В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О ситуации с возвращением внутри перемещенных лиц из палаточных лагерей Республики Ингушетия на территорию Чеченской Республики Назад
О ситуации с возвращением внутри перемещенных лиц из палаточных лагерей Республики Ингушетия на территорию Чеченской Республики
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данным на встрече с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации 10 декабря 2002 года, рабочая группа, сформированная из числа членов Комиссии (Алексеева Л,М., Ганнушкина С.А. Памфилова Э.А,), дважды (26-29 декабря 2002 г. и 7-8 февраля 2003г.) выезжала в Чеченскую Республику н Республику Ингушетия с целью ознакомления с ситуацией в местах временного размещения внутриперемещенных лиц (ВПЛ) из Чеченской Республики.
Непосредственное участие в работе группы приняли Министр Российской Федерации С.В. Ильясов, Первый заместитель начальника ФМС России И.Б. Юнаш, ответственный секретарь Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, начальник отдела Управления Главного управления внутренней политики Президента Российской Федерации М.А. Лесков.
Рабочая группа посетила пункты временного размещения (ПВР) и г. Грозный Чеченской Республики (ул. Выборгская, 4, ул. Поняткова, 111, ул. Маяковского, 119 и 111, ул. Новаторов, 17; ул. Чайковского, 24, 26, 28), а также места временного размещения внутриперемещенных лиц в Республике Ингушетия (нос. Аки-Юрт, завод `Дар`, лагеря `Барт`, `Спутник`, `Сацит` и `Белла`),
К моменту первого посещения в декабре 2002г, был ликвидирован палаточный лагерь `Иман` в поселке Аки-Юрт Малгобекского района Республики Ингушетия. Ликвидация лагеря производилась в соответствии с предписанием УГПС МЧС Республики Ингушетия и постановлением госсанэпиднадзора Республики Ингушетия от 18 ноября 2002 г. `О прекращении эксплуатации пунктов временного размещения палаточного типа на территории Республики Ингушетия`.
При этом не все ВПЛ из лагеря `Иман` возвратились на территорию Чеченской Республики, По данным ФМС России, из размещавшихся там 359 семей для дальнейшего проживания в частный сектор на территории Чеченской Республики выехали 316 семей, 43 семьи переведены в места компактного проживания в Республике Ингушетия.
Однако, в действительности, многие постарались задержаться в частном секторе и неприспособленных для жилья помещениях. Продолжается жизнь в саманных домиках, начата сборка щитовых домиков, предоставляемых УВКБ ООН, Несколько семей, выехавших в Чечню, возвратились в Аки-Юрт. Руководство миграционных органов и комендант ПВР обещали восстановить их в списках проживающих.
Жители лагерей `Барт`, `Спутник`, `Сацита` и `Белла` во время обоих посещений рабочей группой высказывали желание возвратиться в Чеченскую республику только после обеспечения там безопасности. Это требование соответствует `Руководящим принципам по вопросу о перемещении лиц внутри страны`, принятым резолюцией ООН в 1997г. Принцип 28 этого основного международного документа, определяющего нормы обращения с ВПЛ, гласит: `Компетентные органы власти несут главную обязанность и ответственность за создание условий, а также за предоставление средств, которые позволяют перемещенным внутри страны лицам добровольно, в безопасных условиях и с достоинством вернуться в свои дома или места постоянною проживания, либо добровольно переселиться в какую-либо другую часть страны`. Только в этом контексте можно рассматривать восемь тысяч заявлений с просьбой оказать содействие в переводе из палаточных лагерей Ингушетии в ПВР Чечни, поданных по данным ФМС МВД России в Комитет по делам беженцев и вынужденных переселенцев Правительства Чеченской Республики,
В настоящее время, по данным правительства Ингушетии, на территории Ингушетии проживает около 66000 ВПЛ, из них в палаточных городках - около 17000 ВПЛ (1907 палаток). Остальные размещены в арендуемых помещениях и частном секторе. Всего за период с сентября 1999 года в Республике Ингушетия зарегистрировано 308912 человек, вынужденно покинувших Чеченскую Республику. Из этого числа более 240 тысяч человек к настоящему времени убыли с территории Ингушетии в Чечню и другие регионы России.
Следует отметить, что до осени 2002 года правозащитными организациями в палаточных лагерях фиксировались факты психологического давления на ВПЛ и побуждения их к возвращению в ЧР. В своих обращениях жители ПНР описывали систему неправомерного исключении из списка проживающих в соответствии с некими `спускаемыми` с верху цифрами, угроз и шантажа со стороны неизвестных лиц в штатском или в камуфляже, распространения среди проживающих уведомлений о сроках ликвидации лагеря, прекращения выдачи продуктов и отключения газа и электричества. В лагерях работали представители Объединенного штаба по координации органов исполнительной власти и обеспечению контроля выполнения мероприятий по возвращению из ПВР РИ внутри перемещенных лиц и ЧР. Они настойчиво предлагали жителям лагерей написать заявление о возвращении. Особенную роль в этом играл Комитет по делам беженцев и вынужденных переселенцев Правительства ЧР-структура, решающая задачу возвращения ВПЛ.
