В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О вопросах взаимодействия и сотрудничества комиссии по правам человека с органами власти и общественными правозащитными организ Назад
О вопросах взаимодействия и сотрудничества комиссии по правам человека с органами власти и общественными правозащитными организ
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВОЗАЩИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

(Тезисы выступления на семинаре `О практике работы и взаимодействия комиссий по правам человека и уполномоченных по правам человека с органами государственной власти и общественными правозащитными организациями в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа`.
г.Барнаул, 22 апреля 2003 года)



Позвольте прежде всего по поручению председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Эллы Александровны Памфиловой поблагодарить организаторов семинара-совещания в лице Первого заместителя Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе Анатолия Яковлевича Щербинина, краевой Совет народных депутатов и администрацию Алтайского края (председателя Совета Александра Григорьевича Назарчука и заместителя Губернатора Геннадия Петровича Зырянова), Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Юрия Александровича Вислогузова за проведение этой нужной и полезной встречи руководителей государственных правозащитных организаций, на которой происходит обмен опытом работы и мнениями по повышению эффективности их деятельности.
Передаю участникам семинара пожелание Эллы Александровны успешной плодотворной работы и ее сожаление в связи с невозможностью ввиду занятости личного участия.

Обсуждаемая сегодня проблема взаимодействия и сотрудничества комиссий и уполномоченных по правам человека с органами власти (исполнительной, законодательной, судебной), правоохранительными органами, органами прокуратуры, с одной стороны, и с неправительственными правозащитными организациями, с другой, является, на наш взгляд, одной из главных в деятельности государственных правозащитных организаций. Совершенно очевидно, что только объединенными усилиями государственных структур, призванных защищать права человека и общественных правозащитных организаций можно добиться активизации и повышения эффективности деятельности судебных и несудебных механизмов защиты прав человека.
Комиссии по правам человека, будучи учрежденными при главах исполнительной власти субъектов Федерации, входят в структуру этих органов. В то же время все региональные комиссии по правам человека функционируют на общественных началах и некоторые из них возглавляются представителями общественных организаций. Такая организация работы комиссий является своеобразной формой взаимодействия между властью и гражданами, апеллирующими к власти как к гаранту прав и свобод личности. Подобный институт сотрудничества между властью и человеком является объективным отражением происходящих в обществе процессов демократизации, формирования правового государства и становления гражданского общества.
Взаимодействие региональных комиссий по правам человека с исполнительными, законодательными и судебными органами власти, правоохранительными органами и органами прокуратуры выражаются в различных формах, применяются разнообразные методы в зависимости от общественно-политической ситуации в том или ином субъекте Федерации, состава этих комиссий, складывающихся взаимоотношений органов государственной власти (их руководителей) между собой, между органами государственной власти и органами прокуратуры и т.д., а также других факторов, что реально влияет на эффективность взаимоотношений и сотрудничества комиссии по правам человека с государственными структурами.
Например, комиссия по правам человека Владимирской области (председатель Якушева Лина Васильевна) в целях повышения эффективности реализации своих консультативно-рекомендательных полномочий реально утвердила в своей работе принцип постоянного контакта с Главой администрации области. Ни одно заседание комиссии не проводится без присутствия Главы администрации. Тщательная проработка членами комиссии обсуждаемых на ее заседаниях проблем, убедительная, квалифицированная аргументация принимаемых комиссией рекомендательных решений в присутствии и при участии Главы администрации области позволяют привлечь внимание и полномочия власти для реализации рекомендаций комиссии.
Обычной для большинства действующих региональных комиссий является практика, когда в процессе работы с обращениями и жалобами граждан члены комиссии встречаются с руководителями прокуратур, органов юстиции и внутренних дел, различных ведомств. Руководители органов государственной власти и местного самоуправления, других властных структур приглашаются на заседания комиссии при обсуждении вопросов, если они касаются обеспечения и защиты прав граждан и соответствующих ведомств.
В практической работе по защите прав граждан комиссия по правам человека Брянской области (председатель Максимкина Татьяна Александровна) активно взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, судами. Например, в связи с возросшим количеством обращений военнослужащих и членов их семей по рекомендации комиссии организованы их прием в определенный день недели с участием сотрудников Брянской гарнизонной прокуратуры и гарнизонного военного суда.
Рекомендации комиссии по правам человека Кировской области (председатель Курбатов Борис Георгиевич) доводятся до Губернатора области, со стороны которого оказывается постоянная поддержка комиссии. Решения комиссии направляются в соответствующие властные структуры области и должностным лицам с соответствующими поручениями Губернатора.
Положительный и поучительный опыт работы взаимодействия и конструктивного сотрудничества с органами власти накоплен комиссией по правам человека Иркутской области, председатель которой Хороших Геннадий Константинович поделится сегодня им с участниками семинара.
Можно привести положительные примеры в этом направлении из практики работы многих других региональных комиссий по правам человека.
Однако необходимо отметить также, что пока, к сожалению, доброе сотрудничество и партнерство еще не стало повседневной нормой. Примеры конструктивного и эффективного сотрудничества комиссий с органами власти не носят повсеместного массового характера, каковыми, на наш взгляд, должны быть, имея в виду массовый и повсеместный характер нарушений прав человека и гражданина, отсутствие существенного прогресса в обеспечении и защите прав свобод граждан нашей страны.

