В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.И. Зоркальцева Международной конференции `Православие и социально-нравственные ориентиры общества` Назад
В.И. Зоркальцева Международной конференции `Православие и социально-нравственные ориентиры общества`
Выступление Председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, Президента МАП В.И. Зоркальцева на

Международной конференции `Православие и социально-нравственные ориентиры общества`
(Таллинн, 4 февраля 2003 года).

Ваше Высокопреосвященство митрополит Конелий! Уважаемая Андра Вуйдеманн, уважаемый господин Посол, уважаемый Валерий Аркадьевич, дорогие коллеги, друзья!
Мне доставляет особенную радость видеть вас всех в этом прекрасном зале столицы Эстонской Республики, радушно принимающей участников наших традиционных зимних сессий, организованных Фондом единства православных народов в контексте развития деятельности Межпарламентской Ассамблеи Православия.
Тема нашей нынешней конференции сформулирована на первый взгляд весьма просто. Кажется, достаточно окинуть взглядом богатейший духовный опыт православия, чтобы найти все интересующие нас ответы. Однако истинный смысл предложенной темы гораздо глубже и многогранней, так как затрагивает все пласты жизнедеятельности человеческого социума.
В глубоко содержательном докладе В.А.Алесеева обозначены и в основном раскрыты глубинные проблемы этой темы. Мне хотелось бы остановится на трех вопросах:
- отметить некий плюрализм нравственных позиций в современном мире;
- влияние глобальных процессов на трансформацию морали и нравственности мирового сообщества;
- первичный опыт и перспективы решения этих вопросов в России.
Наверное, большинство собравшихся согласятся со мной, что от правильного решения проблем духовности, определяющих социально-нравственные ориентиры общества, зависит весь характер, весь строй многообразной человеческой деятельности во всех направлениях, по которым сообщество устремляется в будущее.
Поэтому нам крайне важно определить, как же понимается духовная жизнь с точки зрения православия? Как она воздействует на все сферы нашей частной и публичной, личной и общественной, социально-нравственной и государственно-правовой жизни? Дух, по известному выражению одного из классиков, - это цвет материи, а, следовательно, и всего человеческого бытия. И не случайно, говоря о стране, личности, нации, народе, мы всегда стараемся найти именно этот их стержневой духовный элемент.
В наше время, характеризующееся диктатом плюрализма жизни и суждений, мы как-то выхолостили, упростили само определение терминов `духовное` и `нравственное`. Мы знаем о так называемом гуманистическом толковании этих понятий, об их научно-этическом и религиозном понимании. Более того, несмотря на всю их кажущуюся непохожесть, эти направления стремятся выяснить один вопрос, а именно - кого же следует считать `духовно-нравственным человеком`? Ведь только он может быть не прожорливым потребителем сникерсов или бездумным искателем легкой жизни, а социально-значимой личностью, ответственной и перед собой, и перед другими, и перед обществом в целом.
Что же такое сердцевина православной духовности - общественно-значимая нравственность? Что в ней самого ценного и важного? Прежде всего, о чем пишут и патриотические и либеральные авторы, это утверждение, что она представляет собой такой внутренний процесс жизни, при котором человек постепенно начинает видеть свое моральное и духовное несовершенство по сравнению с теми, порой эпохальными, задачами, которые выдвигает перед ним общество. Там, где появляется самодовольство, самолюбование, эгоизм, исчезает основа духовности, превращающей стадо двуногих в социум, способный жить по законам высшей предопределенности. И вот такое видение тщетности усилий одиночки, по-моему, составляет основу православной этики.
Федор Михайлович Достоевский часто произносил: `Смирись, гордый человек!`, как будто объясняя нам сегодняшним, что является первым шагом на пути становления своей совести - смирение и покаяние, когда человек постепенно начинает трезво оценивать себя.
`Возлюби ближнего своего, как самого себя`, - эта Христова заповедь является вершиной православной нравственности. Но как далеко еще наше общество от реализации этого высшего нравственного постулата.
