В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления Э.А. Памфиловой о работе комиссии по правам человека при Президенте РФ на заседании комиссии 27.02.03г. Назад
Тезисы выступления Э.А. Памфиловой о работе комиссии по правам человека при Президенте РФ на заседании комиссии 27.02.03г.
Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации образована в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 1993 года No 1798 в качестве совещательного и консультативного органа при Президенте Российской Федерации.
    Основной задачей, возложенной на Комиссию, является создание условий для реализации Главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Председателем первого состава Комиссии был утвержден С.А. Ковалев. Обеспечивал деятельность Комиссии Отдел Администрации Президента Российской Федерации штатной численностью 35 человек. В феврале 1996 года по инициативе С.А. Ковалева Комиссия самораспустилась.
20 мая 1996 года утвержден состав Комиссии во главе с В.А. Карташкиным, который оставался ее председателем до июля 2002 года. Отдел по обеспечению деятельности Комиссии, сформированный в октябре 1996 г. в составе 8 человек, в феврале 1999 года упразднен, а обеспечение деятельности Комиссии поручено Организационному управлению Президента Российской Федерации.
Действующий в настоящее время состав Комиссии утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2002 года No 1208. Председателем Комиссии назначена Э.А. Памфилова.
В составе Комиссии 30 человек. Это известные и пользующиеся авторитетом и уважением в стране представители общественных организаций, науки, культуры и средств массовой информации. Все члены Комиссии, включая ее председателя, работают на общественных началах. В структуре Главного управления внутренней политики Президента Российской Федерации образован отдел по обеспечению деятельности Комиссии в количестве 4 человек.
Комиссией за короткий срок осуществлен ряд мероприятий в целях совершенствования механизмов обеспечения и защиты прав человека и гражданина. Среди них, проведенный с участием Комиссии, Форум общественности `Реализация права на свободу передвижения на территории России` - г. Калининград, `Окружная ярмарка социальных и культурных проектов` - г. Тольятти, Летняя и зимняя сессии Московской школы прав человека - г.г. Саратов, Москва, конференция `Роль вооруженных сил в процессе разрешения немеждународных вооруженных конфликтов` - г. Рязань.
6 декабря 2002 г. Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации проведена `переговорная площадка` между представителями власти и правозащитных организаций по проблемам гражданства и миграции. Со стороны органов государственной власти в работе `переговорной площадки` приняли участие заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации В.П. Иванов, заместитель Председателя Верховного Суда В.М. Жуйков, Министр Российской Федерации В.Ю. Зорин, Председатель Комитета по государственному строительству Государственной Думы Российской Федерации В.В. Гребенников, заместитель Министра внутренних дел РФ А.Г. Черненко, начальник Департамента социального развития Аппарата Правительства Российской Федерации Е.Ш. Гонтмахер и другие. Позицию общественных правозащитных организации представили: председатель комитета `Гражданское содействие` С.А. Ганнушкина, председатель Исполкома переселенческих организаций Л.И. Графова, президент Международной правозащитной ассамблеи М.Г. Арутюнов, директор института прав человека В.М. Гефтер и многие другие известные правозащитники.
Состоялось обсуждение правовых последствий принятия законов `О гражданстве Российской Федерации` и `О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации`. Была признана важность проблемы и необходимость поиска путей ее решения на основе всестороннего мониторинга правоприменительной практики. По итогам переговорной площадки для формирования пакета конкретных предложений по решению поставленных проблем принято решение продолжить работу в рамках Межведомственной рабочей группы.
Смысл деятельности Комиссии в том, чтобы важнейшие общественные инициативы в этой области имели выход на высший уровень власти и влияли и на принятие решений по ключевым проблемам в сфере обеспечения прав человека. В соответствии с этим, решением Комиссии создан Экспертный Совет и открыта Общественная приемная.
10 декабря 2002 года в День прав человека прошло рабочее заседание Комиссии с участием Президента Российской Федерации. По итогам встречи подготовлен Перечень поручений Президента Российской Федерации, в который, в частности, были включены следующие положения:
1. Рассмотреть проект федерального закона `О праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения`, подготовленный Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации.