Исключительно важным элементом в системе защиты прав человека являются неправительственные правозащитные организации (НПО), которые сегодня действуют по всей стране. В их среде формируются навыки демократического контроля власти, накапливается опыт социальных новаций, стажируются и приобщаются к общественно-полезной деятельности молодые кадры. Достоинство НПО в том, что они выражают конкретные общественные и личные интересы членов гражданского общества.
Исследования показывают, что деятельность НПО становится знакомой все большему количеству людей в нашей стране, так же как привычен этот термин (NGO) всему миру, где влияние неправительственных общественных организаций растет во всех сферах жизни.
Думается, небезынтересны такие данные. Например, во Франции неправительственным организациям верят людей в пять раз больше, чем правительству, и в девять раз больше чем средствам массовой информации. Половина опрошенных граждан в США, Великобритании, Германии и Австралии сказали, что больше склонны доверять неправительственным организациям, нежели своим властям, и только 11 процентов твердо высказались за правоту последних.
По России такими данными не располагаю, однако думаю, что они могут отличаться в сторону еще большего недоверия властям.
Почти десятилетний опыт деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, многолетний и разнообразный опыт функционирующих в большинстве субъектов Федерации комиссий по правам человека при главах исполнительной власти дают основание утверждать, что эти правозащитные структуры не только играют определенную позитивную роль в защите прав и свобод человека, но являются также составной частью гражданского общества, необходимым элементом демократии, часто выполняя роль своеобразного связующего звена в налаживании равноправного партнерства и взаимодействия власти и гражданского общества.
Конструктивное сотрудничество и взаимодействие власти и гражданского общества стало одним из ключевых элементов формирующейся на наших глазах политики российской власти. Убедительным подтверждением этому является проведение в ноябре 2001 года Гражданского форума в Кремле, состоявшегося по взаимной договоренности и согласию власти и представителей гражданского общества, в котором участвовали многие правозащитные организации, в том числе комиссии по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В своем выступлении на Гражданском форуме Президент страны В.В.Путин отметил важность и необходимость дополнения вертикали власти `общественными горизонталями`, выстраивания отношений с самыми разными общественными организациям. Он подчеркнул: `Без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного общества: здесь нужен диалог на равных`.
С целью реализации итогов Гражданского форума Правительство России 7 марта 2002 года издало распоряжение No 278-р (думаю, что мало кто знает о нем), которым утвердило Перечень мероприятий, определяющих направления взаимодействия правительственных структур и структур гражданского общества. Событие нерядовое, как и Гражданский форум, непосредственным результатом которого оно стало. То и другое знаменует очередную стадию хотя и медленного, но поворота российской власти на новые исторические рельсы, когда от общих слов о демократии приходит пора переходить к делу - реально запускать в действие ее общественные механизмы.
В ряду механизмов, способных реально воздействовать на процесс конструктивного диалога, сотрудничества и взаимодействия власти и гражданского общества, с целью его более активного становления и развития, серьезную позитивную роль могут и должны играть как неправительственные правозащитные организации, так и комиссии по правам человека. Качественное выполнение такой задачи возможно при условии взаимодействия, делового сотрудничества и равноправного партнерства между ними.
К сожалению, в связи с ограничением по времени выступления я не имею возможности привести многочисленные примеры плодотворного сотрудничества комиссий по правам человека с общественными правозащитными организациями, в том числе и в субъектах Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ (Иркутская область, Республика Хакасия). Вы можете более подробно познакомиться с таким опытом, представленным в работе Центра содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира, директором которого и автором работы `Основные направления формы сотрудничества комиссий по права человека с неправительственными правозащитными организациями в процессе становления гражданского общества` я имею честь быть.
Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации в ближайшее время разошлет эту работу всем региональным комиссиям, а сейчас ее можно размножить и получить здесь, а также познакомиться с ней на Интернет-сайте Комиссии: www.h-rights.ru.
Вопросы взаимодействия и сотрудничества комиссий по правам человека с органами власти, с уполномоченными по правам человека и неправительственными правозащитными организациями изложены также в работе нашего Центра `Обоснование и методы повышения эффективности деятельности комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации`, разосланной во все региональные комиссии в прошлом году.

