В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
2. Слабые стороны проекта бюджета на 2002 год Назад
2. Слабые стороны проекта бюджета на 2002 год
2. Слабые стороны проекта бюджета на 2002 год

Первое. Суммарной прирост бюджетных платежей в сопоставимых ценах лишь на 60% обеспечен реальным приростом доходов (на 380 млрд. рублей. в сопоставимых ценах), а на 40% покрывается займами. Часть суммы привлекаемых займов, а именно 249,7 млрд. рублей составляет реальный дефицит (2,5% ВВП). При том сумма долговых платежей (665,95 млрд. рублей) составляет более 1/3 доходов бюджета (с учетом инфляции это означает рост долговых выплат на 72% по сравнению с 2001г.). Сокрытие связанного с этими платежами реального дефицита в свою очередь вуалирует значительный рост напряженности бюджета в 2002 г. по сравнению с 2001г.

Второе. Не прояснен вопрос о возможности долговых выплат в ближайшие годы в случае больших и резких колебаний нефтяных цен (например, как в 1999-2000гг. с колебаниями цен от 10 до 30 долларов за баррель). Поэтому отказ (согласно проекту бюджета) от создания реальных резервных фондов даже при сверхоптимистическом варианте развития (при цене нефти выше вилки прогноза), означает, что рано или поздно, при ухудшении условий торговли ниже вилки прогноза Россия столкнется с бюджетным кризисом.

Третье. В рамках ранее принятых изменений налоговой системы налоговые доходы федерального бюджета возрастают за счет значимого сокращения доходов бюджетов регионального и местного уровней, условные потери которых достигнут 77 млрд. рублей (0,8 % ВВП и более 6% бюджетных доходов).
Рост финансовой помощи бюджетам иных уровней (до 244 млрд. рублей и лишь на 14% в реальном выражении) будет меньше, чем средний рост реальных расходов (на 22%). Прирост помощи частично компенсирует указанное перераспределение суммарных налоговых доходов в пользу федерального бюджета. Однако по сути федеральный бюджет сбрасывает часть своего дефицита в бюджеты регионов, то есть дефицит бюджетной системы еще выше, чем видно из проекта федерального бюджета на 2002 г.

Четвертое. Значительное бремя социальных расходов возложено на бюджеты субъектов Российской Федерации: соотношение расходов на социальные цели федерального бюджета (без учета средств, передаваемых в Пенсионный фонд для выплат базовой пенсии) и бюджетов территорий составляет 30% к 70%. Несмотря на некоторый рост Фонда компенсаций (40,7 млрд. руб., а в 2001г. 33,4 млрд. руб.), он, как и в текущем году, не обеспечивает полного финансирования социальных обязательств, возложенных на бюджеты субъектов Российской Федерации федеральными законами. В то же время в 2002 г. число федеральных законов, на финансирование которых выделяются субсидии и субвенции из Фонда компенсации, увеличено с двух до восьми.

Пятое. Проект не ориентирован в должной мере на решение задачи радикальной реформы доходов населения. Расходы на оплату труда работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, возрастут на 42% против уровня 2001 года. На эти цели проект федерального бюджета на 2002 г. предусмотрел 45,3 млрд. рублей, расходы из бюджетов территорий составят еще около 180 млрд. руб. Однако абсолютный уровень оплаты труда в бюджетной сфере и после планируемого повышения сохранится на низком уровне.

Шестое. Бюджет не стимулирует роста инвестиционной активности. Например, не учтен такой фактор экономического роста, как создание благоприятного экономического климата. Бюджет не предусматривает прямого роста государственных инвестиций (нет механизма бюджета развития). Не предусматривает он и косвенных методов активизации экономического роста, например, на раздел `развитие рыночной инфраструктуры` не выделено ни рубля. Таким образом, задача поддержки и развития отечественного производства в бюджете фактически игнорируется.

Седьмое. В вариантах прогноза, используемых для расчетов бюджета-2002, отсутствует оценка динамики теневого ВВП (и нет, например, оценок таких важных деталей финансового счета платежного баланса, как невозвращенная экспортная выручка, ошибки и пропуски). Последнее тем более странно, что важнейшая цель налоговых новаций Правительства Российской Федерации - создание условий для легализации теневого сектора.

Док. 154938
Опублик.: 27.03.03
Число обращений: 158


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``