В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Заключение Экспертного совета о внесении дополнений в федеральный конституционный закон `О чрезвычайном положении` Назад
Заключение Экспертного совета о внесении дополнений в федеральный конституционный закон `О чрезвычайном положении`
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертного совета Комиссии по правам человека
при Президенте Российской Федерации на проект федеральных конституционных законов о внесении дополнений в федеральный конституционный закон `О чрезвычайном положении`


Экспертный совет в порядке общественного контроля за соблюдением прав человека рассмотрел на предмет соответствия нормам Конституции РФ и федерального законодательства законопроект `О внесении дополнений в федеральный конституционный закон `О чрезвычайном положении`.
В результате экспертизы установлено, что названные законопроекты в некоторых своих положениях противоречат Конституции РФ и международно-правовым нормам по указанным ниже основаниям.
Авторы проекта Федерального конституционного закона `О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон `О чрезвычайном положении` предлагают дополнить текст Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года `О чрезвычайном положении` нормами, одна из которых (поправка в ст. 3 ФКС) не предназначена для правового регулирования режима чрезвычайного положения, а другая (поправка в ст. 12 ФКС) предоставляет прокурорам право содержать граждан под стражей на протяжении всего периода `действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
    Соответственно, первая из этих поправок неуместна в данном Федеральном конституционном законе, поскольку позволяет законодателю ограничивать права граждан вне действия режима чрезвычайного положения. По существу же проектируемая норма неприемлема и в каком-либо другом нормативном акте, ибо, предполагая ограничение прав граждан, не указывает на пределы применения временных ограничений и на гарантии прав человека, которые описываются в статьях 28, 29, 30, 31 и других ФКС от 30 мая 2001 года. Особенно недопустимо это применительно к функционированию органов прокуратуры и судов (на случай введения чрезвычайного положения необходимые минимальные гарантии предусмотрены статьями 35 и 36 ФКС от 30 мая 2001 года). Получается, что на случай ограничения прав граждан для целей борьбы с терроризмом без введения режима чрезвычайного положения данные гарантии не распространяются. Наконец, рассматриваемая поправка излишня в свете наличия аналогичной нормы в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
    Вторая поправка к ФКС от 30 мая 2001 года, передающая прокурору судебную функцию задержания лиц на срок, превышающий 48 часов, находится в грубом противоречии с положениями части 2 ст. 22, части 1 ст. 46, части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации. Действие последних двух конституционных норм не может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения в силу ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации. Предоставление органу уголовного преследования - прокурору содержать под стражей своего процессуального противника на срок до 3 месяцев, хотя бы это и называлось не мерой пресечения, а `задержанием`, есть присвоение судебных функций и применение одной из форм чрезвычайного судопроизводства, не допустимых на основании ч. 2 ст. 35 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года `О чрезвычайном положении`. В случае принятия данной поправки к названному ФКС у `задержанных` прокурором на срок до 3 месяцев лиц, как представляется, возникает право по исчерпании национальных средств обжалования обратиться в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение Россией положений ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
    Следует отметить также, что использованная при подготовке рецензируемого проекта законодательная техника оставляет желать лучшего. В частности, в его заголовке явно не хватает слов `и изменений` (`О внесении дополнений и изменений в...`.

Док. 154453
Опублик.: 20.03.03
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``