Внимательный взгляд на российскую историю позволяет выделить несколько культурных форм, существенно отличающихся направленностью их действия и эффективностью. Главное отличие между формами заключается как раз в отношении к собственному развитию субъекта и к человеческому сообществу.
Нравственность - это идеал социального поведения. Традиционная народная нравственность существовала уже в глубокой древности. Она выделила два пласта: соборный и авторитарный.
Соборный идеал основывался на абсолютизации отношений, складывающихся в патриархальной семье. Он связан с возможностью определенного ограниченного отступления от первоначального синкретизма, что, однако, не исключает его сохранения на уровне ценностей как утраченного идеала, к которому необходимо вернуться. Эта тоска по синкретизму играет исключительную роль в нравственном облике России.
Соборный идеал открывает крайне ограниченные возможности для роста примитивных форм рынка, их эффективного использования. Он характеризуется стремлением сохранить автаркию труда, образ жизни в рамках локального мира (общины, коллектива, народа), нацеленностью на патерналистские ценности, на их воспроизводство в рамках натуральных отношений, на рассмотрение личного труда как определяемого сакральной значимостью.
    Авторитарный пласт близок к соборному. Но он основан на абсолютизации отцовской формы семьи, главы своего мира. Здесь вектор напряженности охватывает уже все государство. Важнейшая специфика этого идеала, что отличает его от соборного, заключается в том, что он создает возможность формирования связей абстрактного типа, например через деньги, приказы, образованность, законы государства, хотя и не делает этот процесс обязательным.
Для рационалистически утилитарного пласта культуры, как основы социально-нравственных ориентаций в России на протяжении многих веков, характерно ценностное отношение к миру как набору реальных и потенциальных средств. Его развитие включало возникновение абстрактного противопоставления условий и средств. Утилитаризм - свидетельство роста творческого потенциала человека. Он вел к развитию самосознания личности, ее раскрепощению, хотя путь этот противоречивый, не исключающий, скажем, самоотрицания, стремления вернуться к истокам и т.д.
И, наконец, либеральный идеал, господствующий в развитых странах Запада, связан с признанием эффективности как высшей ценности. Он охватывает не только труд, но и все аспекты совершенствования общества в целом. Важнейшим проявлением таких абстрактных форм, присущих обществу либерального типа, являются господствующие в хозяйстве рыночные отношения, закрепление в законодательстве и общепринятых правилах. Либерализм признает высшую ценность личности как источника творческих инноваций, несущую ответственность за воспроизводство мира.
Ясно, что православная нравственность поднимается и над традиционным, и над рационально-утилитаристским, и над либеральным подходами. Человек ценен уже потому, что он человек. Но сохранить свою ценность он может, лишь подчиняя свои индивидуальные устремления высшей справедливости, объединяющей людей в единое целое.
Вот, что для нас должно стать приоритетом, и обращение к нашей истории подтверждает особый, поистине вселенский дух православной нравственности. Возникновение каждой из исторически новых нравственных форм явилось ответом общества на усложнение проблем, стоящих перед народом.
Религиозная традиция является одной из определяющих в формировании социально-нравственной системы убеждений и ценностей. Уклад, тесно переплетенный с бытовыми обычаями народа, с его ментальностью, архетипом определяет фон развития общества, его мотивационную суть. Поэтому мы говорим, что рациональность, воплощенная в западном христианстве, в проекции общественно-нравственной привела к плюрализму, либерализму и рынку, как высшей ценности не только в хозяйственной деятельности, но и в повседневной жизни. В то же время, казалось бы, отстраненный мистицизм Востока привел к коллективным формам в труде, соборности, патриархальной семье, многоступенчатой иерархии общественно значимых запретов, выходящих даже за рамки заповеданных в Новом завете.
Поэтому западный человек как бы сравнивает: `Да, я прелюбодействовал, но я нажил много денег - поэтому попаду в рай`. Православный же христианин исходит из позиции, что грех - это грех, и только покаянием и молитвой возможно его искупление. А понятие греха для верующего человека - основополагающее в нравственной системе. Это граница, черта. Вот и получается, что для современного глобалистически опьяненного западного общества эта черта размыта. Потакая себе, своим слабостям, оно отодвигает ее еще чуть-чуть и еще чуть-чуть. Так рушится система, так исчезают общественные ориентиры нравственности как таковые и остается только личная мораль, практическое воплощение теории Ницше.
