В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Самые модные способы нарушать права человека на работе Назад
Самые модные способы нарушать права человека на работе
Корпоративная культура - это одинаковые свитера с логотипом предприятия, строгое обращение на `вы` (или либеральное на `ты`), еженедельные собрания. Все это способствует превращению коллектива в слаженный и безотказный механизм. Проблема заключается в том, что данный процесс, как показывает практика, часто сопровождается невниманием к работникам и нарушением их прав. Причем из-за несовершенства трудового законодательства далеко не все конфликтные ситуации просто разрешаются.

История первая, `западная`: переработали

Место действия - издательский дом `Gruner + Jahr`.

Журналистка Н. (свои инициалы просила не указывать - на прежнем месте работы трудятся знакомые, участники нижеизложенных событий) пришла устраиваться в русскую версию журнала `Гала`, который выпускается вышеупомянутым издательским домом. Устроилась, стала работать редактором. Через два месяца уволилась.

Началось все с того, что Н. объяснили, что гендиректор не любит, когда сотрудники выходят из редакции во время рабочего дня. Поэтому на обед надо уходить тихо и незаметно. У Н. незаметно не получилось. Несколько раз ей заявляли: `Вы без обеда!` Мотивировав это тем, что `работы много, а вы не успеваете`. Эти же санкции периодически применялись и к другим работникам.

Терпение Н. лопнуло, когда всей редакции было приказано работать до 2 часов ночи. Оказалось, что в тот день один из сотрудников не успел выполнить задание начальника к сроку. Генеральный разгневался и придумал подчиненным наказание - сидеть до ночи. Поставил, так сказать, провинившихся в угол.

- Все эти причуды создавали не лучший климат в коллективе, - вспоминает Н. - При этом никакие методы борьбы, кроме как развернуться и уйти, применить было нельзя. Официально ничего противозаконного в действиях начальника не было, но работать в таких условиях просто невозможно. Меня предупреждали, что на моем будущем месте работы `оригинальное руководство`. Не послушала...

История вторая, профсоюзная: не отпустили

Место действия - ЗАО `Лиггетт-Дукат`, табачная фабрика.

В сентябре 2002 года активисты из числа трудящихся обратились в Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ с просьбой помочь в борьбе за права работников фабрики. Мол, местный профсоюз бездействует, а нарушения налицо.

СОЦПРОФ провел проверку, в ходе которой претензии к руководству предприятия подтвердились. Ряд пунктов Трудового кодекса РФ был нарушен.

В частности, за работниками закреплялось право `на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, одна из частей которого не должна быть меньше 14 дней, а оставшиеся 14 дней делятся на 2 части по 7 календарных дней, если иное не согласовано работником с работодателем в лице непосредственного руководителя работника`. Что подразумевалось под словом `иное`, так никто и не понял. Отпуска всегда разделялись на три части.

Помимо этого людям, занятым на работах с вредными условиями труда, не предоставляли положенный дополнительный отпуск. Оплата сверхурочных часов работы не производилась. И так далее. Всего 9 пунктов.

После вмешательства СОЦПРОФа на `Лиггетт-Дукате` был подписан коллективный договор, в котором гендиректор ЗАО г-н Брэндан Маккарни с одной стороны и трудящиеся с другой согласились с новыми условиями труда. Единственное, что не удалось отстоять профсоюзам, это соцпакет и отпуск за вредность. Борьба продолжается.

- Похожие ситуации сложились на Липецком тракторном заводе, ЗАО `Завод холодильников `Стинол`, - говорит Сергей Храмов, председатель СОЦПРОФа. - У работодателей логика одна: работай и будь счастлив. Человеку просто некуда обратиться с официальным заявлением о нарушении его прав. Не говоря уж о том, что элементарное самодурство нельзя задокументировать. Нет формы заявления о том, что тебе сказали: `Пошел вон!`

История третья, спорная: не поверили

Спорная - потому что ситуация с использованием детектора лжи в бизнесе для проверки сотрудников осложняется тем, что применение полиграфа в корпоративных целях не разрешено и не запрещено. Полиграф вообще не фигурирует ни в одном законе РФ. Упоминается только в ведомственных инструкциях.

- В российских компаниях лай-детектор используется прежде всего для отбора людей на конкретную вакансию, - рассказывает Алексей Скрыпников, директор Центра по разработке перспективных психологических методов обеспечения коммерческой безопасности. - Список вопросов ограничивается негласным кодексом - нельзя спрашивать о частной жизни, половой ориентации. Хотя, если проверяют будущего гувернера, вопрос о сексуальных предпочтениях может быть задан.

Тем, кто соглашается на проверку, дается на подпись бумага, в которой заранее указываются все вопросы, которые будут заданы. Это правило распространяется на те случаи, когда проверка сотрудников идет по факту растраты, хищений и прочих происшествий скандального толка.

- Недавно был случай, - вспоминает Скрыпников. - Со склада фирмы исчезла партия товара. У руководства возникли подозрения, что к пропаже имеет отношение частное охранное предприятие, услугами которого фирма пользовалась. Тогда охранники обратились к нам с просьбой обследовать своих коллег, дежуривших в ту смену, когда произошла кража. Тестирование показало, что подозрения
руководства фирмы с большой долей вероятности не оправдались.

Сами бизнесмены не хотят афишировать факт использования детектора лжи в целях проверки потенциальных сотрудников - из-за неясной правовой ситуации. На вопрос о недоверии к подчиненным отвечают дружно: это распространенная на Западе практика, если кто не хочет проходить проверку - может отказаться.

- У нас в штате есть сотрудник, занимающийся обследованием на полиграфе, - сказал `Известиям` начальник службы безопасности крупной компании, работающей на рынке сотовой связи. - Мы проводим проверки среди персонала компании. Народ у нас работает молодой, средний возраст 25-27 лет. Могут найтись такие, кто курит травку или ворует по мелочам. А перед полиграфом пусть попробуют что-нибудь скрыть!

Кстати

В 2002 году органами федеральной инспекции труда в ходе
проведенных проверок было выявлено более 2,1 млн различных нарушений трудового законодательства. Из них 26,6 тыс. нарушений коллективных договоров и соглашений, около 233 тыс. - трудового договора, свыше 157 тыс. - норм оплаты труда, 92 тыс. - режима рабочего времени и времени отдыха и т.д. Оставшаяся доля - более 1,5 млн случаев - приходится на нарушения, связанные с охраной труда.

(По данным Министерства труда и социального развития РФ)

http://www.izvestia.ru/community/article31919

Док. 155211
Опублик.: 01.04.03
Число обращений: 10


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``