В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Татарский:`Нас нигде не готовят...` Назад
Александр Татарский:`Нас нигде не готовят...`

Александр Татарский:`Нас нигде не готовят...` Александр Татарский - отец Хрюна, мультипликатор
- В одном из своих интервью вы сказали: `Мы обречены показывать свои фильмы друг другу`. Как вы думаете, эта ситуация когда-нибудь изменится?

- Эта ситуация мировая. Но нужно оговориться, какие мультфильмы я имел в виду. Очень условно, конечно, но тем не менее мультфильмы можно разделить на коммерческие и авторские, или фестивальные. И их мы обречены всегда показывать в очень узком кругу, хотя в советское время их телевидение очень часто показывало. Мультфильмы можно было увидеть. Но фестивальный фильм может быть очень коммерческим. Например, `Пластилиновая ворона` или `Падал прошлогодний снег` вполне коммерческие и вполне фестивальные. `Ежик в тумане` Норштейна или мультфильм Назарова `Жил-был пес` и сейчас показывают очень часто. Так что многие сидят на двух стульях. Но это все-таки исключение, а так во всем мире это проблема. Другой вопрос, коммуникации сейчас совершенно другие, есть Интернет, любители могут добраться до этих фильмов в развитой стране. Что касается коммерческих фильмов, то изначально предполагается, что их используют для телевидения или в кинотеатре для очень большой аудитории, фильмы эти как правило отличаются размером. Речь идет о полнометражных фильмах. А тогда я имел в виду авторское кино.

- Как вы относитесь к таким коммерческим проектам, как `Ледниковый период`?

- Очень хорошо отношусь.

- Расскажите, пожалуйста, о Школе новых экранных технологий, почему вы набираете туда учеников, вам выпускников ВГИКа не хватает?

- Школа не действует уже несколько лет, мы сейчас будем набирать. Набирали учеников, потому что нигде в стране не готовят художников-мультипликаторов, если говорить о рисованной мультипликации, потому что есть еще проблема со студией `Пилот-ТВ`, которая делает передачу `Тушите свет`, там вообще уникальное оборудование, там люди на месте все это осваивали. А если говорить о рисованном, то самое дефицитная, сложная профессия - это художник-мультипликатор. Чтобы было совсем понятно - это как актер в игровом кино. Их официально не готовят десятилетия, не годы, а десятилетия! Мы товили прежде всего художников-мультипликаторов, исповедуя ту доктрину, что потом из них, если надо, и хорошие режиссеры получаются, но потом. При том, что это не промежуточная профессия. Не каждый актер должен быть режиссером, это не обязательно. Скажем, Михаил Ульянов не стал великим режиссером, но это и не обязательно, он генерал в своем роде войск.

- Художник-мультипликатор - это тот, который работает над мимикой и движениями персонажа?

- То есть это актер. Из них, из этой среды выходят очень хорошие режиссеры. Если начать вспоминать самых известных режиссеров в стране, то, за исключением одного-двух, выяснится, что все они вышли из первоклассных и опытных мультипликаторов. Во ВГИКе готовят другую профессию, они готовят режиссеров, и это также вопрос их совести и политики, поскольку единственное, чем переполнена наша мультипликация, так это режиссерами. Это как армия, состоящая из одних старших офицеров, но сержантов там нет.

- Очевидно, никто не хочет быть сержантом.

- Потому что неправильно позиционируют. При поступлении во ВГИК закладывают неправильную доктрину, что нужно обязательно стать режиссером - это цель, а если ты не станешь режиссером, то ты неуспешный человек, ты чего-то не достиг. Любой ценой стараются стать режиссером, а это не повод - любой ценой. Режиссер - это не профессия, не звание и не должность, это состояние организма, оно само приходит, режиссера нельзя назначить. А мультипликатора можно сделать, это профессия, это ремесло, а режиссер - это больше чем ремесло. Еще раз повторяю, что нельзя говорить, что сначала был мультипликатор, а потом стал режиссером, это не выше, это параллельно. Никто не сказал, что поэт лучше или хуже, чем прозаик. К разным профессиям нужно иметь разные таланты. Долгие годы первое, что вселяли во вгиковских студентов, это комплекс полноценности. Который потом приводит к обратному комплексу - неполноценности. Я говорю сейчас только о мультипликации. Сегодня менее всего мне нужны режиссеры. Особенно - режиссеры, которые пришли из института. Объясню, почему.

Наша профессия очень мануфактурная, цеховая, как старая английская мануфактура, тут нужны годы практики, может быть, не так много лет, как в моей молодости, потому что сейчас время сжимается по разным причинам, но тем не менее, нужно достаточное время провести в студии, попасть сюда молодым и вариться в этом бульоне. Работать с мастерами, смотреть, как они делают, ругать их за то, что они делают, кричать им `Мы сделаем лучше`, но вариться в бульоне! Пришедшие извне абсолютно вне этой кухни.

- То есть исключительно теория?

- Нет, они делали что-то, но они не работали в студии. Мультипликация - это все-таки коллективная работа, а студенческие работы, они, как правило, индивидуальны. Но нельзя всю жизнь проходить в коротких штанишках, делая фильмы студенческого малобюджетного уровня. Эти люди потом чаще всего оказываются не готовы работать в коллективе, они абсолютно `человек-оркестр`. Поскольку ВГИК - институт бедный, и денег им дают пять копеек на кино, то они привыкли делать на коленке чего-то там абсолютно сами, и у них есть комплекс, что `я все от начала до конца должен сделать сам`. Когда оказывается, что это будет делать кто-то другой, а этот кто-то скажет, как это надо делать и надо послушаться, они к этому психологически не готовы. Они не очень пополняют ряды мультипликаторов.

- И вы сейчас хотите набирать учеников?

- Да. Мы готовим, скажу нескромно, суперхорошо, просто супер. Но ситуация следующая, печальная и банальная - подавляющее количество моих учеников живут и работают за границей. От этого они счастливы, и их хлопают по плечу и спрашивают, кто это вас так здорово научил? Мне это должно быть очень приятно, но мы их готовили для своей студии, а не для венгерской или американской. Как сказал мой деловой партнер, получается, что мы обогреваем Вселенную.

- А Алексей Харитиди, автор мультфильма `Гагарин`, который премию в Каннах получил, тоже, кажется, ваш ученик?

- В какой-то степени. Он учился на Высших режиссерских курсах дважды, сначала как мультипликатор, потом как режиссер. Когда он учился на мультипликатора, я был за ним закреплен как педагог, вторым педагогом у него был Эдуард Назаров. Потом я был у него худруком на фильме `Гагарин`, и этот фильм был сделан на личные деньги мои и моего партнера.

- А где Алексей сейчас?

- В Канаде. И такой же ответ последует на любые ваши другие вопросы. Мы потеряли... утечка чудовищная. Когда уезжают хоккеисты, тоже их как-то жалко для нашего хоккея, но это массовая игра, миллионы мальчишек играют, и есть надежда, что все время появляются новые. А мультипликаторы... Мы теперь друг друга знаем просто в лицо, очень маленькая популяция. Знаете, как бизоны какие-нибудь редкие - если их убрать несколько, они перестают размножаться, начинает нарушаться популяция. Мы все время на грани этого.

- Я поражена поступком Александра Петрова, получившего премию `Оскар` за мультфильм `Русалка`, который вернулся обратно в Ярославль.

- Он так устроен, но он исключение.




KMNews.Ru

Док. 153023
Опублик.: 06.02.03
Число обращений: 194


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``