В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Закон о гражданстве не пошёл на поправку Назад
Закон о гражданстве не пошёл на поправку

Закон о гражданстве не пошёл на поправкуПравоприменительная практика нового закона о гражданстве РФ неутешительна, но менять его никто не собирается, рассчитывая обойтись подзаконными актами и ведомственными инструкциями.

Новый закон `О гражданстве РФ`, существенно ужесточающий требования к желающим получить российский паспорт, действует чуть более девяти месяцев. Но уже накопленная на сегодняшний день правоприменительная практика выявила в нем существенные изъяны, ежедневно отравляющие жизнь миллионов наших соотечественников, в том числе и тех, кто давно уже проживает в России и искренне считает себя ее гражданином.

Однако все попытки поправить `недодуманный` закон натыкаются на ожесточенное сопротивление парламентского большинства Государственной Думы и сотрудников президентской администрации. Основной аргумент противников любых поправок - Россия не должна превращаться в проходной двор. В итоге, `двор` закрывают и для его давних постоянных жителей, и для тех, кто защищал его с оружием в руках...

На днях Государственная Дума рассмотрела два варианта поправок к закону о гражданстве - и отклонила оба законопроекта, как и советовал профильный Комитет Госдумы по государственному строительству. Характерно, что при их обсуждении в защиту нынешней редакции закона о гражданстве выступили лишь председатель этого комитета, `единоросс` Валерий Гребенников и его товарищ по партии, председатель Комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин. А вот серьезные претензии высказали представители всех депутатских фракций и групп.

Законопроект о поправках, внесенный Виктором Похмелкиным и Сергеем Юшенковым, предусматривал упрощенный порядок получения гражданства для граждан СНГ и Балтии, проживающих на территории России; потомков по прямой восходящей линии лиц, родившихся на территории Российской империи, РСФСР и СССР; имевших в прошлом гражданство РСФСР и СССР, не по своей воле лишенных этого гражданства.

Проект закона, представленного еще одной группой депутатов - Борисом Надеждиным, Виктором Алкснисом, Анатолием Лукьяновым и другими - должен был решить проблемы тех, кто приехал из ближнего зарубежья в Россию до 1 января 2002 года, но не получил гражданство РФ в регистрационном порядке.
По данным, обобщенным консультантом Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Иваном Песоцким, эта весьма многочисленная категория - бывшие граждане Советского Союза, как правило, имеющие на руках паспорта СССР образца 1974 года и возвратившиеся в Россию из государств постсоветского пространства для постоянного проживания, не получавшие вида на жительство и пользовавшиеся всеми правами граждан РФ (нередко и избирательным в полном объеме) - неожиданно для себя оказалась лицами без гражданства.

Обычно это выясняется при попытке обменять старые советские паспорта, срок действия которых истекает 31 декабря 2003 года, на новые российские. По нынешнему закону этой группе соотечественников предстоит... возвращаться в места прежнего проживания, оформлять паспорт иностранного государства и только после этого, в обычном порядке - то есть с оформлением разрешения на временное пребывание и вида на жительство - приобретать гражданство России. Все они, в том числе и пенсионеры, в одночасье лишаются социальных гарантий, в частности, пенсии и бесплатного медицинского обслуживания.

Таких людей, по словам заместителя министра внутренних дел РФ Александра Чекалина, доложившего ситуацию с гражданством на `правительственном часе` в Госдуме, насчитывается примерно 1-1,2 миллиона. А. Чекалин сообщил, что в течение двух недель будет выпущена межведомственная инструкция, которая легализует этих `граждан-неграждан`: им, минуя разрешения на временное пребывание, будут выданы виды на жительство, причем не с `нулевой отметки`, а с момента фактического въезда в страну. Во всяком случае, так поняли милицейского начальника депутаты.

Но наиболее абсурдна ситуация с оформлением гражданства военнослужащих российской армии. По закону, служить в ней могут только граждане России. Теперь выясняется, что это далеко не так. Наиболее яркий пример, известный, пожалуй, всей стране, - история служащего в 201-й росийской дивизии в Таджикистане прапорщика Олега Козлова и его семьи. Еще в 1994 году Козлов получил звание Героя России за бои на таджикско-афганской границе, однако российского паспорта удостоился только после личного телевизионного обращения к Президенту В. Путину.

За последние несколько лет в стране появилось значительное число - сотни, если не тысячи - молодых людей из числа граждан бывшего СССР, которые, не являясь гражданами России, тем не менее отслужили в российских Вооруженных силах по призыву. Многие из них проходили службу в Чечне, принимали участие в ликвидации бандформирований, имеют ранения или увечья. Несмотря на это, парни не получают ни положенных выплат, ни необходимого медицинского обслуживания, ни других социальных гарантий, поскольку гражданства РФ у них, оказывается, нет.

