В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О совершенствовании деятельности Экспертно-консультативного совета Назад
О совершенствовании деятельности Экспертно-консультативного совета
Осмысление экономических реалий через призму государственного финансового контроля позволяет увидеть новые резервы в пополнении бюджета, минимизировать потери при расходовании государственных средств, а главное, решить основную задачу - способствовать эффективному оздоровлению российской экономики.

В соответствии с федеральным законом Счетная палата Российской Федерации занимается контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и информационной деятельностью.

Безусловно, Счетная палата обладает соответствующим кадровым потенциалом специалистов в области контрольно-ревизионной деятельности. Однако для проведения всесторонней финансово-экономической экспертизы и подготовки экспертных заключений нужны высококлассные специалисты. Они должны не только оценивать целесообразность и эффективность реализации государственных проектов и программ, но и давать экспертно-аналитические заключения по самому широкому кругу социально-экономических проблем, вопросам укрепления обороны и безопасности России и многим другим. Есть настоятельная необходимость и в анализе рассматриваемых депутатским корпусом законопроектов, регулирующих бюджетно-финансовую политику государства, с целью определения реальности подготовленных по каждому из них финансово-экономических обоснований. От этого во многом будет зависеть работоспособность каждого закона.

В сентябре 2000 года Приказом Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина был создан Экспертно-консультативный совет.

Цель деятельности Совета - повышение эффективности аналитической и экспертной деятельности Счетной палаты, формирование научно обоснованной государственной политики в области бюджетного процесса и финансовой безопасности России. В настоящее время Экспертно-консультативный совет объединяет более ста ведущих специалистов России в области экономики, финансов, юриспруденции. В его составе работают представители законодательной, исполнительной, судебной властей, средств массовой информации, негосударственных общественных и коммерческих структур. Сегодня в Совете сконцентрирован значительный потенциал ученых: более 60 докторов экономических, юридических, технических, исторических, физико-математических, медицинских и философских наук, свыше 30 кандидатов наук по различным специальностям.

На специальном заседании Экспертно-консультативного совета, которое состоялось 19 июня 2001 года, Председателем Счетной палаты РФ С.В. Степашиным были определены приоритетные задачи в деятельности Совета на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Как известно, Закон `Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации` не ставит в прямую зависимость составление региональных бюджетов от федерального, предоставляя регулирование этого весьма важного вопроса подзаконным актам. Это не может не создавать условий для нарушений и погрешностей в вопросе бюджетной политики. К тому же в действующем законодательстве даже не предусмотрены административные санкции за нарушение процессуальных норм, регулирующих составление, утверждение и исполнение бюджета.

Немаловажно и то, что бюджетная политика Российской Федерации на 2002 год во многом определяется тенденциями, которые получили свое развитие в послекризисный период восстановления экономики: огромная внешняя задолженность России, низкий жизненный уровень значительной части населения страны и высокий уровень рисков в инвестиционной и кредитной политике.

Несмотря на это, в экономическом развитии страны появились и позитивные факторы: стабилизируется финансовое положение значительной части предприятий и как следствие увеличивается рост производства товаров и услуг (ВВП в первом полугодии вырос на 5,4 %, а прогнозировалось увеличение на 3,5%); наблюдается стабилизация на валютном рынке, практически вдвое увеличен золотовалютный резерв Банка России; идет замедление темпов инфляции, улучшается платежный баланс (уровень инфляции по итогам текущего года достигнет 14%, что ниже уровня 2000 года).

Важная проблема перспективного бюджетного планирования - определение приоритетов в расходовании государственных бюджетных средств. Даже на самый первый взгляд очевидно, что приоритеты бюджетной политики на 2002 год определены в представленном проекте бюджета недостаточно четко. Более того, важные направления социально-экономического развития страны не нашли своего отражения в проекте бюджета. Так, например, выпал из поля зрения разработанный комплексный план борьбы с бедностью в России. Совершенно ясно, что бессистемные, разрозненные меры по улучшению жизни пенсионеров или низкооплачиваемых трудящихся не могут решить этой проблемы. Продекларированы приоритетные области бюджета 2002 года - образование и наука. Однако по разделу `Образование` проектом бюджета предполагается выделить 78 124 084,7 тыс. рублей, а на основании Закона Российской Федерации `Об образовании` федеральные расходы должны составлять 159 млрд. рублей. Таким образом, предполагаемые расходы в 2 раза меньше предусмотренных законом.

Названо приоритетной областью и здравоохранение, финансирование которого отстает от уровня развитых стран (в процентах от федерального бюджета) в 3-4 раза.

