В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Председатель Госдумы РФ Геннадий Селезнев: `В роли спикера парламента себя я больше не вижу` Назад
Председатель Госдумы РФ Геннадий Селезнев: `В роли спикера парламента себя я больше не вижу`
Издательский дом `Комсомольская правда` приветствует у себя в гостях своего прежнего главного редактора, председателя Государственной Думы Российской Федерации, лидера партии `Возрождение России` Геннадия Николаевича Селезнева. Тема сегодняшней пресс-конференции - `Конституционный акт союзного государства и единство российского и белорусского народа`. Также Геннадий Николаевич готов ответить на другие вопросы и темы, которые вас интересуют.

Вступитльное слово Геннадия Селезнева:

- Добрый день, уважаемые представители средств массовой информации. Я думаю, что очень символично, что как раз вслед за 2 апреля, когда мы отмечали 7 лет существования нашего договора о создании союзного государства, мы проводим эту пресс-конференцию. Символичность состоит и в том, что в прошедший понедельник собиралась наша комиссия по конституционному акту, в которую на паритетных основах входят представители России и Белоруссии. Российскую часть возглавляю я. Мы провели пятое заседание. Скажем так, на этом этапе последнее заседание. И внесли конституционный акт на рассмотрение Высшего государственного совета.

Пока это проект Конституционного акта состоит из 8 глав, 68 статей. Проект, скажу честно, рождался очень трудно. Вы знаете, что создавалась комиссия правительственная по подготовке конституционного акта. Они занимались им почти год. Документ не появился и не получился. После этого, когда наши президенты встретились в Кишиневе на саммите глав государств, была отдельная встреча президентов Путина и Лукашенко. Было решено создать новую комиссию, повысить ее уровень. И с российской стороны я был назначен сопредседателем. С белорусской стороны - мой коллега Попов Вадим Александрович.

По сути дела за два месяца, правда, использовав все ранее наработанные материалы, и то, что делала правительственная комиссия, то, что делал наш комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, и то, что делало парламентское собрание, вот появился этот документ. Я уже сказал, состоящий из 8 глав и 68 статей. Он был больше. Просто в результате всех наших споров была создана очень серьезная экспертная группа. И это помогло нам не сбивать темпов работы над документом. В экспертной группе были наши видные юристы. Юристы, имеющие опыт составления международных договоров. А после того, когда эксперты предлагали те или иные главы, статьи, на комиссии рассматривали члены комиссии, соглашались, не соглашались. Было рассмотрено свыше ста поправок, которые вносили члены комиссии от России и Белоруссии. После чего на последнем заседании мы решили, что нет предела совершенству, и поставили пока точку.

Договорившись о том, что на высшем государственном совете у президентов, у председателей правительств могут появиться замечания. Эти замечания опять же поступят в нашу комиссию, и мы продолжим свою работу.

Не знаю, принципиальными, не принципиальными будут эти замечания. По максимум учитывали мнения президентов. Я дважды встречался с нашим президентом, как раз по тому, каким он тоже хотел бы видеть конституционный акт. Я дважды встречался с президентом Лукашенко, председателем Высшего госсовета.

Остались у нас вопросы, которые, конечно, нужно решать на самом высшем уровне. Это предметы прямого ведения союзного государства и предметы совместного ведения. Как вы понимаете, это вопросы всегда самые щепетильные. Мы даже у себя, в Российской Федерации, сегодня много спорим с субъектами Федерации, особенно по вопросам совместного ведения.

Поэтому и здесь, конечно, эти вопросы окончательно не сняты. Они могут еще редактироваться. Но факт, что я убежден в том, что основа документа есть. Дальше уже будем его дошлифовывать, вновь выносить на Госсовет.

По нашей процедуре после одобрения высшим государственным советом документ попадет в парламентское собрание союза Белоруссии и России.

Парламентское собрание должно его одобрить. После этого президент Путин внесет его в федеральное собрание, президент Лукашенко внесет в свое национальное собрание России и Белоруссии. И после одобрения нашими палатами президенты объявят дату референдума, когда этот документ будет выноситься на общенародное голосование.



