В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Фоменко: `Мы не были готовы к свободе` Назад
Николай Фоменко: `Мы не были готовы к свободе`

Николай Фоменко: `Мы не были готовы к свободе`МАЛО кто знает, что он - петербургский, из интеллигентной семьи (мама - балерина, отец - известнейший ученый) - занимался в детстве по классу скрипки, играл в юношеском театре, пережив там, по его признанию, `восторг и счастье`. Затем после театрального служил в легендарной Александринке. Его учитель Игорь Горбачев прочил ему роль Пушкина (а сыграл Николай в итоге Шарикова), Эльдар Рязанов - князя Мышкина. Сейчас его, Николая ФОМЕНКО, заслуженного артиста РФ, `Аргументы и факты` выдвинули на Госпремию России со спектаклем Театра им. Пушкина `Академия смеха` вместе с постановщиком Романом Козаком и актером Андреем Паниным. Спектакль этот вот уже целый сезон стабильно занимает первые места среди лучших постановок.

- Я ДАЖЕ толком не знаю об этом ничего. Но радует, что спектакль заметили. Маленький такой, камерный спектакль. Хотя мы вовсе не ставили задачу сделать кассовое модное зрелище. Нам хотелось прежде всего показать процесс внутреннего изменения человека.

А награды... Ну, вот я - мастер спорта международного класса по автогонкам, и что, подойду к Шумахеру и вот так и представлюсь, что ли? Смешно. Или в Голливуде, к Роберту Де Ниро: я, мол, заслуженный артист.

- Кстати, Ленин, роль которого вы якобы мечтали сыграть (так Фоменко ответил на вступительных экзаменах в театральный на упреки в картавости. - М. М.), в анкетах в графе `профессия` писал: `журналист`. А вы что бы написали, при вашей-то многоликости?

- Актер. И автомобильный гонщик. И то и другое у меня профессиональное. А все остальное - радио, телевидение, шоу-бизнес - лишь вытекающие, производные из актерской профессии. Я этим зарабатываю деньги.

Борьба с самим собой
- КОГДА-ТО вы `изменили` театру, и не какому-нибудь - Александринскому, уйдя в группу `Секрет`. Зачем?

- Я поступил на курс Игоря Горбачева, четыре года попросту жил в Александринке, надышался ее воздухом, видел тогдашних мэтров, играл на ее сцене... Но да, театру я в итоге изменил. Мы были молоды, нам хотелось другого, молодого, нового театра, эстрадного, мы мечтали создать при группе собственный театр, но все ограничилось одним спектаклем. А к театру я относился и отношусь слишком серьезно, очень выборочно работаю как артист - для меня это дорогое удовольствие.

- В `Академии смеха` вы играете цензора. В прежние времена цензура была чудовищная, давящая творческих людей. Вам это знакомо?

- Это неправда, абсолютнейшая неправда, это мифотворчество. Еще студентами мы поставили и сыграли в спектакле `Что случилось в зоопарке` запретного тогда Олби. Но я не помню, чтобы нас зажимали. Правда, одного из нас выгнали, но его тут же взял на курс Эфрос. Мы играли рок-н-ролл. И что? Ну, заставляли переписывать слова песен, чтобы показать, что худсовет поучаствовал, так это сейчас приобрело просто огромные масштабы и не среди цензоров, а среди продюсеров, тех, кто платит деньги.

На самом деле русский человек, если заглянуть в историю, никогда к свободе и не был готов. В какую эпоху ни ткнись - всегда какая-то энергетическая яма, никакого спокойствия, стабильности, все и всегда пахло достоевщиной какой-то. А уж если речь зашла о цензуре, то она всегда - некое средство объединения нации. Наша цензура вся была `заточена` на пропаганду мифического советского образа жизни. А любая пропаганда направлена на объединение. Сегодня же объединить русских людей можно, по-моему, только силой. Почему так подобострастно относятся к Путину? Потому что от него ждут силы, ударов по голове, закручивания гаек. При этом никто не смотрит в зеркало. Хотя это именно они, 150 миллионов, плюются и писают в подъездах. Это их обычное состояние.

- И все же вернемся к творческим людям и свободе. Здесь-то ведь дело не в плевках в подъездах?

- Понимаете, если человеку скажут: `Делай все, что хочешь - вот тебе деньги, сколько хочешь!` - что, вы думаете, он будет делать? Он растеряется, скорее всего. А вот если поставить перед ним четыре забора, то он их пробьет и взлетит. Я уверен, для того, чтобы создавать нечто, д?олжно преодолевать. Посмотрите сегодня на нашего самого большого режиссера: у него никогда не было бюджета 37,5 млн. долларов, но он снимал очень хорошие фильмы. Теперь они, эти миллионы, появились. И что же он снял? Лубок.

Но самое трудное препятствие в творчестве - борьба с самим собой. Вот это действительно страшно! Когда ты чувствуешь, что не можешь, не выходит, начинаешь искать внешние причины, раздражители. А между тем главный цензор и враг художника - его собственное несовершенство.

`Не плачьте о былом!`
- ВАМ не кажется, что зритель сегодня идет в театр только за модой, ради развлечения?

- Основная масса, конечно, - ради развлечения. Ради ощущения себя как части респектабельного среднего класса. К сожалению, все меньше людей, которые чувствуют театр, нуждаются в нем. И очень жаль, что так легко сегодня зрителя в театре обмануть. Много появилось и в театре и особенно на телевидении того, что не имеет к искусству, к актерству никакого отношения. Грубо говоря, пока я показываю задницу, все нормально, как только перестаю, меня никто не захочет смотреть.

- По идее, вы, питерский интеллигентный человек, должны быть воспитаны и жить по канонам прошлых веков.

- Я очень люблю те золотые времена, но сейчас не надо страдать от невозможности вернуть их - всему свое время. Есть МТV, есть компьютер, и это неплохо. Иной вопрос - необходимо все это `приручить`, превратить в культурный объект. И я уверяю вас, и в этих новейших информационных потоках, и в этих темпах бешеных можно сохранить вечные ценности, понятия, критерии. И, кстати, не стоит идеализировать былые годы. Если вспомнить глубины истории, то, скажем, принципы морали были в разные эпохи очень различные. Бывало, считалось достоинством и умение убивать, и прелюбодействовать. Во мне нет ни ностальгии, ни жалости к прошлому. Такое нынче время - что ж сделаешь?

- Все, что вы делаете, - суперсовременно, азартно, порой на грани экстрима. А чуточку отстраниться? Сделать что-нибудь вовсе не похожее на Фоменко?

- Есть у нас такой культурологический проект, серия телеспектаклей по короткой прозе ХХ века, есть проект и по созданию наших джаз-клубов. Мы ничего на этом не заработаем. Я же не качаю нефть, и пяти миллиардов долларов у меня никогда не будет. Но есть свой финансовый коридор, и я могу себе позволить что-то, необходимое мне и моим детям, и не только моим. Это я не в смысле утопии, а вполне реально.

Док. 153235
Опублик.: 13.02.03
Число обращений: 153


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``