Работа Cовета по анализу и подготовке экспертного заключения по проекту бюджета на 2002 год осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе по каждому направлению деятельности Совета были созданы 15 рабочих групп по подготовке экспертных заключений на проект Федерального закона `О федеральном бюджете на 2002 год`.

В обсуждении и экспертизе проекта бюджета приняли участие члены Совета А.Г. Аганбегян, М.Г. Делягин, М.М. Задорнов, В.О. Исправников, П.А. Карпов, А.Я. Лившиц, В.А. Мау, Н.Я. Петраков, Н.А. Пучков, А.И. Подберезкин, Д.В. Савельев, А.Н. Шохин, С.Н. Шишкарев и Е.Г. Ясин, свое мнение также высказали многие ученые, политики, эксперты и специалисты по бюджетному процессу, не являющиеся членами Совета.

На втором этапе были обобщены все поступившие замечания и предложения, аналитический материал был систематизирован, и построена структура экспертного заключения.

На заключительном этапе с учетом представленного экспертного материала был сделан сводный вариант экспертного заключения по проекту бюджета на 2002 год.

Исключительно важно, чтобы с различными точками зрения, высказанными учеными по представленному проекту бюджета, могли ознакомиться депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период своей работы над проектом бюджета, заинтересованные федеральные министерства и ведомства.
Для этого сводный отчет (заключение) Экспертно-консультативного совета по экспертизе бюджета на 2002 год издан специальным тиражом. В ходе обсуждения рабочих материалов по анализу проекта бюджета 2002 года многими экспертами и аналитиками приводилась аргументация о необходимости предоставления Счетной палате права законодательной инициативы. В этом случае появилась бы серьезная возможность развития и упорядочения законодательства, регулирующего область бюджетной политики нашего государства.

В ходе подготовки экспертного заключения по проекту бюджета на 2002 год была высказана и поддержана идея о настоятельной необходимости создания в структуре Совета аналитической группы, которая бы провела мониторинг исполнения бюджета за 2002 год .

Счетная палата Российской Федерации, в соответствии со ст.21 Федерального закона, имеет право разрабатывать предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы России и представлять их на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации.

Cерьезная роль в реализации этой задачи должна принадлежать Экспертно-консультативному совету, научный потенциал которого способствует созданию современной и эффективной законодательной базы, не только регламентирующей деятельность Счетной палаты, но и определяющей бюджетно-финансовую политику государства.

В самое ближайшее время Советом будет подготовлено обоснование необходимости принятия вышеназванных законопроектов. По каждому из них будет подготовлено финансово-экономическое обоснование.

Нуждаются в научной экспертизе и проекты законодательных актов субъектов Российской Федерации. По поручению Председателя Счетной палаты, Советом подготовлено экспертное заключение по проекту Закона Иркутской области `О Контрольно-счетной палате Иркутской области`, в котором даны рекомендации по дальнейшей работе над законопроектом.

Осуществляя экспертную деятельность, высказывая свое мнение по законопроектам, Счетная палата имеет возможность на раннем этапе указать на возможные финансовые последствия, возникающие при практическом применении этих законов или норм. При этом Правительство Российской Федерации или любой другой субъект законодательной инициативы должен внимательно и ответственно относиться к экспертным заключениям Счетной палаты.

Используя научный потенциал Экспертно-консультативного совета, Счетная палата Российской Федерации может эффективнее решать задачи, которые определены ей законом:
l оказывать научно-консультативную помощь депутатам Федерального Собрания при подготовке законопроектов, постановлений, пояснительных записок, финансово-экономических обоснований по разрабатываемым проектам законов, затрагивающих финансовые вопросы;
l организовать информационно-консультативную и методическую помощь депутатам и аппарату, а также непосредственно участвовать в разработке и экспертизе законодательных нормативных актов, касающихся вопросов формирования бюджетной системы, а также налогообложения, ценообразования, валютного регулирования, вносимых на рассмотрение Государственной Думой Российской Федерации.

При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также, на договорной основе, - негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов.
В практической деятельности Совета есть позитивный пример такого сотрудничества. В проводимой Счетной палатой проверке РАО `Газпром` приняли участие и члены Совета П.А. Карпов и доктор экономических наук В.О. Исправников.

И в дальнейшем планируется проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности различных структур с участием специалистов Совета.

В целях усиления практической деятельности Совета принято решение о создании рабочих групп, которые будут решать и конкретные задачи. В центр их деятельности ставится отработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности финансовых механизмов и инструментов деятельности таких структур, как РАО `Газпром`, РАО `ЕЭС России`, МПС и т.д.