- А основа Конституционного акта какая, политическая конструкция - это как Евросоюз или другой парламент?


Г. Селезнев: - Вчера было заседание союзного правительства. Тоже возникла такая дискуссия, как видится этот союз. И мне кажется, премьер-министр Касьянов правильно подметил, что мы создаем особый тип государства. У нас пока аналогов в мире нет. Это напоминает многое. Напоминает и Евросоюз, и конфедерацию, напоминает в какой-то степени межгосударственные структуры, которые сегодня существуют. Но все равно это совершенно самостоятельный документ и самостоятельное новообразование. Тем более вы знаете, по нашему договору это новообразование, где есть такая статья, в которой сказано о том, что к союзному государству могут присоединяться и другие государства. Как видите, конечно, документ особой силы, особой значимости. Поэтому в чистом виде он не повторяет ни что.




- Будет ли введен союзный налог?


Г. Селезнев: - Мы хотели ввести так называемый союзный налог, по крайней мере прописать, что в союзном государстве может быть налог, который пойдет полностью в союзный бюджет. Была дискуссия. Как раз Горегляд и Грызлов с нашей стороны, и с белорусской стороны два члена комиссии, высказались против того, чтобы вводить дополнительные налоги. Поскольку это, конечно, с восторгом гражданами воспринято не может быть. Поскольку и так сегодня любой налог, на него первая реакция - зачем он

нужен, это опять залезают в карманы граждан. И мы долго не спорили, мы все эти вещи сняли.

Также у Горегляда были замечания по третьей главе `Предметы ведения союзного государства`, то, о чем я сказал. По статье 32 и 33. Но после того, когда наши эксперты пояснили, что мы 32 и 33 статьи в конституционном акте оставили почти в том виде, как они у нас есть в союзном договоре по предметам ведения, то он свои претензии снял.

Поскольку сразу была установка за основу использовать союзный договор.

То есть союзный договор был основой. Поэтому эти статьи почти в такой же редакции перешли из союзного договора.


- Рассчитываете ли вы на присоединение других государств к российско-белорусскому союзу?

Г. Селезнев: - Если другие государства будут присоединяться к нашему союзному договору, то они будут присоединяться уже на основе базового договора и на основе конституционного акта. То есть они должны будут тоже часть своих полномочий передать союзным органам. Они так же будут делегировать в союзный парламент своих депутатов. Они будут так же участвовать в формировании и в работе союзного правительства, в работе союзного суда, в работе союзной счетной палаты на всех основаниях, как и союз Белоруссии и России.

Кто из государств проявляет к нам интерес. На каждое наше парламентское собрание приезжают депутаты, представители Украины. Есть у них интерес, они, как наблюдатели, получают полные комплекты материалов, увозят к себе, обсуждают. К сожалению, сегодня на Украине нет ни одной политической партии, даже коммунистическая партия Украины побоялась в период последних выборов в Верховную Раду, поставить в своей программе впрямую о том, что они будут стремиться войти в союз Белоруссии и России. Все за союз, но как только доходит до политических заявлений в пользу союза и присоединения к союзу, так уже какая-то появляется робость. Вот они присылают наблюдателей. Молдавский парламент присылает своих наблюдателей, но с самого первого дня с нами больше всего работают армянские парламентарии. Постоянная группа депутатов армянского парламента приезжа

Вот эти три страны, Украина, Молдова и Армения, как раз рассматривают варианты, как им в перспективе, может быть, последовать примеру Белоруссии и России.




Агентство `Интерфакс`:- Когда будет проведен референдум?


Г. Селезнев: - Вы знаете, мне бы лично очень хотелось, чтобы референдум прошел в этом году, а чтобы выборы в Госдуму совместить с выборами в союзный парламент. Но, похоже, по срокам мы не очень успеваем. Но то, что референдум можно будет провести в этом году, даже вот после всех тех процедур, о которых я сказал, тут это бесспорно.

У нас есть одна очень серьезная закавыка. Вы знаете о том, что совсем недавно был принят новый закон о референдуме. Правда, я провел поправку, убедил депутатов, что запрет на проведение референдума во время выборов в Госдуму и выборов президента не касается тем, связанных с международными договорами и соглашениями. То есть, как раз я имел в виду, чтобы запрет на проведение референдума не коснулся референдума по союзному договору.

