В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
И вечный Гайдай впереди Назад
И вечный Гайдай впереди

И вечный Гайдай впередиПатриарха российской комедии короновали при жизни

МОСФИЛЬМ
Говорят, что смех и юмор продлевают жизнь смеющемуся и укорачивают тому, кто шутит. Подсчитать, скольким людям комедии Леонида Гайдая подарили минуты радости, абсолютно нереально. Он ушел, а его фильмы смотрятся и поныне.
30 января Гайдаю исполнилось бы 80 лет. И это не единственная круглая дата, связанная с его именем. Ровно 30 лет назад на экраны страны вышла знаменитейшая комедия, снятая по мотивам булгаковской повести, - `Иван Васильевич меняет профессию`. Когда работа над фильмом близилась к концу, режиссеру стукнуло 50. Тогда съемочная группа преподнесла ему сценическую шапку Мономаха, признав таким образом Гайдая еще при жизни действительным патриархом российской комедии.
`Гайдай хотел снять двух львов, но остановился на Христе`

- Еще ни одна экскурсия не прошла без вопроса: а здесь ли снимался фильм `Иван Васильевич меняет профессию`? - рассказывает Наталья Шарабудинова, экскурсовод государственного музея-заповедника `Ростовский кремль`.
Именно на территории Ростовского кремля и были сняты многие сцены из знаменитого фильма. Для посетителей архитектурного раритета музейщики даже организовали небольшой аттракцион. Всего за 20 рублей вы можете запечатлеться на фото в костюме, скажем, Марфы Васильевны или еще какого-нибудь киношного персонажа. В кремле для этих целей имеется целая коллекция платьев. Развлечение пользуется спросом.
- Наш кремль снимали часто. Светился он в фильмах: `Братья Карамазовы`, `Трактир на Пятницкой`, `33`, `Семь стариков и одна девушка`, но спрашивают только про `Ивана Васильевича`, - продолжает Наталья.
Еще в советские времена музей делил территорию с международным молодежным туристическим центром `Спутник`. Как вспоминают сами ростовчане, даже для них путь в кремль тогда был закрыт. Одним из развлечений `прошлой` жизни музея был просмотр кинолент. Николай Малов - ныне электрик, а в прошлом киномеханик - трудится в кремле с 73-го года. Он показывал ленту `Иван Васильевич` каждому заезду, даже однодневному. Как он говорит, затер аж две пленки. Сейчас в работе третья по счету, да и та свой век доживает.
Малова с этой картиной связывают и личные воспоминания. Он, как и многие ростовчане, участвовал в массовых съемках. Горожане до сих пор с гордостью показывают себя на экране. За пять рублей в день киномеханик играл одного из опричников государя, собравшихся на Соборной площади. Лошадей и пушки привезли из столицы. Как вспоминает старший научный сотрудник музея Вера Кривоносова, вместе с подругами она часто ходила тогда на площадь:
- У нас голова шла кругом. Весь день только и слышно - `Маруся от счастья слезы льет`. То песня на полную громкость звучит, то голос Гайдая из рупора раздается. Он от актеров требовал в такт музыке подпевать. А то звонари играть начинали. Им задача досталась не из легких - подобрать мелодию `Подмосковные вечера`, но они справились.
Войско государево состояло не только из самих ростовчан, но и из настоящих служивых. Рядом располагалась военная часть. Солдат с самого утра обряжали в костюмы и прямо строем вели к кремлевским палатам.
- Для достоверности было необходимо много грязи, - говорит Алевтина Зякина, одна из хранительниц музейного фонда. Она помнит, как Гайдаю удалось договориться с руководством горисполкома, и они дали `добро` на ввоз настоящей грязи, как положено, с камнями, с дерном. Ее доставили в несколько заходов, привозили на грузовиках.
Алевтина Ивановна - одна из немногих, кому удалось пообщаться лично с Гайдаем. Она помогала режиссеру выбирать в музейном хранилище утварь, которую потом можно было бы использовать в работе. У Леонида Иовича сразу была задумка с эпизодом, где Яковлев, прячась, садится напротив скульптуры.
- Это деревянная скульптура XIX века, именуемая `Христос в темнице`, из Белой палаты, - рассказывает Алевтина Ивановна, - Гайдай пробовал несколько скульптур. Брал сначала двух львов, но в итоге остановился на Христе.

