 62-ФЗ (п.4 ст.4) и в Законе `О гражданстве Российской
Федерации` от 28 ноября 1991 года ? 1948-1 (в ред. Закона РФ от 17 июня 1993
года ? 5206-1; Федерального закона от 06.02.95 ? 13-ФЗ (п.2 ст.1)). Кроме
того, Федеральным законом установлено, что проживание гражданина Российской
Федерации за пределами РФ не прекращает его гражданства Российской Федерации
(п.4 ст.4). При этом совершенно не имеет значения, сколько времени и в каком
государстве проживал и/или проживает гражданин Российской Федерации.
Таким образом, без личного волеизъявления и только в соответствии с
действующим законодательством никто не может лишить гражданина Российской
Федерации его гражданства.
Вместе с тем, Конституцией РСФСР 1918 года все подданные Российской империи
де-факто признаны гражданами РСФСР, таковыми оставались и их потомки,
родившиеся на территории РСФСР. Выезд любого гражданина за пределы РСФСР, в
том числе и в другие союзные республики СССР, не лишал их российского
гражданства, если в связи с этим они добровольно не обращались в российские
государственные органы, ведающие вопросами гражданства. Тот факт, что другие
государства, например Казахстан, признали их своими гражданами, ни в коем
случае не лишает бывших жителей РСФСР их российского гражданства. За
Российской Федерацией остается право не признавать другое гражданство, но
лишать на этом основании людей российского гражданства никто не имеет права.
Эту проблему обстоятельно исследовал А.А. Мостовой ( Мостовой А. Верни
гражданство! Практическое руководство для 27 000 000, - М.: НП ИД `Русская
панорама`, 2003.) .
Таким образом, обмен паспортов СССР на российские должен происходить
беспрепятственно для людей, имеющих документальные доказательства
гражданства РСФСР до их выезда с территории РСФСР.
Завершая, хочу подчеркнуть, что современная карательная миграционная
политика Российской Федерации реально грозит ей национальной катастрофой, а
предпринимаемые попытки ее избежать блокируются, как ни странно,
пропрезидентским большинством Государственной думы Федерального собрания
Российской Федерации и администрацией Президента РФ.

ИСТОЧНИК `АСИ`
http://www.asi.org.ru/asi/main.nsf/0/A2408E19E593D7EAC3256D2F0052F4E2http://nvolgatrade.ru/

Док. 192084
Опублик.: 27.05.03
Число обращений: 166


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``