В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кожедуб Иван Никитович Назад
Кожедуб Иван Никитович

Кожедуб Иван НикитовичЛетчик истребитель. Родился 8 июня 1920 г. в с. Ображиевка ныне Шосткинского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1943 г. Окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В РККА с 1940 г. В 1941 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ней инструктором. С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой эвакуирован в Среднюю Азию. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Кожедуб прибыл в Иваново в 240-й истребительный авиационный полк формирующейся 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт. Свой первый боевой вылет совершил 26 марта, но неудачно: его Ла-5 (бортовой #75) получил повреждения в бою, а при возвращении ещё и был обстрелян советской зенитной артиллерией. С большим трудом Кожедуб довёл истребитель до аэродрома и совершил посадку. Месяц летал на старых машинах, пока не получил новый Ла-5. Позже воевал на Степном фронте. Боевой счёт младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля на Курской дуге, сбив бомбардировщик Ju-87. На следующий день сбил второй, а 9 июля в воздушном бою сбил сразу 2 истребителя Me-109. В августе назначен командиром эскадрильи. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командир у эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (5-я воздушная армия, Степной фронт) старшему лейтенанту Ивану Никитовичу Кожедубу присвоено 4 февраля 1944 г. за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. С мая 1944 г. Иван Никитович воевал на Ла-5ФН (бортовой N14), построенном на средства колхозника Сталинградской области В.В.Конева. Спустя несколько дней сбил на нём Ju-87. В течение 6 последующих дней сбил ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН К.А.Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам перешёл в учебный полк. Однако уже в августе был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. В это время полк был перевооружён на истребители Ла-7. Кожедубу достался самолёт с #27, на котором он воевал до конца войны. Второй медали "Золотая Звезда" заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан Кожедуб И.Н. удостоен 19 августа 1944 г. за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолетов противника. Однажды в воздушном бою над территорией противника Ла-7 Ивана Никитовича был подбит. Когда заглох двигатель, Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен, выбрал себе на земле цель и начал на неё пикировать. Когда до цели осталось совсем немного, двигатель вдруг снова заработал. Тогда Кожедуб вывел самолёт из пикирования и благополучно вернулся на свой аэродром. 12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В.А.Громаковским патрулировал над передним краем. Обнаружив группу из 13 FW-190, наши лётчики немедленно атаковали их и сбили 5 самолётов противника. Три из них на счету Кожедуба, а два - его ведомого. 15 февраля над Одером Кожедуб сбил реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К.Лянге из I./KG(J)54. К концу войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника (сюда не входят 2 американских P-51, сбитых им весной 1945 г., которые первыми напали на него). Последний свой бой, в котом сбил 2 FW-190, провёл в небе Берлина. За всю войну ни разу не был сбит. Он по праву считается лучшим асом авиации союзников. Третьей медали "Золотая Звезда" гвардии майор Кожедуб удостоен 18 августа 1945 г. за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу. После войны продолжал служить в ВВС. Освоил реактивные самолёты. В 1949 г. окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1956 - Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (64-й истребительный авиационный корпус). Но самому ему летать запретили. За год боёв лётчики дивизии сбили 239 самолётов противника. В 1964-1971 годах был первым заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 года служил в центральном аппарате ВВС, с 1978 - в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1985 г. ему присвоено звание маршала авиации. Был членом Президиума ЦК ДОСААФ. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-5 созывов, народным депутатом СССР. Почётный гражданин городов Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др. Автор книг "Служу Родине", "Верность Отчизне". Награждён 2 орденами Ленина, 7 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3 степени, медалями, иностранными орденами и медалями. Умер 8 августа 1991 г. Похоронен 12 августа в Москве на Новодевичьем кладбище. Бронзовый бюст установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла-7 (бортовой N 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.http://nvolgatrade.ru/

8 июн 1920

Док. 186079
Перв. публик.: 13.05.03
Последн. ред.: 21.10.12
Число обращений: 435

  • `Выполняя приказ, мы не останавливались ни перед чем`
  • Памятники
  • Герои огненных лет

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``