Но в законе у нас сегодня нет субъекта, который имеет право объявить референдум, кроме народа. Ни президент не может поставить вопрос о референдуме, ни федеральное собрание. А только два миллиона граждан, которые должны собрать подписи. Только от имени двух миллионов граждан в России можно это сделать. В Белоруссии по Конституции это проще, там и президент имеет право, и парламент поставить эти вопросы на референдум. Поэтому нам придется, скорее всего, а это специальный разговор будет с президентом, принять поправку к этому закону. Там, где у нас указывается, что не накладывается вето на проведение референдумов, связанных международными обязательствами, дополнив статью, что право на такое объявление референдума нужно отдать президенту. Вот если эта поправка пройдет, это будет самый короткий путь. Если эта поправка не будет поддержана, к этому закону о референдуме, значит, нам придется объявлять кампанию, создавать группы, собирать два миллиона подписей и

после этого уже вносить ... Вот так теперь у нас выглядит закон о референдуме.



- Когда будет введена общая валюта?


Г. Селезнев:

- 1 января 2005 года. Нет, раньше не будет. Я вчера сам не был на заседании союзного правительства, но я посмотрел подробную повестку дня и знаю, как шла дискуссия. Пока наши центробанки и минфины еще живут в режиме консультаций. Не все далеко они выверили. Причем, вчера, говорят, Российский центральный банк выглядел на голову ниже и гораздо бледнее, чем белорусский банк, в подходе перехода на единый рубль. Меня, честно говоря, это удивило, что те эксперты и специалисты от ЦБ России очень невразумительно что-то рассказывали, как они видят решение этой проблемы. Но Касьянов сказал однозначно: задача вам поставлена, работайте дни и ночи, но с 1 января 2005 года мы будем жить с одним рублем.



- Какие предложения поступают с российской стороны белорусским парламентариям?


Г. Селезнев: - Суть наших претензий состоит в том, что несмотря на то, что мы бюджет приняли в январе, союзный, это впервые за последние годы, раньше мы принимали-то в апреле, то в мае, а в этот раз, казалось бы, мы открыли бюджет, начиная прямо с первого месяца года. Но фактически опять же финансирование союзных программ началось только с марта месяца. Потому что вот то союзное казначейство, те правила казначейский взаиморасчетов, все-таки далеко еще не совершенны. И, казалось бы, у правительства было время за последние два года, когда решили все перевести в казначейскую систему, отработать механизм, чтобы без задержки можно было приступать к исполнению бюджета. Пока этого нет.

И у нас были, конечно, нервные стрессы у некоторых наших предприятий, которые завязаны в союзных программах. Они знали о каких деньгах идет речь, деньги не поступали в феврале месяце, и в марте. С конца марта стали только финансировать. Они вынуждены были брать кредиты с процентами, процентов никто им не вернет.

Поэтому за это я и критиковал. Так дальше действовать нельзя, мы должны четко совершенно выполнять бюджетный закон, чтобы он с января месяца уже ункционировал в полном объеме.


- Геннадий Николаевич, вот пять веков Россия собирала новую общность, людей и государств - Советский Союз. Поскольку прошло уже достаточно много лет, когда идет вопрос о союзном государстве России и Белоруссии и единая валюта будет только в 2005 году, ваши прогнозы - как долго это все будет продолжаться, и кто этому препятствует больше. Белорусская сторона или российская? Где есть бюрократические проволочки, по вашему ощущению?

Г. Селезнев: - Ну что такое пять веков и пять лет. Это, конечно, вещи несоизмеримые. Но ведь мы всегда говорим, что ломать - не строить. Когда разломали все, что было связано с СССР, когда выстроили систему СНГ, как вроде бы структуру-правопреемницу Советского Союза в какой-то степени, то и эта структура не заработала. Вы помните, как выглядел первый договор об СНГ. По сути дела, был такой тип конфедерации, потому что очень широки были интеграционные связи и т.д. и т.д. Но все разъехались по собственным квартирам. Начали создавать свое законодательство, которое отходило все дальше и дальше. Потом мы через межпарламентскую ассамблею стран СНГ стали законодательства делать более совместимыми, стали принимать модельные законы, которые рассматривались национальными парламентами всех стран десятки, которые входят в СНГ. Более-менее сблизили наши законодательства.