При этом необходимо иметь ввиду, что Федеральная миграционная служба России подобными фактами и заявлениями не располагает.
В процессе работы члены рабочей группы осматривали помещения, в которых живут внутриперемещенные лица, разговаривали с людьми,
проживающими в них и частном секторе, встречались с представителями общественных организаций. В большинстве собранных правозащитными организациями заявлений, ВПЛ обращаются в Комиссию по правам человека с просьбой не допустить их принудительного возвращения в Чеченскую Республику до тех пор, пока там не будут обеспечены безопасные условия существования, как это предусматривалось пунктом 20 `Плана мероприятий по завершению работы по возвращению в Чеченскую Республику внутриперемещенных лиц с территории Республики Ингушетия` от 29 мая 2002 г.
В нескольких коллективных обращениях ВПЛ жалуются на то, что они были вычеркнуты из списков проживающих в лагере и сняты с обеспечения продуктами.
Следует отметить, что, по словам внутриперемещенных лиц, после первого посещения рабочей группы Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, давление на них с целью принуждения к возвращению существенно уменьшилось. Правозащитные организации также отмечают, что в последнее время заявлений с подобными жалобами к ним не было. Представители Объединенного штаба уже не присутствуют в лагерях постоянно. Многие семьи были восстановлены в списках. По данным ГЩ `Мемориал` их число составляет 300, а по данным ФМС России - около 50 человек.
В качестве положительного примера комплексного решения проблемы жилья и трудоустройства можно привести опыт переселения жителей лагеря `Барт` на территорию предприятия `Жилпромбаза`, где в непосредственной близости от лагеря ВПЛ сами собирают блоки для своего проживания, что одновременно обеспечивает их работой и более приспособленным для жизни жильем.
Продолжаются обращения жителей Чечни и ВПЛ Ингушетии по поводу исчезновения родственников, задержанных в Чечне при проведении спецопераций. В первую очередь это касается молодых мужчин и юношей, в частности, тех, кто возвратился из Ингушетии в Чечню после окончания школы для продолжения образования. Жители лагерей приводили факты недавних случаев противоправных задержаний и даже убийства возвратившихся в ЧР мужчин. Расследование подобных случаев часто затрудняется тем, что в местах компактного проживания внутри перемещенных лиц на территории Ингушетии оперативно - розыскные мероприятия проводятся правоохранительными органами и спецслужбами разной ведомственной и территориальной принадлежности без согласования с правоохранительными органами Республики Ингушетия.
Многочисленные жалобы поступают на действия военнослужащих, несущих службу на блокпостах. Мзда за проезд составляет от 10 до 50 рублей, независимо от наличия документов, и варьируется, исходя из марки автомобиля и стоимости перевозимого груза. При этом практика показывает, что своей основной функции обеспечения безопасности блокпосты не выполняют. Подобные действия военнослужащих в наибольшей степени дискредитируют федеральную власть в глазах населения ЧР.
Дополнительным фактором усиления психологической напряженности стало размещение в непосредственной близости от мест проживания воинских подразделений.
В числе важнейших проблем ВПЛ называли отказ органов МВД России в выдаче и обмене паспортов жителям Чечни, проживающим за пределами Республики, в том числе, в Ингушетии.
Другой проблемой для всех ВПЛ является отсутствие адресной компенсации жителям ЧР за утраченное жилье и имущество. Правительству РФ было поручено разработать соответствующее постановление, Указом Президента РФ от 5 сентября 1995г. No 898. Однако это поручение до сих пор не выполнено. Выплата компенсации помогла бы внутриперемещенным лицам устроиться самостоятельно там, где они смогли бы приобрести жилье и найти работу.
Серьезное беспокойство вызывает перемещение ВПЛ из относительно безопасных районов Чеченской Республики в зоны повышенного риска. Так, летом 2002 года били ликвидированы палаточные лагеря `Северный` и `Южный` в станице `Знаменская` спокойного Надтеречного района ЧР,
жители которых были размещены в ПВР по ул. Маяковского, 119г. Грозного. Ранее этот ПВР предполагалось отдать переселенцам из Ингушетии.
