В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обращение В Комиссию по правам человека при Президенте РФ. Т.Г. Морщакова, Советник Конституционного Суда РФ Назад
Обращение В Комиссию по правам человека при Президенте РФ. Т.Г. Морщакова, Советник Конституционного Суда РФ
Обращение В Комиссию по правам человека при Президенте РФ

Уважаемая Элла Александровна,

Уважаемые члены Комиссии по правам человека при Президенте РФ,

Направляем в Комиссию ПРОЕКТ предложений о неотложных мерах по предотвращению пыток, жестокого обращения и т.п. в милиции, армии и других силовых структурах. Эти предложения частично основаны на аналогичных предложениях, ранее - в феврале с.г. - направленных в Комиссию В.Ф. Абрамкиным, Л.М. Алексеевой, Б.Л. Альтшулером и С.И. Прониной, А.В. Бабушкиным и В.В. Борщевым. Однако, теперь они существенно отличаются (`Пояснительная записка` приведена в конце). В процессе подготовки данного документа были проведены обсуждения с В.В. Борщевым и с И.Н. Куклиной, которая пояснила, что главная беда в армии не в том, что не выявляются преступления в отношении личности, а в том, что за выявленные преступления невозможно привлечь к ответу. Точно также в сегодняшнем интервью начальник Главного Управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ К.О. Ромодановский сказал, что множество преступлений милиционеров, выявляемых ГУСБ, не доходят до суда по причине известной позиции прокуроров, стремящихся замять эти дела. Эти соображения мы постарались учесть в приводимых предложениях.


Т.Г. Морщакова,

Советник Конституционного Суда РФ,

член Комиссии по правам человека при Президенте РФ;

Б.Л. Альтшулер,

Член Московской Хельсинкской группы,

Руководитель РОО `Право ребенка`,

Российский исследовательский Центр по правам человека.




Проект

Комиссия по правам человека при Президенте РФ




ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по совершенствованию государственных, судебных и гражданских

(общественных) механизмов контроля и ответственности, гарантирующих

соблюдение законности и прав человека в деятельности правоохранительных

органов и в силовых структурах.


1. Учредить Контрольно-следственное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам соблюдения законности и прав человека в правоохранительных органах, специальных службах, вооруженных силах и в иных силовых структурах. Внести в уголовно-процессуальное законодательство дополнения и поправки, наделяющие эту структуру правом осуществления предварительного расследования и поддержания государственного обвинения по данной категории дел в суде.

2. Внести в законодательство о судоустройстве и уголовном судопроизводстве дополнения, предусматривающие введение должности следственного судьи и возложение на него судебного контроля за дознанием и предварительным следствием (по месту расследования, в том числе в вооруженных силах) и соблюдением прав человека в местах содержания под стражей.

3. Инициировать внеочередное принятие Государственной Думой Федерального закона `Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности`. Приступить к разработке аналогичных законов в отношении гражданского контроля в вооруженных силах, в отношении соблюдения прав несовершеннолетних в детских учреждениях РФ и т.п.

4. Активизировать работу и расширять эксперимент по отмене параметра раскрываемости, как способа оценки эффективности работы органов внутренних дел.

5. Полностью отделить процедуру регистрации преступлений от деятельности по их раскрытию; учредить систему дублирования регистрации заявлений о преступлениях в органах юстиции.

6. Учредить должность муниципального дежурного адвоката в отделениях милиции и изоляторах временного содержания.

7. Ввести обязательный личный номерной жетон для каждого сотрудника милиции, следствия и т.п.

8. Обеспечить независимое медицинское обследование лиц, поступающих в отделения милиции и изоляторы временного содержания и выбывающих оттуда.

9. Возложить на администрацию мест содержания под стражей, на командиров воинских частей и др. и персонально на работников медицинских служб обязанность направлять в органы прокуратуры и в `Контрольно-следственное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам соблюдения законности и прав человека в правоохранительных органах, специальных службах, вооруженных силах и в иных силовых структурах` информацию обо всех случаях причинения вреда здоровью, которое предположительно может иметь насильственное происхождение.




Пояснительная записка


Совершенствование механизмов контроля, гарантирующих соблюдение законности и прав человека в деятельности правоохранительных органов и в силовых структурах, - важная задача на нынешнем этапе государственно-правового развития в Российской Федерации. Об актуальности и масштабе проблемы говорит неослабевающий поток жалоб на нарушения прав граждан, пытки, жестокое обращение и другие противозаконные действия в отношении личности, совершаемые сотрудниками милиции, в местах содержания под стражей, в воинских частях и т.п.

Основной причиной такого рода нарушений является безнаказанность тех, кто их допускает. В свою очередь эта подрывающая основы государственного строя и доверие населения к государственным институтам безнаказанность во многом обусловлена тем, что в соответствии с действующим законодательством осуществление предварительного следствия и уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства по соответствующим делам предписаны исключительно органам прокуратуры, которые в результате известного конфликта интересов (двойственная роль прокуратуры как надзорного органа и как органа предварительного следствия, также представляющего в суде обвинение) зачастую не заинтересована в привлечении к ответственности своих коллег, тем более, что это связано с трудностью расследования преступлений, совершаемых внутри правоохранительной системы. В результате многие преступления сотрудников милиции, в том числе даже выявленные управлениями собственной безопасности МВД, остаются безнаказанными по причине фактического бойкота следствия сотрудниками прокуратуры. Кроме того, к органам дознания по преступлениям, совершенным в вооруженных силах, относятся исключительно `командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов` (УПК РФ, ст. 40, ч. 1, п. 3), то есть лица прямо заинтересованные в сокрытии этих преступлений.

Предлагаемые меры направлены на преодоление указанных недостатков путем создания многовариантных, дополняющих друг друга механизмов, обеспечивающих привлечение к судебной ответственности сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, преступивших закон - в прямом соответствии с практикой демократических государств. Эти предложения имеют целью совершенствование межведомственного, судебного и общественного контроля за соблюдением законности и прав человека в указанных структурах и устранение организационных причин, порождающих факты злоупотребления властью в правоохранительной системе.

Данные предложения находятся в русле осуществляемой в стране судебно-правовой реформы - начиная с расширения по новому УПК РФ судебного контроля за применением принудительных мер в ходе предварительного расследования по уголовным делам и вплоть до недавно принятого Государственной Думой в первом чтении проекта закона о поправках в Уголовный кодекс РФ, криминализирующих пытки и жестокое обращение, что в свою очередь актуализирует подготовку Верховным Судом РФ постановления о судебной практике применения норм международного права, включая международно-правовой запрет пыток и, как следствие этого, запрет использования доказательств, полученных в результате применения незаконных методов следствия.


Май 2003 г.

Э.А. Памфилова,

Председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 186634
Опублик.: 15.05.03
Число обращений: 3


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``