Но и второй вопрос - ведь мы по сути дела единственная федерация из всех бывших союзных республик, все остальные являются унитарными государствами, поэтому там другие принципы управления, другие принципы построения государства. Поэтому и здесь не разобраться было поначалу в теоретическом, юридическом смысле. В желаниях, нежеланиях, где больше желания политиков, где больше конъюнктуры, где желание народа. Социологические замеры, которые делали, показывали, что у людей есть желание, как говорится, жить в какой-то новой структуре без границ, без таможен, со свободным рынком труда, со свободным рынком образования. Со свободным перемещением, со свободным доступом к покупке жилья и так далее.

Только Россия с Белоруссией стали расшивать эти узлы. Везде хватает противников. Наша бюрократия есть и в России такая закостенелая, которая говорит: куда торопиться? Давайте мы не спеша будем двигаться в сторону союза. Политические силы типа наших Союза правых сил, которые тоже все говорят больше только об экономической интеграции, как бы в сторону отбрасывая политическую интеграцию. Так что есть те, конечно, кто идет против этого течения. Я думаю, референдум пойдет непросто. Тоже будет агитация и контрагитация, будут звучать разные доводы.

Но я повторяю уже не первый раз, что одним из серьезнейших доводов в пользу союза стали итоги прошлого года, когда мы посмотрели, какой был товарооборот между разными странами, то увидели, что товарооборот между Россией и Белоруссией составил 10 миллиардов долларов, то есть примерно столько же, сколько с Германией и Китаем. Товарооборот Украины, которая в пять раз больше Белоруссии, порядка 7 миллиардов. Я уж не говорю про всех остальных. Это не результат? Конечно, это результат. Это очень хороший результат. И потенциал есть еще больше в плане увеличения товарооборота.

Но я говорю, что кто по юридическим причинам, кто по политическим причинам, кто по экономическим причинам противятся. Есть и политические силы, и неполитические силы. Свое дело в свое время сделала пропаганда, которая рассказывала о том, как обременительно для России будет создание этого союза. Что Белоруссия будет нахлебницей на шее России. Разобрались, посчитали. Совсем все не так. Я просто всем советую чаще бывать в Белоруссии. Я по сути дела за эти годы побывал во всех белорусских областях. Я знаю, как выглядят европейские страны. Знаете, когда проезжаешь белорусские поля и те же чешские, немецкие поля, разницы никакой. Ни одного сорняка, все ухожено, все выглажено. Нет пустых полей, зарастающих березняком. Вот наша трагедия, когда едешь по нашим некоторым областям, видишь, что когда-то это было поле, где можно было вырастить хороший урожай, сегодня зарастает уже всякими деревцами, кустами. То есть заброшенные поля. Отношение людей, чистота необыкновенно высокая в любом городе, в любом белорусском хуторе и деревне. Это кажется, что какая-то страна, где ничего не развивается. Нет, развивается. Они хорошую базу получили от Советского Союза, они стояли в конце сборочного цеха. У них завершался процесс по изготовлению очень многих изделий. Им остались хорошие современные предприятия. И они все это очень рационально используют. Поэтому вот этого бояться как раз не надо. Хотелось бы, чтобы в этих вопросах, конечно, было больше правды.

Для вашего сведения, у нас долго были споры, оставлять, не оставлять главы, касающиеся прав и свобод граждан, надо ли в этом конституционном акте или другом акте это все прописать. Но мы решили, что в этом конституционном акте, который может быть предвестником будущей конституции, права и свободы граждан мы прописали в этом документе. Причем они соответствуют и всем нашим международным конвенциям о правах человека. И снимают многие подозрения у тех людей, которые считают, что в плане обеспечения прав и свобод граждан Россия ушла дальше Белоруссии. Если в

чем-то ушла дальше, то теперь включение этого акта, подписание будет подтягивать и Белоруссию. И здесь уже вопросов возникать не будет.



