В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правительство объявило войну прописке Назад
Правительство объявило войну прописке
`Существующие препятствия в виде прописки и регистрации губительно сказываются на экономике, формировании единого рынка труда на территории страны`, - говорится в проекте программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. Этот документ, разработка которого была инициирована в декабре прошлого года премьер-министром России Михаилом Касьяновым, будет рассмотрен на заседании правительства уже в четверг.

`Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. (2003 - 2005 годы)` была разработана Министерством экономического развития и торговли по указанию премьер-министра России Михаила Касьянова. Впрочем, в самом министерстве предпочитают говорить не о разработке принципиально нового документа, а лишь об `уточнении` уже одобренной правительством `Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу на период 2002 - 2004 годов`. И, хотя, основных различий между этими двумя документами действительно немного, некоторые принципиально новые предложения все же присутствуют. В первую очередь, это формулирование задач административной реформы, а так же пожелания по формированию свободного рынка рабочей силы.

Институт обязательной регистрации, или, как по привычке граждане называют необходимость фиксировать в паспорте место жительства, прописки правительственные экономисты рассматривают как один из основных факторов, сдерживающих экономический рост в стране. При этом они исходят из того, что внутри единого российского государства не должно быть межрегиональных барьеров не только на пути товаров, но и рабочей силы, как главного принципа рыночной экономики. И логика здесь довольно проста. Дело в том, что для предпринимателя абсолютно неважно, в каком регионе проживает тот или иной специалист. Предприниматель должен иметь возможность нанять специалиста на работу в случае, если издержки по его переезду и заработная плата оказывается ниже, нежели найм работника того же профиля, постоянно проживающего рядом с фирмой. Проще говоря, ограничений конкуренции за рабочие места быть не должно ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Якутске с Вологдой. Если единственным фактором конкуренции становится квалификация работника, то эффективность частного бизнеса и экономики в целом при прочих равных условиях возрастает.

Как полагают в Минэкономразвития, в случае ликвидации прописки российским предприятиям будет легче решить одну из основных проблем, сдерживающих рост производства - недостаток квалифицированных специалистов. Таким образом, отмена прописки сама по себе позволяет снизить издержки, ложащиеся на себестоимость конечной продукции. (Под термином `прописка` здесь и далее понимаются любые избыточные административные барьеры на пути свободного перемещения рабочей силы).

Пока же (при наличии разного рода прописок и регистрации) российский рынок труда больше напоминает времена феодальной раздробленности. И милиционер, проверяющий на улицах прописку-регистрацию, больше походит на таможенника, препятствующего свободному движению экономических ресурсов внутри единого государства, и сдерживающего ее экономический рост, нежели на блюстителя правопорядка.

Впрочем, у противников отмены института обязательной регистрации граждан или, хотя бы, его либерализации, найдется достаточно аргументов. В том числе и не имеющих отношение к экономической политике. Например, соображения безопасности, учета перемещений граждан и т.д. Хотя практика показывает неэффективность регистрации `потенциальных террористов`. Оные на законы о прописках и регистрациях либо просто плюют, либо оптом покупают услуги чиновника из системы прописки-регистрации.

Начнет ли правительство реальную борьбу с региональными властями за отмену прописки-регистрации, покажет время. Однако и сам факт обещания бороться с прописочными барьерами (да еще в официальном проекте правительственной программы) дорогого стоит.

Национальная информационная служба Страна.Ru

Док. 153404
Опублик.: 19.02.03
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``