Если позволите, то хотелось бы коротко проинформировать вас об основных направлениях деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, которую с июля 2002 года возглавляет известная государственная и общественная деятельница Элла Александровна Памфилова и новый состав которой утвержден в октябре прошлого года.
Комиссией за этот сравнительно короткий срок осуществлен ряд серьезных мероприятий по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав человека и гражданина.
Среди них, проведенный с участием Комиссии Форум общественности `Реализация права на свободу передвижения на территории России`(г.Калининград), `Окружная ярмарка социальных и культурных проектов (г.Тольятти), Летняя и зимняя сессии Московской школы прав человека (г.г.Саратов, Москва), конференция `Роль вооруженных сил в процессе разрешения немеждународных вооруженных конфликтов` (г.Рязань).
В декабре 2002г. Комиссией проведена `переговорная площадка` между представителями власти и правозащитных организаций по проблемам гражданства и миграции. Со стороны органов государственной власти во встрече приняли участие заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации В.П.Иванов, заместитель Председателя Верховного Суда В.М.Жуйков, заместитель Генерального прокурора В.В.Колмогоров, министр В.Ю.Зорин, руководитель Федеральной миграционной службы А.Г.Черненко, председатель Комитета Госдумы по госстроительству В.В.Гребенников и другие. Позицию общественных правозащитных организаций представляли: председатель комитета `Гражданское содействие` С.А.Ганнушкина, председатель исполкома переселенческих организаций Л.И.Графова и многие другие известные правозащитники.
Состоялось обсуждение правовых последствий принятия законов `О гражданстве Российской Федерации` и `О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации`.
10 декабря 2002 г. в День прав человека прошло рабочее заседание Комиссии с участием Президента Российской Федерации. По ее итогам подготовлен Перечень поручений Президента, в который, в частности, были включены следующие положения:
1. Рассмотреть проект федерального закона `О праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения`, подготовленный Комиссией по правам человека.
2. Подготовить предложения по урегулированию правового статуса граждан бывшего СССР, въехавших в Россию до 1 января 2001 года в безвизовом порядке, не требовавшем получения визы, а также иммигрантов из Афганистана, прибывших на территорию России с целью получения политического убежища.
3. Подготовить по согласованию с Верховным Судом предложения о специализации судей по делам несовершеннолетних в судах общей юрисдикции (ювенальная юстиция).
В соответствии с поручением Президента рабочая группа во главе с Э.А.Памфиловой дважды (декабрь 2002г. и февраль с.г.) выезжала в Чеченскую Республику и Республику Ингушетия с целю ознакомления с ситуацией в местах временного размещения внутриперемещеннных лиц. Результаты поездок докладывались Президенту и по ряду предложений им приняты соответствующие решения.
На заседании Комиссии в феврале с.г. рассмотрен вопрос об обеспечении прав граждан на бесплатное медицинское обслуживание, сообщение по которому сделал член Комиссии, известный доктор Л.М.Рошаль.
В марте с.г. под эгидой Комиссии в рамках постоянного направления работы по защите прав детей, при участии неправительственных организаций `Международная тюремная реформа` и `Центр содействия реформе уголовного правосудия` состоялся круглый стол по теме `Социальное сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в местах лишения свободы`.
Важной составляющей работы Комиссии является рассмотрение обращений граждан. Ежемесячно в Комиссию обращается около 1500 человек, что в 10 раз превышает количество обращений, поступавших в Комиссию до изменения ее состава. Замечу при этом, что рабочий аппарата Комиссии составляет 4 человека.
В заключение позвольте пожелать всем участникам семинара-совещания успехов в вашей многотрудной, ответственной, очень нужной людям работе и доброго здоровья, а также выразить уверенность в том, что совместными усилиями все мы будем способствовать решению нашей главной задачи - защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Спасибо за внимание.

Копылов Александр Терентьевич,
советник председателя Комиссии по правам человека
при Президенте Российской Федерацииhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 182926
Опублик.: 28.04.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``