- Шел ли разговор о парламенте, об избрании парламента Союзного государства?


Г. Селезнев: - Это все есть, во-первых, в конституционном акте. Тоже был спор, кто же будет главной фигурой в новом союзе. Примерно два или три заседания нашей комиссии оставалась глава о том, что будет президент союзного государства. С третьего заседания уже эта глава ушла. После консультаций с президентом Путиным, с президентом Лукашенко мы оставили старую структуру. Остается высший государственный совет, куда входят два президента, по ротации меняются. И они возглавляют высший государственный совет.

Был спор, оставить ли Совмин в том же виде, как сейчас. Но в конце концов решили, поскольку есть вопросы к тому, как работает исполнительная власть сегодня, сделать самостоятельный Совмин. За базу взять постоянный комитет и сделать самостоятельный Совмин, который будет координировать и участвовать во всех процессах взаимоотношений кабинетов министров России и Белоруссии.

По парламентскому собранию тут все проще. У нас уже в первом чтении приняты законы по избранию в нижнюю палату и по избранию верхней палаты. Мы не можем эти законы продвигать дальше. Подготовлены таблицы поправок, они синхронизированы. Белорусы тоже приняли в первом чтении. Мы можем эти законы принять после того, когда будет конституционный акт принят на референдуме. После принятия закона по положению не более чем через шесть месяцев должны быть объявлены выборы. Поэтому все это предусмотрено. Есть вся технологическая цепочка.





- А во время инаугурации президенты Союзного государства будут руку держать на какой конституции?


Г. Селезнев: - Я думаю, на Конституционный акт положат. Тоже у нас был спор. Первое предложение было, что в Конституционном акте нужно сделать запись, что со дня принятия Конституционного акта Союзный договор утрачивает свою силу и уходит в историю. Но юристы-международники убедили нас в том, что поскольку союзный договор у нас находится в депозитарии Организации Объединенных Наций, это закладной камень в наше союзное государство, поэтому он остается как правовой документ, на основе которого сделан конституционный акт. Поэтому Союзный договор не аннулируется, остается в силе.



- Известно, что Запад в свое время препятствовал созданию Союзного государства...


Г. Селезнев: - До сих пор. Конечно, мы здесь для кого-то бельмо в глазу, для кого-то кость в горле. Не нравится Западу то, что появляются новые интегрированные структуры на пространстве бывшего Советского Союза. Не нравится наша структура и в ПАСЕ, и в ОБСЕ не очень понимают, что это такое за новообразование. Ну что ж, мы создаем собственную структуру, никуда не поворачиваясь. Сегодня чинится очень много препятствий для Белоруссии. Но если мы уже будем союзным государством, будем вместе отрабатывать внешнюю и внутреннюю политику, то никуда не денешься, отношения к Белоруссии должно быть таким же, как отношение к России. Появляется, как говорится, новый субъект международного права и международных структур - Союзное государство. Поэтому изменится отношение и ... актом мы, как говорится, помогаем и Белоруссии открыть двери во все европейские структуры, прекратить безосновательные всевозможные санкции против Белоруссии.

У нас была уже одна маленькая победа на прошедшей зимней сессии парламентской ассамблеи ОБСЕ. Вы знаете, что много лет парламент Белоруссии не принимали в парламентскую ассамблею ОБСЕ. На последней сессии приняли. Так что все мои усилия, которые я четыре года, как говорится, тратил нервы и силы, пробивал, чтобы этот вопрос был решен по справедливости, был в конце концов решен. Нам `помог` президент Буш. Поскольку у Европы очень изменилось отношение ко всему, что инициирует Америка, а инициировали недопуск Белоруссии к нам в семью стран ОБСЕ американцы, они не пропускали. В этот раз американцы опять были против, потребовали

голосования и сели в лужу. Для того, чтобы решение прошло, надо было набрать две трети. Набрали меньше половины. Поэтому я сказал публично: `Спасибо президенту Бушу`.



- К сожалению, время идет очень быстро, выборы в Государственную думу уже близко. Что изменится в вашем участии в создании Союзного государства после выборов?