Анализ деятельности Совета показал, что отдельные разделы Положения об Экспертно-консультативном совете нуждается в доработке. Рабочей группой подготовлено новое Положение, в соответствии с которым Совет может создавать региональные отделения и структурные подразделения. Более предметно прописаны разделы по созданию и работе межведомственных комиссий и рабочих групп.

Завершается работа по созданию в Совете электронной базы данных на ученых, специалистов и экспертов в области финансово-бюджетных отношений. Это позволит оперативно формировать рабочие группы Совета по наиболее сложным и актуальным проблемам. В ближайших планах Совета - подготовка и проведение `круглого стола` с участием ведущих ученых и специалистов по одной из самых ключевых проблем - совершенствованию действующего законодательства в области бюджетно-финансовых отношений.

В феврале 2002 года в Суздале Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации и Экспертно-консультативным советом под руководством Счетной палаты России будет проведена Первая международная научно-практическая конференция `Финансовый контроль и новые информационные технологии`. Актуальность и необходимость этого мероприятия очевидна, так как эффективность и дальнейшее совершенствование государственного финансового контроля во многом зависит от функционирования создаваемой информационной системы Счетной палаты России.

Предмет нашей заботы и особого внимания - информационная и научно-издательская деятельность Совета.

Утвержден и действует Редакционный совет.

Создана объединенная редакция, выпускающая `Бюллетень Экспертно-консультативного Совета`, журнал `Финансовый контроль` и интернет-сайт Экспертно-консультативного совета. Для расширения аудитории создано `зеркало` интернет-сайта на информационно-аналитическом портале `Современная политическая Россия`. Продолжение этой работы послужит популяризации деятельности Совета и Счетной палаты.

`Бюллетень Экспертно-консультативного совета` уже хорошо зарекомендовал себя в кругу специалистов. Это издание оперативно информирует о текущей работе Совета, о проводимых научно-практических конференциях и семинарах, на которых обсуждаются пути повышения эффективности финансового контроля.

Основной принцип подготовки бюллетеня - аккумуляция информации и аналитических материалов по самым острым вопросам государственного финансового контроля. Уже вышли в свет четыре номера бюллетеня, и сейчас готовятся к печати два следующих выпуска: `Проблемы медицины и здравоохранения в России` и `Авиация и космонавтика на новом этапе развития`. Председателем Экспертно-консультативного совета С.В. Степашиным утвержден тематический план выхода Бюллетеня до конца 2001 года. Вышел первый номер ежемесячного финансово-экономического журнала `Финансовый контроль`, который вызвал большой интерес не только у специалистов, но и у простых читателей. Этот журнал должен стать трибуной для выражения самых разных мнений по проблемам финансово-экономической жизни государства. Готовится к выпуску второй номер, который будет посвящен анализу проекта федерального бюджета на 2002 год и многим другим актуальным вопросам.

Важное место в деятельности Совета занимает книгоиздательская деятельность. Совместными усилиями Экспертно-консультативного совета и аппарата Счетной палаты подготовлен и издан двухтомник `Экономическая безопасность Российской Федерации` под общей редакцией Председателя Счетной палаты С.В. Степашина. Авторами книги являются многие члены Совета.

В ближайших планах Совета издание совместно с Ассоциацией контрольно-счетных органов России книги `Контрольно-счетные органы в Российской Федерации (в вопросах и ответах)`, информационного справочника `Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации` и книги `Организация внешнего государственного контроля (отечественный и зарубежнай опыт)`.

Созданы и приступили к работе два авторских коллектива: по подготовке к изданию книги под общей редакцией доктора юридических наук С.В. Степашина `Концепции финансовой безопасности Российской Федерации` (руководитель проекта - член Совета, доктор юридических наук, профессор К.В. Сурков) и двухтомника `Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности` (руководитель проекта - член Совета, доктор технических наук С.С. Ковалевский).

В ближайшее время рабочая группа Совета закончит подготовку комментария к Федеральному закону `О Счетной палате Российской Федерации`, а в марте 2002 года выйдет книга `Финансовые расследования в России`.

Совет работает чуть больше года, но уже накоплен значительный опыт, который нуждается в обобщении и анализе. Поэтому в ноябре 2001 года пройдет специальное заседание Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации, на котором будут рассмотрены вопросы совершенствования деятельности Совета и приняты конкретные решения по повышению уровня нашей работы.

Коровников А.В. - Ответственный секретарь Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации, доктор юридический наук.

Док. 155088
Опублик.: 28.03.03
Число обращений: 496

  • Коровников Александр Венидиктович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``