Командование российских Воздушно-десантных войск представило в думский Комитет по делам СНГ сведения, согласно которым более 15 тысяч офицеров-десантников, прапорщиков и членов их семей, передислоцированных в Россию в 1992-1993 годах с территорий Литвы, Азербайджана, Молдавии, Грузии и Туркмении, до сих пор не могут оформить российское гражданство.

Всего же, по данным депутата Виктора Алксниса, в подобной ситуации оказались около 380 тысяч военнослужащих, вернувшихся в РФ с территорий других государств постсоветского пространства. Подтвердил это и Александр Чекалин. Интересно, что месяц назад начальник управления по вопросам гражданства администрации Президента РФ Владимир Шумов назвал указанные цифры не соответствующими действительности, обвинив Алксниса в популизме.

Хорошо хоть, что комиссия по вопросам гражданства вообще признала наличие проблемы. Решено, что военные и члены их семей будут получать российские паспорта на основании указов Президента. Пока их выдали примерно 6,5 тысячам защитников Родины. `Эта работа ведется и далее в активном режиме`, - отметил А. Чекалин, что, по его мнению, свидетельствует о ненужности изменений в закон о гражданстве.

Как заявил ранее В. Шумов, по состоянию на 1 марта 2003 г. в Минобороны представлены списки из воинских частей на 1250 военнослужащих и 1156 членов их семей, которые не имеют гражданства РФ. `Мы их будем документировать. При поступлении дополнительных данных будем оформлять российское гражданство`, - пообещал начальник управления администрации Президента.
Так что офицерам и их семьям еще придется походить по инстанциям, доказывая, что служили они родной стране, а не иностранному государству.

Тем не менее, заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин отверг упреки в чрезмерной жесткости российского закона. По его словам, он соответствует всем международным нормам, в том числе Европейской конвенции о гражданстве. `Новое законодательство о гражданстве в состоянии решить проблемы соотечественников и не требует внесения изменений`, - подчеркнул Чекалин.

Что касается многочисленных фактов проволочек с оформлением гражданства и неправомерных отказов в нем, то причины, по мнению замминистра, не в законе, а в неготовности личного состава паспортно-визовых служб, отсутствии четкого алгоритма действий и необходимых подзаконных актов. Однако все эти проблемы уже решены, правовая база полностью сформирована, и `буквально через неделю` начнется активная работа по выдаче разрешений на временное пребывание и видов на жительство.

Такова консолидированная позиция всех создателей и исполнителей закона о гражданстве - от МВД и МИДа до президентской администрации. Усиленно тиражируемое сейчас некое `экспертное мнение` о том, что смягчающие закон поправки якобы будут внесены в Думу от имени Президента, по всей видимости, выдает желаемое за действительное. Ведь и сейчас внимание приковано лишь к наиболее вопиющим случаям - непризнанию гражданства российских военных и давно уже живущих в России обладателей советского паспорта.

Но их положение действительно можно облегчить, издав соответствующие инструкции (обычно для таких случаев в законах прописывают переходные положения). Тема же получения гражданства российскими соотечественниками в государствах СНГ и Прибалтики тихо отошла на перефирию общественного внимания. Но вот она-то как раз и требует обязательных поправок к нынешнему закону, что по сути означает возврат к альтернативной концепции, отклоненной год назад вследствие жёсткой позиции, занятой президентской администрацией. А надеяться на это вряд ли есть основания.

За десять лет применения старого закона о гражданстве российский паспорт получили 4,9 миллиона человек - более миллиона бывших казахстанцев, около 600 тысяч жителей Украины, немало выходцев из Узбекистана, Армении и Азербайджана. По новому закону гражданство России предоставили уже примерно 90 тысячам - они получили соответствующий документ по рождению и в рамках межгосударственных соглашений об упрощенном приеме в гражданство с Белоруссией, Киргизией и Казахстаном. Кроме того, на рассмотрении находятся около 20 тысяч заявок от тех, кто подал их до вступления в силу нового закона.

По словам депутата Вячеслава Зорькина, инициировавшего приглашение А. Чекалина в Госдуму, проблемы с получением гражданства занимают сейчас в депутатской почте первое место. `Российская власть немилосердна к людям, и мы видим конкретные, реальные примеры этого`, - заявил депутат.
К сожалению, в сфере регулирования гражданства нам предстоит `любоваться` ими еще весьма продолжительное время.

Яна Амелина, ИА `Росбалт`. Москва

Док. 155493
Опублик.: 15.04.03
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``