В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российское законодательство: Право инвалидов на образование Назад
Российское законодательство: Право инвалидов на образование
Представление об инвалиде исключительно как о потребителе, иждивенце гуманное общество считает привилегией обыденного сознания. В России эта субъективная позиция имеет прочную объективную опору: статистика показывает, что только 10 процентов трудоспособных инвалидов хотят работать, трудоустроено еще меньше.

Обвинять их в том, что они предпочитают оставаться на государственном обеспечении, было бы опрометчиво: подавляющее большинство инвалидов сегодня не могут получить достойную работу. Между тем, российское законодательство располагает довольно внушительным количеством нормативных актов, обещающих им равные возможности наряду с другими гражданами - в том числе право на образование и трудоустройство.
Продекларированный в преамбуле базового Закона `О социальной защите инвалидов в РФ` принцип равных возможностей в реализации конституционных прав и свобод в вопросах образования и занятости часто дает осечку, которая закономерно связывает слабую общеобразовательную и профессиональную подготовку с ограниченными возможностями трудоустройства. Несмотря на наличие целого ряда протекционистских норм, законодательные гарантии равенства возможностей сегодня нередко остаются беспомощными.
Конституция РФ предоставляет право на образование каждому, не останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует концепции интегрированного образования, заложенной в качестве приоритета в `Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов`, которые были утверждены ООН в 1993 году. Эта концепция предусматривает, что инвалид по возможности должен оставаться в общеобразовательном процессе, поскольку именно в период обучения формируется ментальная и социальная позиция человека: как условие гармоничного развития личности понимается включенность в систему, в которой инвалиду предстоит существовать всю жизнь.
Воспитание и обучение детей-инвалидов, согласно ст.18 Закона `О социальной защите инвалидов в РФ`, в случае, если общая система для них недоступна, проходит в специальных учреждениях или на дому. Изоляция ребенка понимается как крайняя мера. Прибегать к ней тем не менее приходится достаточно часто: общеобразовательным учреждениям не хватает ресурсов для того, чтобы обеспечить надлежащие условия для обучения детей-инвалидов наравне с их сверстниками. (Физическая инвалидность, в силу которой ребенок, например, не может наравне с другими детьми продуктивно заниматься на протяжении 5-6 часов, требует особого, гибкого графика; из-за отставания в развитии иногда необходима корректировка учебных программ и т.д.) В результате, как показывает практика, значительная группа детей получает довольно слабую подготовку. Это относится не только к выпускникам специализированных учреждений, но и к `надомникам`: независимые специалисты отмечают, что их уровень знаний, как правило, значительно ниже, чем у обучавшихся в обычных школах.
Инвалидам 1-й и 2-й групп Федеральный Закон `Об образовании` предоставляет право внеконкурсного поступления в вузы. Студентов-инвалидов в высших учебных заведениях с принятием этого закона больше не стало, поскольку, гарантируя доступ к высшему профессиональному образованию, государство не позаботилось обеспечить доступ к учебному месту: на пути к аудиториям, лабораториям, спортивным залам оказались все те же лестницы, неработающие или не приспособленные для инвалидных колясок лифты и другие барьеры. Такие препятствия в принципе преодолимы, но для этого необходим целый комплекс волевых усилий, на которые способны далеко не все. Отчасти поэтому в создаваемых сейчас специализированных вузах становится все больше инвалидов, которые могли бы получать профессиональное образование в рамках общей системы, однако предпочитают ежедневным испытаниям добровольную самоизоляцию.
Проблема доступа к единому образовательному процессу сегодня актуальна и для людей, не имеющих статуса инвалидов, но страдающих различными тяжелыми заболеваниями. Группой депутатов Госдумы РФ еще в 1997 году был разработан и представлен на рассмотрение парламента проект федерального закона `Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)`, позволяющий регламентировать эту область. Принятый Думой и одобренный Советом Федерации проект был отклонен президентом в июне 1999, и сейчас находится лишь в фазе рассмотрения правительством. В случае, если он все-таки будет принят, принцип интегрированного обучения, на сегодняшний день проводимый лишь формально, будет конкретизирован. Закон, например, предусматривает, что образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказывать в приеме людям, имеющим инвалидность; из общего количества учащихся число людей с ограниченными возможностями не должно составлять более 20 процентов и т.д. Однако бесчисленные проволочки заставляют предположить, что в ближайшее время этот механизм не заработает, и обучение инвалидов в школах и вузах наравне с остальными гражданами России нормой не станет.
Законодательное обеспечение прав инвалидов на труд пока осуществляется по той же схеме, что и предоставление прав на образование. Закон `О социальной защите инвалидов` устанавливает для всех предприятий со штатом более 30 человек квоту для приема на работу инвалидов. Столичные организации, например, в соответствии с Законом `О квотировании рабочих мест в городе Москве` обязаны предоставлять одно рабочее место. Они и предоставляют - в основном низкооплачиваемые места уборщиков, вахтеров и курьеров, потому что найти среди инвалидов квалифицированного юриста или бухгалтера крайне сложно. Рынку труда чужда гуманная логика российского законодательства, инвалиды здесь оцениваются исключительно с позиций профессионализма, и тепличные условия, к которым их приучило `специализированное` образование, оказывают им плохую услугу. В этом отношении интересно сопоставить закон `О социальной защите инвалидов в РФ` с Актом о правах инвалидов США, ключевым документом американской системы социальной защиты этой категории граждан. Если российский закон фактически вынуждает работодателя принимать на работу инвалидов, то американский указывает, что инвалид должен на равных основаниях конкурировать со здоровым претендентом на рабочее место. В случае найма работодатель обязан лишь обеспечить надлежащие условия для того, чтобы он мог выполнять свои профессиональные обязанности. Инвалид приучается к мысли, что он может и должен быть полезен обществу, получая стимул учиться и приобретать конкурентоспособную специальность. А щадящий режим при получении образования обещает будущее, которое скорее всего принесет инвалиду мизерное государственное социальное обеспечение и уязвленное самолюбие.

Из информационно-аналитического бюллетеня АСИ `Образование и занятость инвалидов. К обществу без барьеров` (Москва, 2000)

Док. 155297
Опублик.: 02.04.03
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``