В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Запад протягивает Назарбаеву руку. Пока ему не вручили повестку в суд Назад
Запад протягивает Назарбаеву руку. Пока ему не вручили повестку в суд
Центральная Азия -- источник новой нестабильности, диктатур и конфликтов.
Так звучал один из главных постулатов межпарламентской конференции по
свободе и правам человека в этом регионе, состоявшейся 1 мая в конгрессе
США. Американские сенаторы и конгрессмены, члены Европарламента и
парламентов нескольких европейских стран впервые собрались вместе, чтобы
разработать инициативы по разрешению кризиса в Центральной Азии.
Время оценок сложившейся в регионе ситуации, как считают парламентарии,
подходит к концу. Многочисленные резолюции с осуждением центральноазиатских
режимов, принятые Европарламентом, Евросоюзом, Советом Европы, ОБСЕ,
конгрессом и администрацией США, -- достаточное основание для перехода к
конкретным действиям. Один из самых влиятельных американских сенаторов Джон
Маккейн четко сформулировал позицию США: <Диктаторы Центральной Азии должны
понять, что демократия для нас -- это безопасность, и наши действия в Ираке
определялись именно таким подходом. История учит, что диктаторы заставляют
нас платить потом высокую цену за безопасность>. В том же духе высказался
известный конгрессмен Крис Смит: <Лидеры Центральной Азии надеются, что США
готовы им все простить за их участие в антитеррористической коалиции. Но они
не понимают, что Америка видит в их режимах угрозу для собственной
стабильности и для всего мира>.
Сфера внимания вашингтонской конференции простиралась от Казахстана до
Туркмении. Ашхабадский режим приводился как пример быстрого превращения
страны -- члена ОБСЕ в классического изгоя и потенциальное звено <оси зла>
(среди приглашенных выступить на эту тему был автор этих строк). По-иному
складывается отношение к Казахстану. В этой стране, как считают влияющие на
принятие решений политики Запада, в отличие от Ирака и даже от Туркмении,
есть возможность эволюционного, быстрого и эффективного преобразования
режима личной власти в демократические структуры. Залогом тому наличие в
Казахстане и за его пределами организованных структур оппозиции,
приверженных общедемократическим ценностям и обладающих кадровым потенциалом
и опытом государственного управления.
Процесс демократизации Казахстана должен быть плановым, учитывающим интересы
всех сторон противостояния (в том числе и существенной части действующего в
стране режима), и находиться под контролем внешних сил-гарантов. По сути,
президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву предлагается Западом -- под его
контролем и при его гарантиях -- расписание <национального диалога> с
оппозицией. Что особенно важно, предметом диалога должна стать не смена
власти как таковая, а создание механизма демократического формирования новых
институтов власти наряду с последовательным демонтажем старых.
Сам г-н Назарбаев и его окружение получают возможность стать партнерами в
этом процессе при условии их отказа от стремления доминировать в обществе. В
обмен на это лидеры оппозиции и западные правительства предоставят им
гарантии безопасности. Однако условием такого сотрудничества с официальной
Астаной является отмена всех политически мотивированных приговоров,
вынесенных казахстанскими судами, закрытие уголовных дел против
оппозиционных политиков и журналистов. При этом участникам <диалога> со
стороны оппозиции должна быть заранее гарантирована в Казахстане
безопасность -- как властями этой страны, так и правительствами Запада.
Таким образом, в Вашингтоне была публично и на весьма высоком уровне
оформлена идея посредничества Запада в урегулировании политической ситуации
в Казахстане. О существующем плане такого посредничества, возникшем еще в
прошлом году, газета <Время новостей> уже писала. Но только теперь, после
иракской кампании, он становится реальностью.
На конференции в Вашингтоне была сформирована так называемая фокус-группа из
влиятельных западных политиков, которая займется практическим воплощением
этого плана. В американской столице исходят из того, что властям Казахстана
придется идти на реальное сотрудничество с Западом. Как выразился сенатор
Маккейн, он не завидует президенту Назарбаеву, <ибо в результате
расследования <казахгейта> (известное дело о взятках в десятки миллионов
долларов, которые получало высшее руководство Казахстана от американских
нефтяных компаний в середине 90-х годов. -- Ред.) ему грозят серьезные
юридические неприятности>.
Эти <неприятности> могут наступить уже очень скоро: по данным газеты <Время
новостей>, в середине июня департамент юстиции США, расследующий
<казахгейт>, передает дело в суд. Не позже сентября начнется процесс.
Повестку для явки -- пока в качестве свидетеля -- получит и сам г-н
Назарбаев.
Но вряд ли это станет для него неожиданностью. <Наша семья с нетерпением
ждет начала суда, который обязательно опровергнет предъявленные
обвинения>, -- заявила в конце апреля дочь президента Казахстана, глава
медиахолдинга <Хабар> Дарига Назарбаева. Видимо, такой уверенностью
объясняется жесткое табу, наложенное Астаной на публикации в подцензурной
местной прессе на тему <казахгейта>. А те, кто пытался презреть этот запрет,
были примерно наказаны. Известного казахстанского публициста Сергея Дуванова
обвинили в изнасиловании несовершеннолетней и приговорили к трем годам
тюрьмы.

Аркадий ДУБНОВ, Вашингтон--Москва http://www.vremya.ru/2003/80/5/57349.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 184491
Опублик.: 07.05.03
Число обращений: 162


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``