В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Алиева Атай Башировича:Новые контуры региональной политики в области государственного финансового контроля Назад
Выступление Алиева Атай Башировича:Новые контуры региональной политики в области государственного финансового контроля
Выступление Председателя Счетной палаты Республики Дагестан Алиева Атай Башировича
"Новые контуры региональной политики в области государственного финансового контроля"

Многоуважаемый Сергей Вадимович!

Уважаемые гости, коллеги!

Древнекитайская мудрость гласит, чтобы сделать 100 шагов, необходимо сделать первый. Таким конкретным шагом в деле объединения усилий контрольных органов России стало наше совещание. Этот первый шаг обозначает начало большого пути в реформировании СП РФ в качестве высшего финансово-контрольного органа страны и наработки основных элементов новой региональной политики в области государственного финансового контроля.

С приходом Владимира Владимировича Путина началось стягивание российского пространства в одно единое правовое экономическое поле. Вполне понятно, что этот процесс долгий и многофакторный. Но одно уже стало ясным, что угроза государственного распада России уменьшается, и это обнадеживает.

Возвращаясь к известному положению, хочу сказать, что "учет и контроль" - это первое необходимое условие существования любого государства. И ни для кого не секрет, что затянувшийся кризис в России есть прямой результат отсутствия должного учета и контроля за целевым и эффективным использованием государственных финансовых и материальных ресурсов.

В последнее время предпринимаются многочисленные попытки, как в определении научной теории контроля, так и в конкретных практических шагах.

Счетная палата Республики Дагестан, став с определенным допуском одним из первых в России региональных органов государственного финансового контроля, по оценке Сергея Вадимовича, прокладывала нетореный путь вместе со Счетной палатой Российской Федерации в укреплении бюджетной финансовой сферы в условиях непростых политических процессов, происходящих в республике и вокруг нее.

Мы действительно болезненно преодолеваем ломку прежних общественно-экономических отношений. Отсутствие четкой перспективы государственного развития привело к тому, что современная наука и практика располагают лишь фрагментами государственного финансового контроля. Они не соединены между собой продуманной концепцией. До сих пор не принят Федеральный закон о государственно-финансовом контроле, а действующий Бюджетный кодекс и законы в субъектах Федерации в недостаточной мере решают эти вопросы.

Узким местом в обеспечении экономической безопасности в субъектах продолжает оставаться необеспеченный пока законодательно территориальный принцип организации и управления деятельностью многочисленных контрольных и надзорных органов.

Возможно, в этом плане может представить интерес наш опыт, опыт Счетной палаты Республики Дагестан по координации контрольно-ревизионной деятельности в республике. Серия решений высших органов власти республики в этом направлении была ознаменована этапным Постановлением Государственного совета Республики Дагестан от 26 мая 1999 года "О мерах по совершенствованию координации и повышению эффективности работы контролирующих и правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности Республики Дагестан". Этот важный документ предоставил возможность проведения на практике комплекса мер по обеспечению совместной работы многочисленных контролирующих органов республики. Отправной точкой также стало укрепление приоритета Счетной палаты РД, если хотите - и в насаждении Палатой своего мнения в вопросах координации и выбора направления всей контрольно-ревизионной работы в республике.

Придание дополнительных функций Счетной палате не означало возведение ее на вершину управления в системе государственного контроля, предусматривающего какую-либо административную подчиненность. Роль Палаты виделась и как генератора новых идей, и как координатора в развитии территориального принципа управления контрольной деятельностью в регионе.

Уже сегодня можно говорить о первых результатах работы по его реализации.

Отработана методология обеспечения взаимодействия и совместной работы контрольно-ревизионных и правоохранительных органов республики.

Основными принципиальными положениями новой региональной концепции в организации и управлении контрольной деятельностью стали: согласованность, плановость и результативность. Это позволило упорядочить деятельность многочисленных контрольных органов, подчинив их основной цели - контролю за законностью использования государственных финансовых средств.

Существенным организационным дополнением для совместной работы стали двухсторонние соглашения с контрольными и правоохранительными органами.

Счетной палатой на базе планов работы отдельных контрольных органов разрабатывается единый Сводный план контрольной деятельности по республике, позволяющий избежать дублирования проверок различными контрольными организациями, увязать их по срокам проведения, объектам проверок. Сформированный впервые в республике Сводный план на 2000 год позволяет нам решать эту задачу в комплексе.

Кроме того, по инициативе Счетной палаты Госкомитетом по статистике на территории республики введены в действие формы статистической отчетности No 1-к (квартальная) "Отчет о контрольно-ревизионной работе" и No 2-к (годовая) "Отчет предприятия (организации) о проверках его деятельности", благодаря которым мы имеем полную развернутую и реальную картину состояния контрольно-ревизионной деятельности в республике.

Уважаемые коллеги, этот практический опыт работы Счетной палаты Республики Дагестан более подробно описан в розданных вам буклетах.

Что же касается вертикальной составляющей нарабатываемой системы государственного финансового контроля, то предложение об образовании Ассоциации контрольно-счетных палат Российской Федерации является абсолютно необходимым и своевременным явлением в жизни нашей страны. Уверен, что Ассоциация станет той самой надежной конструкцией, способствующей формированию единого контрольного пространства, обеспечивающей одинаковые условия и правила общежития для всех субъектов Федерации.

Основной идеей образования Ассоциации, на наш взгляд, должна стать наработка действенной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, которая органично соединит в себе всестороннюю оценку состояния дел в государстве и усилия по восстановлению строгого учета и контроля на всем экономическом пространстве России с эффективным управлением госсобственностью.

Таким образом, Ассоциация должна стать профессиональной структурой, которая объединит контрольно-счетные органы страны, с одной стороны, и обеспечит выработку новой концепции государственного финансового контроля в Российской Федерации - с другой.

Составляющими этой концепции, на наш взгляд, могли бы стать:
во-первых, необходимость проведения новой региональной политики в межбюджетных отношениях, имеющей целью достижение экономической самодостаточности субъекта;
во-вторых, возможность оперативного отслеживания финансовых потоков как по вертикали: центр - регион, так и по горизонтали - в самих субъектах;
и, в-третьих, реальная оценка экономической целесообразности выделения дотаций, субвенций, бюджетных кредитов и ссуд, т.е. обязательность объективных экспертных заключений.

В области же приоритетных задач, на наш взгляд, Ассоциация будет способствовать формированию единого правового контрольного поля в Российской Федерации, адекватно отражающего процессы реформирования в структурах исполнительной власти, что в итоге приведет к возрождению российской экономики.

Спасибо за внимание.

Док. 154812
Перв. публик.: 26.03.03
Последн. ред.: 01.11.07
Число обращений: 628

  • Алиев Атай Баширович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``