    2. Межведомственной рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации, подготовить предложения по урегулированию правового статуса следующих категорий лиц:
- граждан бывшего СССР, въехавших в Россию до 1 января 2001 г. в безвизовом порядке, не требовавшем получения визы;
- иммигрантов из Исламского Государства Афганистан, прибывших на территорию СССР с целью получения политического убежища в связи с прекращением существования Демократической Республики Афганистан и проживающих в настоящее время на территории Российской Федерации.
    3. В рамках подготовки предложений по административной реформе рассмотреть вопрос о целесообразности создания Федерального органа исполнительной власти в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды.
    4. Подготовить по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации предложения о специализации судей по делам несовершеннолетних в судах общей юрисдикции.
Комиссией сформированы рабочие группы для выполнения названных поручений, готовятся соответствующие предложения.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данным на встрече с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации 10 декабря 2002 года, рабочая группа, сформированная из числа членов Комиссии (Алексеева Л.М., Ганнушкина С.А., Памфилова Э.А.), дважды (26 - 29 декабря 2002 г. и 7 - 8 февраля 2003 г.) выезжала в Чеченскую Республику и Республику Ингушетия с целью ознакомления с ситуацией в местах временного размещения внутриперемещенных лиц (ВПЛ) из Чеченской Республики. Непосредственное участие в работе группы приняли Министр Российской Федерации С.В. Ильясов, Первый заместитель начальника ФМС России И.Б. Юнаш, ответственный секретарь Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации М.А. Лесков.
Рабочая группа посетила пункты временного размещения (ПВР) в г. Грозный Чеченской Республики (ул. Выборгская, 4, ул. Поняткова, 111, ул. Маяковского, 119 и 111, ул. Новаторов, 17, ул. Чайковского, 24, 26, 28), а также места временного размещения внутриперемещенных лиц в Республике Ингушетия (пос. Аки-Юрт, завод `Дар`, лагеря `Барт`, `Спутник`, `Сацит` и `Белла`).
По итогам работы группой подготовлен совместный согласованный доклад Президенту Российской Федерации, в котором отмечается, что жители палаточных лагерей оказались заложниками в сложной системе взаимоотношений различных сил и групп влияния, борющихся за политическую и экономическую власть в регионе. Кроме того, в докладе говорится о том, что обеспечение достойного существования внутриперемещенных лиц является неотложной и важнейшей государственной проблемой и содержатся конкретные предложения по решению этой проблемы.
Необходимо отметить, что по ряду предложений Президентом Российской Федерации уже приняты положительные решения. Так на заседании Совета Безопасности РФ 25 февраля 2003 года Главой государства были даны указания о сокращении блок-постов и усилении мер прокурорского надзора за соблюдением прав ВПЛ в Чечне и Ингушетии.
Важной составляющей работы Комиссии является рассмотрение обращений граждан. Ежемесячно в Комиссию обращается более 1500 человек, что в 10 раз превышает количество обращений, поступавших в Комиссию до изменения ее состава. В целом необходимо отметить, что по вопросам защиты прав человека и гражданина в адрес Администрации Президента Российской Федерации в 2002 году поступило 10 481 обращение граждан. Всего в адрес Главы государства и Администрации Президента Российской Федерации поступило свыше 630 тысяч обращений.
В связи с острой проблемой законодательного обеспечения прав граждан на обращения, Комиссией по правам человека 10 декабря 2002 года, представлен проект федерального закона `О праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения`. Концептуальная разработка и подготовка текста законопроекта осуществлена под руководством члена Комиссии, директора института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Т.Я. Хабриевой и эксперта Комиссии, руководителя независимого института выборов А.И. Иванченко.