Результаты обследования ПВР в столице ЧР показали, что их вместимость составляет около 4500 мест из расчета 3,2 кв.м на человека. Этого недостаточно для расселения внутриперемещенных лиц, проживающих в палаточных городках РИ общая площадь которых на сегодняшний день 17000 человек. Кроме того, около 140 семей из лагерей `Северный` и `Южный` с осени 2002г, все еще ожидают предоставления им мест в ПВР.
Анализируя ситуацию в целом, можно констатировать, что жители палаточных лагерей испытывают постоянное психологическое давление со всех сторон, участвующих в их судьбе. ВПЛ оказались заложниками в сложной системе взаимоотношений различных сил и групп влияния, борющихся за политическую и экономическую власть в регионе.
По отношению к внутриперемещенным лицам в той или иной степени нарушаются конституционные права на выбор места пребывания и жительства, на жилище и его неприкосновенность, на компенсацию причиненного ущерба потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью и другие права, включая право на жизнь.
Следует признать, что многолетнее пребывание ВПЛ в местах временного размещения приводит к деградации личности, разложению общества и росту девиантного поведения, что противоречит ст. 21 Конституции РФ, закрепляющей обязанность государства по охране достоинства личности.
Таким образом, обеспечение достойного существования внутриперемещенных лиц является неотложной и важнейшей государственной проблемой, решения которой требует системного подхода, предусматривающего комплекс мер организационного и информационного характера.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Целесообразно развить имеющийся положительный опыт взаимодействия Комиссии по правам человека с представителями Федеральных органов исполнительной власти и обеспечить полноценный гражданский контроль за проводимыми мероприятиями, тщательную проверку и рассмотрение всех обращений, поступающих от размещенных в ПВР внутриперемещенных лиц,
2. Возвращение граждан на территорию Чеченской Республики необходимо осуществлять исключительно на добровольной основе, поэтапно и при условии обеспечения мер безопасности и создания достойных условий жизни. В первую очередь следовало бы принять меры по своевременному выполнению обязательств по расселению ВПЛ из лагерей `Северный` и `Южный` в ПВР, в частности, в городке `Маяковского 111`.
3. Мероприятия по возвращению ВПЛ целесообразно обеспечивать соответствующей разъяснительной работой среди жителей ПВР, раскрывающей содержание целей, методов и сроков проводимой миграционной политики.
4. Федеральным органам исполнительной власти во всех субъектах Российской Федерации следует принять меры по реализации прав ВПЛ на свобод передвижения, выбор места жительства и пребывания.
5. В местах компактного проживания необходимо с учетом этнической и религиозной специфики способствовать развитию структур общественного самоуправления. Финансирование проживания ВПЛ должно быть `прозрачным`.
6. Следует дополнительно, с участием международных организаций, рассмотреть вопрос об оборудовании мест компактного проживания для тех, кто возвращается в ЧР из РИ, не только в г. Грозном, но и на территории относительно спокойных равнинных районов Чечни.
7. Считаем необходимым разработать и осуществить комплексные программы по созданию рабочих мест и воссозданию системы образования, что является важнейшим условием стабилизации социально-
политической обстановки не только в местах размещения внутриперемещенных лиц, но и в целом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
8. Представляется целесообразным ускорить подготовку Правительством РФ нормативного документа об оказании адресной государственной помощи гражданам, проживающим на территории ЧР или покинувшим ее безвозвратно, и утратившим полностью или частично имущество в период с 1995 по 2003 год.
9. Обеспечение общественного порядка в местах размещения внутриперемещенных лиц следует возложить на соответствующие подразделения Министерства внутренних дел. Исполнение этих функций подразделениями Минобороны РФ и дислокация воинских подразделений вблизи мест размещения внутриперемещенных лиц на территории Ингушетии представляет собой дополнительный травмирующий фактор и создает предпосылки для провокационных действий.
10. Предложить паспортно-визовой службе МВД России организовать регистрацию, выдачу и замену паспортов гражданам РФ, временно находящимся в местах компактного проживания на территории Чечни, Ингушетии, а также в других субъектах Российской Федерации.
11. Обратить внимание Генеральной прокуратуры РОССИЙСКОЙ Федерации на необходимость усиления контроля за соблюдением прав человека при проведении оперативно-розыскных мероприятий в местах компактного проживания внутриперемещенных лиц на территории Ингушетии, контроль за их проведением возложить на правоохранительные органы этой республики.
12.Полагаем необходимым рассмотреть вопрос о радикальном сокращении блокпостов на территории Чеченской Республики и усилении дисциплинарной практики во всех дислоцированных в Чечне воинских подразделениях.

Документ подписали

Алексеева Л.М.
Ганнушкина С.А
Памфилова Э.А.
Ильясов С.В.
Юнаш И.Б.
Лесков М.А.

Док. 153532
Опублик.: 19.02.03
Число обращений: 165


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``