Г. Селезнев: - Мое участие, в каком бы качестве я ни был, не изменится. Вернее, мое отношение. Другой вопрос, в каком качестве я буду. Но я уже с этой темой свою жизнь связал очень крепко. Я не думаю, что что-то изменится. Тем более, что если мы до выборов в Государственную думу проведем референдум, когда скажут наши граждане, дадут, как говорится, `зеленую улицу` для продвижения к новому Союзу, тогда какой бы парламент не был, уже не изменится ничто. А потом, я не думаю, что придет правый парламент, который будет так относиться. Вы знаете, что сегодня по этим

вопросам, как говорится, свое особое мнение только есть у Яблока и у СПС. Но то, что их будет в думе большинство, я думаю, никто из вас в это не верит. Поэтому принципиально ничего не изменится.



- Кого вы видитете преемником на вашем месте спикера Госдумы РФ? И будет ли обсуждаться на ближайшем заседании Госдумы американо-иракский конфликт?


Г. Селезнев: - Сейчас рано говорить, еще ведь даже и не объявлены выборы, еще мы с вами только сами высчитываем, что они состоятся 14 декабря, еще официально нет избирательной кампании, поэтому говорить сегодня о моем преемнике еще просто рано. Я убежден, такие люди будут и они есть. Но это тема будущего. Что касается завтрашнего заявления, вы знаете, что два внесено проекта: один комитетом по безопасности, другой международным комитетом. Моя точка зрения, что они повторяют то, что мы уже сказали. Новых каких-то сюжетов, принципиально новых они не содержат. Еще раз сказать, что остановить войну - мы уже это сказали. Ну, скажем еще раз `остановить войну` и вернуть в ООН дальнейшее разрешение этого конфликта. Мне кажется, этот повтор совершенно не нужен.




- Насколько высоко вы расцениваете свои шансы на выборах в Госдуму РФ?


Г. Селезнев: - Мы знаем наши рейтинги субъектов федерации, мы знаем наши рейтинги в малых городах России. И как только доходят наши документы до людей, наши программы, наше желание построить Россию как социальное государство, в соответствии с седьмой статьей Конституции, а не с чьими-то придумками, как сегодня это делает правительство, поверьте, мы наберем 5 процентов и

больше. И плюс одномандатные округа, не забывайте. Мы еще многим нервы потреплем, а то у нас уже заявления звучат: наша партия расписала все одномандатные округа. Мне всегда очень интересно слушать, как будто это одна-единственная партия, государственная партия, которая что распишет, то и получит. Это совсем не так.



- Ваш-то одномандатный округ в Петербурге будет привычный?


Г. Селезнев: - Мой одномандатный округ, я уже решил, 209 - округ моего родного города, так что я буду избираться там. Хотя, вы знаете, что у меня по линии отца есть еще одна маленькая родина, город Серов Свердловской области. Я получил предложение избираться именно оттуда. Как мне написали жители Серова: хватит избираться от интеллигентской Москвы или Ленинграда, пора переходить к рабочему Уралу, вы забыли про свои корни, давайте приходите на наш округ. Но я для себя выбор сделал, я пойду по 209-му округу, по тому району, где я жил, где я работал, где меня хорошо знают, где я регулярно бываю.




- Поступит ли от российских парламентариев заявление по Ираку? Ваше отношение к этому вопросу?


Г. Селезнев: - Даже не рассматривали, никто даже не инициировал. Вы знаете, сегодня не то время, когда нужно этот вопрос обсуждать в Государственной думе. Я думаю, каждый из вас представляет, что это будет за обсуждение, это будет большой политический митинг, будет много выплеснуто разных самых слов. Вот сам ход обсуждения может принести очень много вреда не только в российско-американские отношения, но и вообще в отношения с другими странами мира. Поэтому надо подождать, как будут дальше развиваться события, связанные с Ираком, надо убедиться, что американцы не применят ядерное оружие в Ираке. Не приведи Бог, если это произойдет. Как вчера там рассуждал этот строитель бункера Саддама Хусейна, который, видимо, получил немалые деньги и, наверное, дал подписку о неразглашении тайны, а вчера, видите ли, он телевидению показывает, рассказывает куда надо швырять бомбу. Но сказал, что это сооружение может взять только ядерная бомба, поэтому все в мире поменяется, если, не приведи Бог, будет сделан вот такой удар.

