В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Трефилова: `Не надо боятся банкротства` Назад
Татьяна Трефилова: `Не надо боятся банкротства`
Тем, кто не заплатил налоги, грозит встреча с ФСФО

В последнее время в порядке осуществления процедуры банкротства в России произошли существенные изменения. В конце 2002 года была принята новая версия закона о банкротстве, призванная, по идее авторов, помешать использованию процедуры банкротства в качестве инструмента передела собственности. А в начале нынешнего года опубликовано правительственное постановление # 100, которое сделало Федеральную службу по финансовому оздоровлению (банкротству) (ФСФО) единственным представителем интересов государства во всех процедурах банкротства. Теперь это ведомство контролирует процедуру банкротства. Обо всем этом корреспондент `НГ` беседует с руководителем ФСФО Татьяной Трефиловой, чью роль в экономике сегодня уже сравнивают с той, что играл в ней Анатолий Чубайс в начале 90-х годов: Чубайс занимался приватизацией предприятий, Трефилова контролирует процесс их перехода из рук в руки.

- Татьяна Ивановна, много ли дел о банкротстве сегодня возбуждается в России?

- Количество подобных дел увеличивается постоянно. В настоящее время их свыше 104 тысяч. Но основное количество дел - это банкротство так называемого отсутствующего должника. Это дела в отношении предприятий, на которых фактически нет ни работающих, ни директора, ни имущества, осталось только юридическое лицо. Банкротств в отношении предприятий, где имелись активы, около 20 тысяч. Это не так много.

- А вас не беспокоит, что количество дел о банкротстве растет?

- Нет, поскольку в ноябре был принят новый закон о банкротстве. Может быть, он не лишен недостатков, но, во всяком случае, это большой шаг вперед по сравнению с законом 1998 года. Сократилось количество возможностей для нецивилизованного передела собственности. Например, раньше процедура банкротства начиналась практически мгновенно, должник был лишен реальной возможности расплатиться с долгами. Теперь специально предусмотрено, что через месяц после принятия заявления судом назначается следующее судебное заседание для рассмотрения обоснованности требований, в течение этого месяца должник имеет возможность погасить задолженность. Но если предприятие ею не воспользовалось, то процедура банкротства неизбежна. В принципе ведение процедуры банкротства по новому закону не должно никого пугать. Ведь на месте ликвидированного предприятия остается не пустое место. На самом деле ликвидируется только юридическое лицо - должник, а создаваемое новое предприятие с новым собственником становится нормальным налогоплательщиком.

- На основании нового закона о банкротстве вы должны были регулировать сообщество арбитражных управляющих...

- Сейчас существует уже 20 таких саморегулируемых организаций, причем каждая организация имеет компенсационный фонд, который может быть использован в случае, если управляющими будут причинены убытки на вверенном ему предприятии. Все арбитражные управляющие застрахованы. Таким образом, все участники процедуры банкротства оказались значительно более, чем это было предусмотрено в предыдущем законе, защищены от нарушений и ошибок, которые могли бы быть допущены арбитражными управляющими. Как известно, с 3 марта в соответствии с постановлением правительства # 100 функции регулирующего органа переданы Министерству юстиции. 28 февраля в ФСФО России состоялось совещание всех саморегулируемых организаций, которые приняли решение об образовании Союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Таким образом, Министерству юстиции России мы передаем уже сформировавшееся сообщество управляющих.

- Не могли бы вы рассказать немного о своих новых функциях в качестве представителя государства как кредитора в процедурах банкротства?

- У предприятий накоплена огромная задолженность перед бюджетом. В прошлом году до принятия нового закона зачастую ФСФО России возражала против возбуждения процедур банкротства стратегических, оборонных и градообразующих предприятий. Мы понимали, что действовавший тогда закон не давал нам возможности в полной мере защитить интересы государства, поскольку по старому закону государство-кредитор не имело права голоса. Все права были у сосредоточены у коммерческих кредиторов. Они обладали правом принимать любые решения, например о продаже имущества не на открытых торгах, а по прямому договору одному из коммерческих кредиторов по заниженным ценам и без проведения оценки имущества. Коммерческому кредитору это было очень выгодно, но для покрытия долгов государству средств уже не оставалось. Стало совершенно ясно, что государство должно иметь хотя бы равное с коммерческими кредиторами право голоса. Эта проблема решена в новом законе. В этом же законе также определено, что правительство должно определить единый уполномоченный орган, который станет непосредственным участником процесса банкротства с правом голосования на собраниях и комитетах кредиторов, участия в судебных заседаниях со всеми процессуальными правами. И таким органом стала ФСФО России.

- Но ведь вы теперь не являетесь по отношению к арбитражным управляющим регулирующим органом?

- Зато теперь мы полноправные участники процесса банкротства. Мы имеем право голосовать, подать жалобу, любое ходатайство, обжаловать решение суда. Как участники дела будем иметь возможность отслеживать любое нарушение и можем как кредитор либо вести переговоры со СРО, либо обжаловать действия в суде, либо обратиться в регулирующий орган, например в Минюст России, с предложением принять меры по проверке арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, членом которой он является, и, естественно, второй раз мы эту организацию не выберем.

- А будете ли вы проводить массовое банкротство `пустых` предприятий, которые не имеют имущества и персонала?

- Нет, поскольку по закону 2002 года заявление уполномоченным органом подается при обеспечении финансирования процедур банкротства. Правительство должно предусмотреть порядок и условия финансирования этой работы. Пока этого порядка нет. И в законе о бюджете финансирование в этом году не предусмотрено. Раньше все процедуры в отношении отсутствующих должников арбитражные управляющие вели бесплатно. И не просто бесплатно, они еще из собственных средств обязаны были оплачивать соответствующие справки из БТИ, земельного комитета, из других органов. И еще должны были платить за исключение этой организации из реестра. Если арбитражные управляющие, являющиеся частными предпринимателями, должны оплачивать из своего кармана 70 тысяч процедур банкротства в год и при этом еще и не получать заработной платы, то возникает вопрос: на что управляющий будет жить? В результате арбитражный управляющий, которого мы вынудили провести 10 процедур банкротства бесплатно, в поисках средств увязал в какой-нибудь незаконной схеме, вынужденно мог быть втянут в некую полукриминальную сферу. Теперь расходы по банкротству должно нести государство. До того как правительство решит вопрос о финансировании этих процедур, мы не вправе банкротить так называемых отсутствующих должников.

- Новые функции прибавят вам работы. Вы справитесь?

- Мы знакомы с расчетами, по которым орган, обязанный заниматься ведением дел о банкротстве, должен иметь порядка 16 тысяч работающих. У нас сейчас всего одна тысяча человек. Но ведь мы и раньше участвовали в процедурах банкротства и одновременно занимались регулированием. Теперь на регулирование нам не придется тратить время и силы. Поэтому, реально все взвешивая, мы считаем, что наш штат нужно увеличивать примерно в 2 раза - приблизительно 500 человек в этом году и еще 500 человек в следующем. Это даст нам возможность справиться с возложенными на нас обязанностями.


материалы: Независимая Газета

Док. 155221
Опублик.: 01.04.03
Число обращений: 299

  • Трефилова Татьяна Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``