Современный западный человек рассмеется вам в лицо, если вы скажете ему, что внебрачные отношения - грех. Если вы скажете ему, что богатство, полученное на торговле акциями, как бы `из воздуха` - на самом деле отчуждено у производителей - рабочих, он станет звать на помощь полисмена, потому, что увидит в вас врага его ЛИЧНЫМ интересам. Диктат личности над обществом - вот что такое современная западная нравственность. А должно быть наоборот.
Неотделима от духовных высот нравственности и православная социально-экономическая этика. Отношение к труду и вознаграждению за него является не только основой хозяйственных отношений, но и в немалой степени формирует мораль человека.
Между тем, нравственный смысл экономической деятельности в современном мире вытесняется экономическим материализмом. Это мировоззрение явилось результатом развития экономических наук за последние два с половиной столетия и приобрело безусловную доминанту уже в середине XIX века, завоевывая умы все большего числа людей. Знаменитый русский мыслитель начала XX века Сергий Булгаков назвал его `воинствующим экономизмом`, который `утверждает хозяйственную природу всей культуры и всего человеческого творчества, ищет хозяйственной подосновы даже для самых высших и, казалось бы, наиболее духовных проявлений жизни`. Торжество либеральных идей под влиянием экономического материализма продвигает в мире интенсивный процесс социально-культурной инверсии. В результате смены шкалы жизненных ценностей в социальных системах большинства стран практически во всех сферах социальной жизни предпочтение отдается экономическому расчету, диктующему не только экономические, но и политические и социальные решения.
Отрадно отметить, что на позициях признания духовно-нравственных начал ведущими в экономических отношениях стояло и большинство участников прошедшего в Москве в декабре прошлого года Всемирного русского собора, сосредоточившегося на обсуждении проблемы труда и веры на том, как относиться верующему человеку к современному гиперэкономическому миру. Ведь глобализация при наличии в ней некоторых прогрессивных моментов ослабляет духовно-нравственные скрепы мирового социума.
Во-первых, современный мир в глобальных масштабах становится все более управляемым. Но это управление осуществляется не в интересах большинства и уж тем более, в меньшей степени, подвержено нравственной цензуре.
Сложившаяся новая глобальная структура такого управления представлена гигантскими транснациональными корпорациями (ТНК), которых сегодня насчитывается около четырех десятков тысяч с двумястами тысячами филиалов, которые владеют примерно 1/3 производственных фондов мира и обеспечивают выпуск 2/5 производимой в мире продукции, контролируют более 4/5 торговли высшими технологиями и 9/10 вывоза капитала. Добавлю, управление мировыми экономическими процессами осуществляется, как правило, минуя национальные органы государственного управления, в интересах ТНК, которые практически не несут никакой социальной, в том числе и духовно-нравственной ответственности ни перед кем в мире, контролируя и распоряжаясь при этом практически большей частью материальных благ на планете и подчиняя себе ее духовность. Это уже не спрут, держащий в своих смертельных щупальцах весь мир, а единая мировая система, уничтожающая каждого, кто хотел бы жить по законам и традициям своих предков или самостоятельно прокладывать новые пути человечеству. Словом, какую музыку эта система закажет, под такую и будет формироваться морально-нравственный облик планеты. Конечно, если не будет создан мощный духовный препон.
Во-вторых, усиливается криминальный характер международного капитала как за счет роста фондовых и валютных спекуляций, ставящих на грань разорения целые регионы мира, так и за счет прямого проникновения в производственную и финансовую сферы преступно нажитого капитала (торговля оружием, наркотиками, людьми и т.п. противоправные операции).