Концепция проекта закона основана на статье 33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данная статья Конституции, призванная обеспечить возможность воздействия общества на власть, содействовать вовлечению граждан в управление делами государства, служить защите прав и свобод человека и гражданина, сегодня не подкреплена необходимыми законодательными гарантиями. В настоящее время порядок рассмотрения обращений граждан регулируется на федеральном уровне лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII `О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан` (в редакции от 4 марта 1980 года, с изменениями от 2 февраля 1988 года), действующим в части, не противоречащей Конституции РФ и законам. Положения данного документа в значительной части устарели, не обеспечивают должного правового регулирования указанных отношений.
Отсутствие на федеральном уровне законодательных гарантий рассмотрения поступающих в органы власти обращений граждан создает почву для необоснованных отказов в принятии обращений, волокиты при их рассмотрении, массовых нарушений прав и законных интересов граждан либо неправомерного создания препятствий в реализации этих прав. Регулирующие данные отношения законы субъектов РФ не могут обеспечить создание единой системы гарантий прав граждан на обращения в органы власти. Кроме того, законами субъектов РФ не могут устанавливаться права и обязанности федеральных органов власти и их региональных подразделений. Это обуславливает необходимость скорейшего принятия федерального закона, устанавливающего порядок реализации права граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы власти.
Не менее важна задача выявления противоречий и пробелов в федеральном и региональном законодательстве, затрагивающем права человека. Так, в связи с многочисленными заявлениями от представителей влиятельных общероссийских общественных организаций с просьбой защитить их права в связи с критической ситуацией, возникшей с 1 января 2003 г. после введения в действие 251-й статьи Налогового кодекса, Председатель Комиссии Элла Памфилова обратилась к Президенту Российской Федерации с просьбой внести поправки в Налоговый кодекс РФ. Согласно этим предложениям, в список видов деятельности, освобождаемых от налога на прибыль, должно быть включено грантовое финансирование правозащитной деятельности.
В обращении, в частности, говорится о том, что в списке видов деятельности, финансирование по которым признается грантом и поэтому освобождается от налога на прибыль в 24%, отсутствует упоминание деятельности по защите прав человека. В результате создаются серьезные препятствия даже для простого продолжения правозащитной деятельности на различных направлениях. К сожалению, такого же рода препятствия возникают для организаций, осуществляющих деятельность по социальной поддержке населения, здравоохранению, в том числе для муниципальных организаций, получающих грантовую помощь. Одновременно, в соответствии с требованиями Налогового кодекса, Правительство Российской Федерации определяет список донорских организаций, которые вправе оказывать грантовую помощь без обложения налогом на прибыль, причем правила включения или не включения организаций в такой список законом не определены. Это приводит к еще большему возрастанию административных барьеров на пути финансирования деятельности, значимой для защиты прав человека и развития гражданского общества в России`. Комиссия по правам человека выразила готовность в кратчайший срок подготовить соответствующие поправки в текст Налогового Кодекса РФ и представить их Президенту России.
Кроме того, экспертами Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации в порядке общественного контроля за соблюдением прав человека подготовлены заключения на предмет соответствия нормам Конституции РФ, международного и федерального законодательства проектов федеральных конституционных законов `О внесении дополнений в Федеральный закон `О борьбе с терроризмом` и `О внесении дополнений в федеральный конституционный закон `О чрезвычайном положении`, а также проекта федерального закона `О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях`, подготовленный и представленный в Правительство РФ Минюстом России.
Развивается международное сотрудничество с представителями иностранных государств и неправительственных правозащитных организаций. Переговоры и рабочие встречи состоялись с Президентом Федеративной Республики Германии, с послами США, ФРГ, Греции, Испании и ряда других иностранных государств, с делегациями Европейского Парламента, Парламента Великобритании, Международной Амнистии, ЕКПП и т.д.
Одновременно Комиссия продолжает разработку концептуальных и практических проблем в сфере прав человека. Возобновлена работа над проектом Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека.
В короткие сроки создано и успешно развивается представительство Комиссии в международной компьютерной сети `Интернет`. Сайт Комиссии (www.h-rights.ru) ежедневно обновляется и, несмотря на то, что его официальной презентации еще не было, занимает высокие позиции в рейтинге правозащитных интернет-ресурсов.

Док. 153750
Опублик.: 27.02.03
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``