По сути дела, если нам надо сокращать количество старых ракет, убирать вооружение, нам ведь никто не мешает, мы должны знать размер самодостаточности, мы должны знать, что гарантирует безопасность нам и безопасность миру в случае атомной войны, которую я вообще-то исключаю. Поэтому никто нам не мешает снимать старые ракеты с боевого дежурства. Вместе с темы должны сегодня по максимуму поощрять наши научные разработки по созданию нового оружия, может быть, уже заатомного периода, но по своей силе больше воздействующего даже, чем атомное оружие. То есть, мозги не должны засыхать, мы видим, как мир опасен. И мы видим, что сегодня является фактором сдерживания. Только наличие ядерного оружия.

Почему американцы, я считаю, и здесь просчитались со своей войной? Они сегодня и подтолкнули страны хоть маленькую атомную бомбочку, но заиметь. Ведь сейчас все будут понимать, что, будь у тебя ядерное оружие, тебя не грохнут. Нет у тебя ядерного оружия, с тобой могут вот так легко разобраться. И вот как сейчас это остановить? Ведь каждый подспудно думает: а чего б мне такого завести? Или крупную атомную станцию, которая при случае бомбежки равносильна атомной бомбе, если эту станцию взорвут. Где-то поближе к столице установить. Или еще лучше - к соседней стране, которая недружественно к тебе настроена. То есть, сейчас уже думают об этом, чем себя обезопасить. Поэтому очень

много вреда нанесла эта война в Ираке.



- В думе обсуждался вопрос по поводу договора Грузии и США о военном сотрудничестве. Это беспокоит парламентариев?


Г. Селезнев: - Да, беспокоит. Мы решили отнести эту тему не на 4 число, а на следующее заседание, на следующую среду. Мы хотим получить подлинник этого документа. Конечно, документ обескураживающий. Если Грузия заявляет, что Россия для нее является стратегическим партнером, и она хотела бы иметь особые отношения с Россией, принимая и ратифицируя такого рода соглашение, она как раз полностью отворачивается от России. Но сейчас еще рано давать оценки, мы посмотрим сам документ. И после этого парламент выскажет свое отношение к нашим друзьям.




- Как вы полагаете, `Единая Россия` наберет на выборах большинство голосов?


Г. Селезнев: - Я убежден, что фракция, которая бы имела контроль над парламентом, одной фракции, наверное, не будет. Поэтому, если и будет, то будет опять какая-то коалиция. Ну, кто захочет себя называть проправительственной, пропрезидентской и т.д.? Расклад, думаю, будет похожим, крайне левых не будет. Крайне правых не будет. Вот кого считать центром, тут большой вопрос. Мы - левый центр, Партия возрождения России. `Единая Россия` - скорее, правый центр. Кто от кого места будет в центре брать, трудно сказать. Но то, что Геннадий Андреевич Зюганов заявляет и политологи, как говорится, потрафляя ему, прописывают его уже рейтинг чуть ли не 40 процентов, это они просто хотят, зная его характер, его немножко ослепить. Он сейчас купается в лучах славы. Но получит от силы 20. От силы.

Я сказал, что мы будем бороться за тех избирателей, которые

голосовали за список КПРФ. В этом списке был я, в этом списке была Горячева. В этом списке был Губенко - это наши избиратели. Поэтому процентов 15 мы должны у него забрать. В обязательном порядке. И по тем тенденциям, которые мы ощущаем в регионах, так оно и будет. Поэтому, повторяю, расклад будет похожим. Но `Единая Россия`, думаю, что тоже вряд ли соберет больше 23 процентов.



- Говорят, Грызлова прочат на место спикера Госдумы...


Г. Селезнев: - Ну пускай прочат, ну что ж. Он все умеет. Он умеет быть милиционером, он умеет быть лидером партии. Он сумеет быть и председателем. Нет сомнений.




- Как вам оригинальный ход `Единой России` - критиковать правительство, членами которого сами они и являются...


