В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Орлова-государственная актриса в `Сомнительном` окружении Назад
Любовь Орлова-государственная актриса в `Сомнительном` окружении

Любовь Орлова-государственная актриса в `Сомнительном` окруженииКиновечер. Автор и ведущий- кинорежисёр Марк Айзенберг

`Небольшое контрреволюционное гнездо`. Все её мужщины. Продолжение `цирка`. Красное лицо Утёсова в ` Весёлых ребятах`. Секрет вечной молодости. Фильмы, которые она положила на полку.
Фрагменты из запрещённого фильма `Скворец и Лира` и других художественных картина.
Киновикторина: `Знаете ли вы кино?`

Из биографии звезды советского кинематографа актрисы Любови Орловой

Любовь Орлова была настоящей примой и звездой советского кино 30-40 годов. Она была любимой актрисой Сталина и той, которую любили, обожали и боготворили миллионы советских зрителей. Орлова была символом той эпохи и сама своим искусством в огромной степени определяла эту эпоху. Ее часто сравнивают с Марлен Дитрих, появление которой на экране было столь же символичным и знаковым для тех лет.

Сходство между ними - ровесницами - не только общее. Так же как и Дитрих `сделал` для памяти поколений, ее возлюбленный, режиссер Штернберг, так и Орлову для зрителей тех лет и последующих поколений сотворил ее муж - Григорий Александров. Кстати, именно он заставил Орлову покраситься в блондинку, ведь от природы она была шатенка.

ПРЕДСКАЗАНИЕ

Когда Любовь Орлова была еще совсем маленькой, она участвовала в семейном спектакле, на котором случайно оказался Федор Иванович Шаляпин. Рассказывают, что Шаляпин был в таком восторге от игры семилетней Орловой, что после представления произнес замечательную фразу:
- Поверьте моему чутью, эта девчушка будет великой актрисой!
И чутье не подвело знаменитого певца.

НАЧАЛО

Любовь Орлова вспоминает:
`Работа в театре не приносила мне полного удовлетворения, и я все время мечтала о кино. Я попыталась осуществить свою мечту - сняться в фильме и отправилась на киностудию. Там попала в длинную очередь претенденток на роль в очередной картине. Наконец оказалась перед режиссером - человеком со взглядом решительным и суровым. Когда он поглядел на меня беспощадным; профессиональным взором, я почувствовала себя как бы сплюснутой между предметными стеклами микроскопа.
- Что это у вас? - строго спросил режиссер, показывая на мой нос.
- Родинка, - пролепетала я.
- Не годится! - решительно сказал режиссер.
- Но ведь... - попыталась я возразить. Однако он перебил меня:
- Знаю, знаю! Вы играете в театре, и родинка вам не мешает. Кино - это не театр. В кино мешает все. Это надо понимать!
Я поняла лишь одно: в кино мне не сниматься, а потому надо поскорее убраться из студии и больше здесь никогда не показываться. Я дала себе клятву именно так и поступить`.
Хорошо, что женщины почти никогда не исполняют своих клятв!

КОРРИДА

Молодая актриса, закончившая консерваторию как пианистка, уже в начале 30-х блистала на театральной сцене. Однако настоящую славу и популярность Орловой принес звуковой кинематограф и фильм `Веселые ребята` - ей тогда было 34 года.

В `Веселых ребятах` была предусмотрена сцена, в которой Утесов укрощает разъяренного быка, вскочив ему на спину. Взглянув на мощное животное, Утесов наотрез отказался от роли `укротителя`. Но эпизод был все-таки нужен, и его переписали для Орловой. Ее долго уговаривали, она в конце концов отважилась и прыгнула на спину быка. Бык, естественно, `возмутился` и сбросил актрису - хорошо не затоптал и не поднял на рога. Но после этого эпизода Орловой пришлось больше месяца пролежать в больнице.

ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

Как это часто случалось с хорошими картинами, `Веселые ребята` были поначалу запрещены. Нарком просвещения и начальник Отдела пропаганды ЦК зарубили фильм на корню. Фильм был назван `хулиганским и контрреволюционным`. Но опять-таки помог случай. Фильм посмотрел Максим Горький и порекомендовал его Сталину. Сталин после просмотра выразился так: `Посмотрел, точно в отпуске побывал...`

Других рецензий не требовалось, и все цензурные преграды были отменены. После `Веселых ребят` на экраны одна за другой выходили картины с участием Орловой: `Цирк`, `Волга-Волга`, `Светлый путь`. За две последние картины она была удостоена Сталинской премии.

НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ СВИДАНИЕ

Первый муж Орловой Андрей Берзин во время политических разборок тех лет был арестован, несколько лет сидел, и вестей от него не было никаких. На одном из приемов в Кремле Сталин, которому актриса очень приглянулась и который находился в тот момент в прекрасном расположении духа, подошел к ней и произнес поистине царскую фразу:

- Выполню любое ваше пожелание, любую просьбу...

Обычно в таких случаях люди стараются выхлопотать себе какие-нибудь материальные блага, просят квартиру, премию, дачу, награду и прочее.

Но Любовь Орлова попросила Сталина о том, чтобы ей помогли узнать о судьбе мужа, а если возможно, то и встретиться с ним. Сталин был удивлен, но виду не подал. Спустя некоторое время с ней связался чин НКВД и сообщил, что муж ее жив, находится в одном из северных лагерей и она, если пожелает, может воссоединиться с ним. Разумеется, в лагере.

БЕЗ ПОЦЕЛУЕВ

Конечно, про любого знаменитого человека всегда ходит множество сплетен. О его привычках, к примеру, или о пороках, о любовных связях. Злые языки всегда найдут тему для пересудов. Но никаких сплетен об амурных похождениях Орловой не возникало. Более того, внимательные зрители отметили тот удивительный и редчайший в киноискусстве факт, что ни в одном фильме героини Любови Орловой не целуются!

КАДРОВЫЙ ВОПРОС

Как-то на одном из приемов Любовь Орлова заметила, что около ее мужа Александрова все время крутится какая-то молодая хорошенькая блондинка. К концу вечера они познакомились.
-Я новая ассистентка режиссера Г. А. Александрова, - представилась блондинка.
- Бывшая ассистентка, - жестко поправила Орлова.

ОБОРОНА МОСКВЫ

В октябре, когда немцы были уже под Москвой, в городе начиналась паника. И тогда градоначальникам пришла в голову отличная мысль. Они распечатали огромные афиши с портретом Орловой и анонсом ее предстоящих в Москве выступлений. Разумеется, это была не главная причина того, что паника в городе прекратилась, но многих граждан такое объявление, конечно, успокоило: ведь если назначены концерты, то, стало быть, положение не настолько ужасное.

После окончания Второй мировой войны был снят фильм `Весна`, который шел не только в СССР, но и за границей. Картина даже демонстрировалась на фестивале в Венеции, и Орлова получила специальный приз за исполнение лучшей женской роли. Эту награду она разделила с Ингрид Бергман.

На сцене

Однако уже в середине 40-х Орлова почувствовала, что ее время в кинематографе проходит и пошла работать в театр им. Моссовета. Все попытки Александрова вернуть Орлову в кино оканчивались неудачей. А за 30-лет работы на этой сцене она сыграла совсем мало ролей - не более десятка.

Последние годы она тяжело болела. У нее обнаружили рак, однако сама Орлова не хотела в это верить, а Александров делал вид, что ничего страшного не происходит. Как и Марлен Дитрих, Орлова боялась своего возраста, боролась с его проявлениями и тщательно его скрывала.

Однако в истории советского кино она останется, пожалуй, самой женственной, самой красивой и обаятельной актрисой предвоенной поры.

Фильмография
Скворец и Лира (1974)
Мусоргский (1950)
Весна (1947)
Светлый путь (1940)
Ошибка инженера Кочина (1939)
Волга - Волга (1938)
Цирк (1936)
Веселые ребята (1934)

Док. 152633
Опублик.: 29.01.03
Число обращений: 374


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``