В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Титова Константина Алексеевича Назад
Выступление члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Титова Константина Алексеевича
Уважаемый Председатель, уважаемые участники совещания, прежде всего мне бы хотелось поздравить вас и поприветствовать от имени Председателя Совета Федерации Егора Семеновича Строева, который придает большую важность вашей работе, уделяет большое внимание вашей работе, и мы как законодатели готовы всемерно способствовать развитию работы Счетной палаты.

Я думаю, что на сегодняшний день мы все прекрасно понимаем роль Счетной палаты как инструмента по охране государственных средств, бюджетных средств, средств налогоплательщика. И мне нравится, как сейчас выстраивается эта работа. Да, есть, конечно, проблемы, о них мы скажем ниже, но я думаю, что такая организация счетных палат и в субъектах Федерации придает определенный стимул и хорошее стремление к работе и в регионах.

В Самарской области по инициативе председателя губернской Думы Леона Ковальского, он является и председателем Союза законодателей России, создана Счетная палата, и мы уже несколько лет плодотворно работаем. Да, конечно, это трудно. И очень неприятно губернатору, когда ему кладут на стол документы, где он видит определенные нарушения бюджетного законодательства. Но я думаю, что вот такая открытая бескомпромиссная работа дает больше результата в сохранении средств налогоплательщика, чем все остальные попытки применить силу или силовые методы, потому что эта работа конструктивна, она направлена не только на вскрытие недостатков бюджета, она направлена и на то, чтобы совершенствовать бюджетное законодательство. И я благодарен, вот здесь в зале присутствует наш аудитор, Председатель Счетной палаты Самарской области Матвеев, что мы в этом плане работаем достаточно конструктивно.

Вы знаете, я не имею сегодня претензий к бюджету Российской Федерации. Я считаю, что позиция наведения порядка в стране должна быть не только в гражданском законодательстве, она должна быть и в бюджетном законодательстве. И если мы сегодня с вами, присутствуя здесь и работая вместе бок о бок со Счетной палатой, как Государственная Дума, так и Совет Федерации, выстраиваем эти взаимоотношения, то я должен сказать, что у нас совершенно выпадает местное самоуправление. В соответствии с нашими законами мы не имеем с вами права проверить местное самоуправление. Мы можем проверить местное самоуправление, только если оно использует трансферт субъекта Федерации или трансферт Российской Федерации как федеративную программу для развития того или иного направления данного муниципального образования.

Я думаю, что это серьезный недостаток, и нам нужно его преодолевать законодательно. Мне кажется, что сегодня в организации работы Счетной палаты могла бы быть законодательно закреплена позиция разделения полномочий Председателя Счетной палаты, мы прекрасно понимаем, что этот товарищ рекомендуется Государственной Думой, таково законодательство, и это правильно, и заместителя Председателя - товарища, которого рекомендуют члены Совета Федерации. Я думаю, что с учетом разделения позиций палаты Гос. Думы и палаты Совета Федерации должно быть законодательно закреплено и разделение позиций заместителя и Председателя Счетной палаты. Это даст соответствующий успех в работе.

Мне думается, что на сегодняшний день в развитие работы Счетной палаты, и я это увидел не впервые, но в этом году мне особенно понравилось, что Счетная палата подошла очень правильно и очень грамотно, грамотно теоретически и практически, то есть специалисты отработали профессионально бюджетный процесс Российской Федерации. И мне, как председателю Комитета по бюджету, и членам Совета Федерации, я надеюсь, что это также и для Государственной Думы, эти материалы очень помогли в работе над бюджетом. Мне думается, что на сегодняшний день мы должны очень четко с вами сконцентрировать усилия на том, что мы все прекрасно понимаем, что основой бюджета являются все-таки бюджетное законодательство, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, налоговые законы. И вот здесь, если мы хотим грамотно и внимательно выстраивать бюджетную позицию Российской Федерации и дойти в сознании до каждого муниципального образования, мы должны, наверное, дать сегодня полномочия Счетной палате проверять эти законы и проводить экспертизу этих законов, может быть, до первого чтения или после первого чтения принять их в Государственной Думе.

Я приведу такой простой пример. Мы сейчас с вами рассматриваем, уже в Государственной Думе принят Закон о поправках к Налоговому кодексу, ко второй части. В целом неплохие поправки. Они действительно шлифуют Закон, они делают его лучше. Но в этих поправках мы опять встречаем позиции нарушения Конституции Российской Федерации. И я думаю, что это связано только с тем, что мы всегда стремимся сделать как лучше, но, нарушая Основной закон Российской Федерации, мы должны понимать, что это будет хуже. Я приведу такой простой пример. Все мы знаем, что у нас есть поголовье крупного рогатого скота. Все мы знаем, что у нас есть коровы, которые в стадах дают разные совершенно надои. Все мы знаем, что климатические условия по стране разные. Все мы знаем, что переработку молока и сбор молока от населения ведут сейчас разные фирмы, ведут крупные перерабатывающие компании: Вим-Биль-Дан, `Самаралакта`. Они собирают молоко из крупных хозяйств и у населения, но им почему-то льготы по переходу продукции по НДС не предоставляются. На сегодня мы с вами прекрасно знаем, что кооперация, потребкооперация, сельская кооперация - та же самая коммерческая структура. Мы ей льготы предоставляем. Я могу назвать только два субъекта Федерации, где потребкооперация действительно работает, в остальных она уже такая же коммерческая структура: собирает, перерабатывает и продает. Никаких льгот крестьянин не получает. Если `Самаралакта` собирает молоко по 3 рубля 15 копеек, то и они также собирают по 3.15, а не по 5 и не по 7 рублей, как оно потом выходит на рынок.

Поэтому здесь, мне кажется, такая экспертиза Счетной палаты, совместная работа законодателей и Счетной палаты принесла бы определенный успех.

Я надеюсь, что в конечном итоге и восторжествует принцип, когда Счетная палата сама сможет проводить расследования и сама сможет обращаться в правоохранительные органы для наведения надлежащего порядка. Мне думается, сделать это просто необходимо. Мы сегодня с вами встречаемся с фактами, когда нарушение бюджетного законодательства ведет, будем говорить мягче, к позициям, которые на грани преступления. Я могу привести немало примеров по Поволжскому федеральному округу, когда нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации приводит к серьезным финансовым нарушениям. Главы местного самоуправления, особенно сельского местного самоуправления, грешат тем, что дают безвозмездные кредиты, то есть просто дарят деньги налогоплательщика сельхозпроизводителю. Это законодательством запрещено. Дают кредиты по ставке, ниже установленной законом, то есть ниже, чем 1/4 ставки Центробанка. Это тоже запрещено Законом.

Поэтому мне думается, что на сегодняшний день, если будет такая совместная работа Счетной палаты и депутатов в ранге экспертизы законодательства и развития законодательства Российской Федерации, формирующего бюджет, то она принесет существенный успех. Я думаю, что Счетная палата - это действительно контролирующий орган. Но наша задача не только контролировать. Наша задача - выстраивать экономическую политику государства. И в этом я желаю Счетной палате большого успеха. Я надеюсь на совместную творческую и конструктивную работу и думаю, что эта работа принесет успех народу Российской Федерации.

Спасибо.

Док. 154832
Опублик.: 26.03.03
Число обращений: 787

  • Титов Константин Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``