В-третьих, на фоне усиления секуляризации резко возросла возможность технологического влияния на отдельных людей и целые сообщества, что приводит к страшным последствиям для их сознания и падению их нравов. В современном мире в огромных масштабах не только развиваются, но и культивируются такие пороки, как наркомания, сексуальная вседозволенность, жестокость, торговля живыми органами людей, коррупция на всех уровнях национальных и интернациональных иерархических систем, глобальная финансовая преступность, активное насаждение индустриальной маскультуры, превращающей людей в зомби. Более того, в последнее время наблюдается значительный рост противохристианского оккультизма, магизма, мистицизма, колдовства. Даже наших детей повсеместно окружают магические образы западного мира, проникающие через кино, книги и телевидение в виде гарри поттеров и толкиеновских троллей.
По существу, происходит то, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в одной из своих речей назвал ускоренным строительством общемировой системы зла.
Наивно думать, что процесс борьбы за души людей сегодня ослаб и не имеет той остроты, которая была в первые века христианства. Наоборот, концентрация противоречий в духовной сфере нарастает. И выбор экономической модели и социально-экономической системы в целом в этой связи - это один из важнейших приоритетов нравственного развития людей.
О том, что мир может скатиться к своему закату, говорит Священное Писание, об этом предупреждали и предупреждают многие выдающиеся ученые. Ответственность за происходящее несут прежде всего ведущие политики, лидеры крупных стран, от воли и действий которых зависят судьбы планеты. В этой связи постановка и решение задачи построения социальной системы на нравственных началах, способной отодвинуть гибельное развитие событий, - святая обязанность всех, кто осознает грядущую опасность. И здесь идея строительства хозяйства на христианских принципах, созвучных духовным традициям и менталитету основной части населения стран, называющих себя христианскими, представляется не только возможной , но и наиболее продуктивной.
Рассматривая с этих позиций идею построения сакрализируемого христианством общества социальной справедливости и высокой нравственности, следует отметить, что прежде всего она не имеет никакого отношения к глобализму и экономическому материализму. На самом деле это совершенно иная и противоположная задача, решаемая человечеством на протяжении тысячелетий.
Принцип справедливого распределения богатства по труду был заложен в заповеди апостола Павла: `...если кто не хочет трудиться, тот и не ешь` (2 Сол 3:10). Это основополагающая норма согласования интересов личности и общества, ее реализация создает атмосферу примирения и сотрудничества на основе справедливости. Нарушение этой нормы порождает непрерывную социальную напряженность, о чем свидетельствует вся история человечества. Но, к сожалению, еще ни одно общество не смогло реализовать этот апостольский завет. Вплотную к нему приблизилось общество советского типа. Но оно не успело реализовать всех своих возможностей. 70 лет его существования, из которых добрая половина пришлась на войны, преодоление их последствий, и борьбу с глобальным переделом мира, все-таки незначительный исторический срок даже по современным меркам. И если посмотреть на историю социализма в России с позиций конструктивного научного подхода, то можно сказать, что сегодня, на пороге третьего тысячелетия, накоплен гигантский опыт социально-ориентированного строительства нового общества, который может быть использован в интересах дальнейшего позитивного развития человечества. При этом даже отрицательные результаты проведенных экспериментов могли бы позволить избежать многих последующих ошибок.
Можно сказать, что общественное устройство будет справедливым и прочным, если в нем будут гармонично сочетаться коллективное и индивидуальное начала. Ведь и в православии, коллективизм, выражающий справедливость распределения всеобщего блага, и индивидуализм личности, основанный на свободном отказе от части своего богатства и результатов труда в пользу нуждающихся и общества в целом, жертва, отсюда и меценатство - это ли не основополагающий принцип социальной деятельности православной церкви, преследующей высокие нравственные цели?
Для человека, одухотворенного вековыми христианскими истинами, упрощенное деление мира на избранный `золотой` миллиард и многомиллиардную второстепенную массу является не только утопичной, но и вредной конструкцией, которую неизбежно ждет крах. Отсюда с еще большей очевидностью следует внимательнее отнестись к связке экономики, веры и морали в процессе глобализации. То, что готовится сейчас в Ираке, несовместимо не только с нормами мирового права, но и с традициями религиозной нравственности, в следовании которым клянутся те, кто готов безжалостно истреблять мирных граждан, стариков, детей из-за мнимой провинности их лидера.
