В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кулацкий остров: На границе Ставрополья и Калмыкии сохранилось поселение крестьян, чудом избежавших коллективизации Назад
Кулацкий остров: На границе Ставрополья и Калмыкии сохранилось поселение крестьян, чудом избежавших коллективизации
В 200 километрах от Ставрополя, на границе с Калмыкией, среди озера Маныч есть уникальный остров. Чтобы убедиться в этом, надо проехать в глубь острова пару километров. Проселки приведут на хуторок, где царят порядки и быт ХIХ века. Здесь живут потомки кулаков, отказавшихся в 30-е годы вступать в колхозы.

Сосланные на погибель

Когда коллективизация добралась до Ставрополья, часть состоятельных крестьянских семей, около сотни дворов, снялась с насиженных мест и вместе с имуществом и скотом ушла в соседнюю Калмыкию, где сгонять народ в колхозы не торопились. Но к концу 30-х единоличника взяли за горло и в степной республике. Пришлось перебраться на необитаемый остров.

- Когда перебрались на остров, поняли: мы действительно сосланы на погибель, - вспоминал старожил Федор Василенко. - Где ни копнешь, всюду горько-соленая вода. Ее даже скот пить отказывался. Но Господь нас спас: в центральной части острова на пятиметровой глубине мы наткнулись на пресный слой. Вокруг источника построили землянки. Перед войной на острове было больше сотни дворов.

Советская власть постоянно напоминала, что здесь живет чуждый для нее элемент: электрические столбы, проводное радио, твердая дорога и прочие блага цивилизации обошли наш хутор стороной. Но зато поселение даже в глухие годы не знало, что такое голод.

Расплата за усердие

Выживших в островной ссылке хуторян государство заставило работать на себя. Мужчин призывали в армию, а всех жителей облагали налогами.

- Ярмо платежей было страшно тяжелое, - вспоминает пожилой житель села. - Кто ж это станет кулакам помогать. После войны мой отец отказался платить непомерные для крестьянина налоги. Расправа последовала незамедлительно: приехали судисполнители и забрали овец, корову, лошадь и верблюда - все, что было в усадьбе. Единственное мы успели спрятать - швейную машинку.

Согретый слухами о хрущевской оттепели, остров в начале 60-х скинулся на поездку в Белокаменную своим ходокам. Они отправились в Кремль с просьбой сохранить островную вольницу, не записывать трудяг-кулаков в тунеядцы. Островитян в Москве приняли и даже обнадежили. Но стоило делегатам вернуться домой, как на них тут же надели наручники и отправили на восемь лет в
Томскую область `подумать над своим поведением`.

- Вслед за ними на лесоповал в Сибирь по статье за тунеядство последовали многие хуторяне, - вспоминает Георгий Коваленко. - Мой отец избежал суда лишь потому, что каждую весну привозил от ставропольских родственников `липовую` справку, будто бы постоянно работает в колхозе. До самых своих последних дней он панически боялся человека в погонах. Стоило милиционеру появиться на хуторе, как отец уползал по картофельным грядкам в овраг...

Мы в рынке всю жизнь

Сегодня островное поселение насчитывает лишь семь усадеб. Но обреченный было на полное вымирание хутор в последние годы подает устойчивые признаки сохранения вольницы. Здесь создались две молодые семьи, в проекте - третья. Хуторские парни везут сюда невест с материка. В молодой семье Василенко двое карапузов - третье поколение рожденных на острове. Что-то удерживает в этом захолустье работящих, хозяйственных людей. Хотя здесь керосиновые лампы, колодцы с ведрами на длинных цепях, глубокие погреба вместо холодильников, печное отопление и бездорожье. Сюда давно не наведывается почтальон.

Разведение коз - главное нынешнее занятие хуторян.

- Во дворах держим по 100-150 коз, - рассказывает островитянин
Георгий Коваленко. - С каждой нащипываем по килограмму пуха. А это 500-600 рублей. Мясо - что баранину, что козлятину - торговцы Элисты принимают у нас по 53 рубля за кило. Словом, коза нынче доходная.

Раз в год, на исходе зимы, Георгий Коваленко, груженный баулами с пухом, отправляется в Оренбургскую область. Там у него постоянные клиенты, которым он отвозит половину урожая. Вторую половину распродает дома заезжим купцам.

Трудно первые пять лет

Двое старших сыновей Георгия Коваленко уехали с острова. С родителями остался 20-летний Василий, который прошлым летом женился.

- Теперь многое будет зависеть от невестки, - размышляет Коваленко. - Я ей сказал: хочешь работать по специальности, учителем, - иди на курсы водителей, чтобы в райцентр на работу ездить. В усадьбе у нас два `Жигуля` - `шестерка` и `десятка`. А хочет - пусть в хозяйство вникает. Коваленко уверен: если невестка выдержит на острове пять лет, останется навсегда. Так было и с его женой Ольгой. На первых порах Коваленко каждый выходной возил ее на свидание к матери в богатое село на Ставрополье. Юной невестке, тоже Ольге, проще. К ее появлению на острове хозяин подготовился основательно. Пристроил дополнительное жилое помещение, соорудил баню, оборудовал ванную и туалетную комнаты. Здесь установлены емкости, куда вода подается с помощью движка. В доме телевизор, стиральная машина, электроутюг и прочее современное оборудование. Все оно исправно работает от энергии ветряного двигателя. Ветряков у усадьбы Коваленко целых два, их лопасти крутятся по очереди. Электричество - дармовое! - кулацкая семья транжирит направо и налево, ничуть не разделяя общих тревог по поводу дорожающих энергоносителей. Исключение - редкие на острове дни штиля. В такое время Коваленко пользуются бензиновым двигателем. Есть в доме даже релейный телефон, работающий от автомобильного аккумулятора. Правда, молодоженов он уже не устраивает. Василий намекает отцу: хорошо бы раскошелиться на сотовый. Георгий Степанович медлит: первый островной мобильник, купленный племянником Коваленко, `наговорил` за месяц на 5000 рублей...

- У меня нет никаких претензий к властям, - твердит Коваленко. - В больницу мы сами ездим, когда сильно занедужим, - в каждом дворе машины. Письма на почте тоже сами забираем - там специальный ящик для острова. Налоги - земельный и на имущество - платим. Все, что нас заботит, - чтобы власть к нам не обращалась.

Николай ГРИТЧИН, оз. Маныч, граница Ставрополья и Калмыкии

http://www.izvestia.ru/community/article31492

Док. 154513
Опублик.: 21.03.03
Число обращений: 176


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``