Г. Селезнев:- Да, критиковать правительство - самое оригинальное. Нет, но еще оригинальней, ведь они говорят, что есть такая партия власти. Уникальная партия. Кто из вас мне приведет пример хоть одной партии мира, где бы в политсовете состояли не члены партии? Расскажите. Нет такого примера в мире, нет такого примера в мире, чтобы определяли стратегию, тактику, задачи партии люди, не состоящие в этой партии. Ну что это за посмешище.




- Кстати, как вы относитесь к поправкамЮ которые хотят внести в законодательство, чтобы узаконить этот процесс и министры были членами партии?


Г. Селезнев: - Ну что ж, у нас тогда будут оригинальные министерства. У нас Починок будет в `Единой России`. Зам у него, наверное, будет из партии СПС. Наверняка пробьем, чтобы еще один из замов был из партии `Возрождение России`, которая строит социальное государство. Конечно же, от партии власти будет первый зам наверняка. Ну и вы представляете, что за политклубы будут в нашем правительстве? Когда снять этот запрет, и в армии тем более, если еще (не дай Бог), у нас начнется широкий плюрализм, который просто разобьет государственный аппарат ну и, конечно же, будет разваливать армию дальше. Представьте, когда в армии будут представлять командование люди разных партии. Командир взвода из `Единства` будет приказывать ефрейтору из КПРФ. Тот скажет, что нет, моя партия мне не разрешает выполнять ваш приказ.



- Раз уж мы пошли по выборам, если можно, коротко, председатель Госдумы Селезнев - это конец вашей карьеры или будет что-то еще?


Г. Селезнев: - Вы знаете, наверное, все-таки и так я в какой-то степени как в `Комсомольской правде` побил рекорд, будучи восемь лет главным редактором. Так и здесь. У меня же будет восемь лет председательства. Поэтому я не знаю, пока что я, например, себя в этой роли больше не вижу. Это очень тяжелая ноша, которую не так-то просто нести. Ну и потом, достаточно, я считаю, я немало сделал для развития российского парламентаризма, я не являюсь человеком незаменимым. Мне, может, быть гораздо интереснее лидером фракции или лидером депутатской группы от партии `Возрождение России`.

- А выше?

- Ну а выше посмотрим... Газету выпускать, какую-нибудь телевизионную

программу придумать...



- А Горячева вступила в вашу партию `Возрождение России`?


Г. Селезнев: - В партию нет. Но Светлана Петровна нам активно помогает и сейчас на Дальнем Востоке. Может быть, они вступят в партию... Ну, как люди рассуждают: я уже с одной партией судьбу связывал, не получилось, опять надо что-то в себе менять. Они с нами по духу, они и разделяют нашу программу, будут поддерживать. Светлана Петровна будет выдвигаться по своему Уссурийскому одномандатному округу, мы приложим все усилия, чтобы прошла именно она. Она поможет нам в других округах избираться. Так же Николай Николаевич Губенко или пойдет по нашему списку, или пойдет по одномандатному округу с нашей самой серьезной поддержкой.




- Как вы расцениваете отношение ПАСЕ к недавно прошедшему в Чечне референдуму?


Г. Селезнев: - Я считаю, что все нормальные люди воспринимают это как политическую провокацию против России. ПАСЕ не хотели видеть этого референдума. Они все время считали, что это очень опасно, что будут стоять танки вокруг каждого избирательного участка, что солдаты будут чуть ли не под конвоем приводить людей на референдум. В общем, нарисовали они этих ужасов, напугали всех депутатов ПАСЕ. И ПАСЕ вот решило вдруг по такому пути пойти. Они избрали дорогу Масхадова, а эта дорога в никуда. Эти депутаты ПАСЕ даже не отражают интересы парламентов своих стран. Они выступают как какие-то люди из космоса. Скажем, у той же Германии, как у страны, одна позиция по Чечне. У той же Франции одна позиция по Чечне, а член ПАСЕ вдруг заявляет совершенно другую позицию. Как это вообще понимать? Поэтому этот клуб ПАСЕ себя сегодня очень дискредитировал своим последним решением.

Док. 155570
Опублик.: 18.04.03
Число обращений: 436

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``