И последнее. В Комитете Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций готовится законопроект о защите общественной нравственности. Уже сейчас он вызывает большой интерес, развернулись острые дискуссии и споры вокруг его статей и положений, поэтому хочу вас познакомить с его концепцией.
И в Российской империи и в СССР отношения в сфере общественной нравственности и воспитания регулировались с помощью государственных, прежде всего, идеологических институтов. После начала перехода страны на систему рыночной экономики в 1990-ых годах сфера нравственности и морали оказалась, в основном, вне интересов и влияния государства.
Во многом именно этим и объясняется сегодня и низкий уровень национального самосознания и отсутствие гражданского общества: место общественной нравственности стихийно заняла мораль неконтролируемых рыночных отношений, где многое измеряется только экономической выгодой. Однако критерии рыночной пользы не могут быть применимы к душе человека, а от ее состояния в первую очередь зависит стабильность и выживание всего общества. Государство, его законы, вся правовая система существуют в тесной связи с человеческим сознанием, и их устойчивость зависит от этого сознания.
Требуется рациональное осмысление естественных нравственных устоев, чтобы выявить общее позитивное и созидательное начало и состыковать и защитить различные традиции в едином многообразном общественном организме. Предлагаемый закон и призван стать формой такого рационального осмысления, формой сбережения нравственных устоев.
В этой связи, уместно заметить, что видный финансист Дж.Сорос в своей книге четко разделил рыночные и общественные отношения, отводя именно последним высокую гуманитарную роль и резко противопоставляя первым. Он приходит к выводу, что нравственная позиция человека в рационалистических рыночных отношениях является тормозом экономической эффективности. А экономический результат подчас достигается не сообразуясь с морально-нравственной позицией человека. Эта двойственность характерна для современного мира. Категории нравственности все чаще используются в законодательстве Российской Федерации. Так, в статьях 1 и 2 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя и нравственности.
На заседаниях Государственной Думы, в ряде средств массовой информации неоднократно поднимался вопрос об усилении внимания к сохранению устоявшихся моральных ценностей, поиску и использованию различных средств и форм ее зашиты. Она должна осуществляться самыми разнообразными методами, в том числе, прежде всего правовыми. В этом процессе должно участвовать и законодательство, хотя закон не может и не должен подменять собой живую традицию и мораль, его цель - установить общие рамки их охраны и отсеять то, что находится за этими рамками.
Вне этих рамок закон не может предписывать гражданам, как себя вести - это дело нравственных и духовно-религиозных норм. Однако он может сформулировать приоритеты в воспитании подрастающего поколения и всего общества, которые были бы обязательными для исполнения государственными и муниципальными служащими в их служебной деятельности. Правительство может и должно обязать свои министерства и ведомства и их служащих при разработке и составлении учебных дисциплин и программ, при финансировании создания произведений художественного творчества, организации культурно-зрелищных мероприятий, лицензировании издательской деятельности и изготовления аудио- и видеопродукции, на всех государственных каналах радио и телевидения - исходить из требований закона о защите норм общественной нравственности.
Подобная постановка вопроса позволяет избежать нарушения прав человека, принуждения в вопросах мировоззрения, убеждений и личного поведения гражданина. Но одновременно органы государства будут помогать общественному сознанию в желании закрепить положительный исторический опыт: традиции, мораль и поведенческие ориентиры, представления об общем благе, социально-нравственные идеалы. И это уже будет серьезный шаг в направлении нравственного оздоровления и личности, и общества в целом.
Коллеги! Нынешняя встреча еще раз наглядно подтверждает, что Межпарламентская Ассамблея вновь выбрала важнейшую тему мирового сообщества и предлагает свой взгляд, свое видение, и ее значение, и ее разрешение на основе православной этики. Это еще один шаг в нашем продвижении.
Благодарю за внимание.

Док. 153155
Перв. публик.: 12.02.03
Последн. ред.: 15.02.05
Число обращений: 1171

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``