Никулина нашли мертвым на съемках `Бриллиантовой руки`

У фильмов Гайдая в эти дни еще одна знаменательная дата. Тридцать пять лет исполняется культовой комедии `Бриллиантовая рука`.
- Юрий Никулин был одним из любимых актеров Гайдая, - вспоминает жена режиссера Нина Гребешкова.
- Надо честно признать, что на 70-80 процентов своей популярности в кино мой отец обязан именно Гайдаю, - говорит Никулин-младший.
Максиму Никулину Гайдай запомнился как человек, который редко смеялся.
- Он мне отдаленно напоминал Вуди Аллена. Леонид Иович редко смеялся над анекдотами. Мне кажется, что он думал над тем, как что-то сделать смешным, а не над тем, как это смешно.
Первая и единственная роль в кино Максима Никулина была именно у Гайдая. Он сыграл мальчика, которого пинком скидывает в воду Андрей Миронов.
- Тогда у меня были каникулы, и появилась возможность провести их на морском побережье. А здесь Гайдаю как раз понадобился мальчик, - вспоминает Никулин-младший. - А так как актером я был плохеньким, то испортил несколько дублей: падал еще до пинка. В итоге, чтобы хоть что-то получилось, Миронову пришлось пнуть меня неожиданно и по-настоящему. Я тогда очень обиделся. Зато дубль все-таки удался.
Работали в Адлере, а жили в местной гостинице `Горизонт`, в подвале которой отвели место под костюмерную и реквизиты. Там хранился `двойник` отца, сделанный из папье-маше. Его предполагалось сбрасывать с высоты пятисот метров при съемке эпизода, где Семен Семенович выпадает из багажника подвешенного к вертолету `Москвича`. Чтобы фигура не пылилась, ее прикрыли простыней. Однажды любопытная уборщица, подметая подвал, приподняла простыню и... обнаружила тело артиста Никулина. С диким воплем уборщица бросилась прочь. Через час о смерти отца знали уже не только в Адлере, но и в других городах страны. Получилось почти по Марку Твену - `слухи о моей смерти сильно преувеличены`. Отцу пришлось звонить бабушке, близким людям и уверять их в обратном.
На съемках `Бриллиантовой руки` пришлось серьезно потрудиться и гримерам.
- Было очень жарко, и грим приходилось освежать гораздо чаще обычного, - рассказывает Мария Чиглякова, художник-гример ленты. - Так, например, Нонну Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в `Бриллиантовой руке`. Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова никогда не делала коротких стрижек. Для создания образа женщины-вамп тоже понадобились искусственные волосы. У Светличной, наоборот, тогда были короткие волосы. Для нее сделали шиньон. Что касается макияжа, то он соответствует тогдашней моде - длинные ресницы и большие глаза. Потребовались небольшие изменения и Никулину - закрашивали седые волосы.
Еще один из любимых актеров Леонида Гайдая - это Михаил Пуговкин. Он снялся подряд в шести его фильмах: `Операция `Ы` и другие приключения Шурика`, `Не может быть`, `Иван Васильевич меняет профессию`, `За спичками`, `12 стульев`, `Спортлото-82`.
- Запомнилась роль отца Федора в `Двенадцати стульях`, - рассказывает Пуговкин. - У меня были настоящие ряса и крест - ну точно батюшка, который был у нас в деревне. Приготовились снимать. Я подошел к Гайдаю и говорю: `От этой роли у меня спина холодеет. Я человек верующий...` Леонид Иович в ответ: `И я тоже. Давайте перекрестимся и будем снимать`.
Мать у меня была неграмотная женщина. Когда я спросил ее совета, она сказала: `А что твой герой там будет делать?` - `Он за бриллиантами гоняется`. - `А Бога это не касается?` - `Нет`. - `Тогда играй спокойно`.
На картине не обошлось и без профессионального травматизма:
- Помните тот момент, когда отец Федор рубит стулья? По сценарию было необходимо учинить расправу над стульями обязательно в шторм. Ждали морского волнения долго. Стулья были невероятно тяжелые. Разрубить стул топором по-настоящему я не смог. Шесть часов рубил. В итоге меня так просифонило, что болел потом несколько месяцев, а руку и вовсе парализовало.

`Большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь носить на руках!`

То были стулья из гарнитура генеральши Поповой, а вот часть гарнитура из наследства г-на Воробьянинова все-таки уцелела. Четыре стула из этого набора теперь стоят в рабочем кабинете Гайдая в его квартире. Его супруга Нина Гребешкова с особой теплотой и нежностью хранит и бережет все фотографии и вещи, связанные с ее мужем:
- Я очень счастливый человек. И за что мне бог послал такого мужа! Леня - это настоящий подарок судьбы. Когда мы познакомились, мне было лет 18. Леня старше меня на восемь лет. Мы вместе учились. Будущие режиссеры должны были ставить отрывки, а нас, будущих актеров, использовать в качестве `подопытных кроликов`. Почти все режиссеры - фронтовики, с нашей точки зрения, великовозрастные, а мы только-только после школы. Гайдай взял меня к себе в отрывок. На одну из ролей из бальзаковского `Отца Горио`. Да еще на какую - сыграть женщину-вамп! Ну какая я женщина-вамп? Это уже потом я поняла, что он видел меня не такой, какая я была. Как вам это объяснить? Помните, уже позже в его картине: Лида в глазах Шурика плывет, а другой, обычный человек говорит: да это же Лидка с параллельного потока. Вот Леня смотрел на меня глазами Шурика.
- И как дальше развивались ваши отношения?
- Я жила на Арбате, а ВГИК располагается на территории сельскохозяйственной выставки. Меня почти всегда до дому кто-нибудь да провожал - занятия заканчивались поздно. Как-то предложил проводить меня и Леня. И вот он начал меня провожать каждый вечер. Мы выходили из ВГИКа и до моего дома шли пешком. Он старался, чтобы отношения развивались не на виду. Тогда Леня произвел на меня впечатление человека, умеющего рассказывать. Он вспоминал и про войну, и про свой Иркутск... Проходит несколько дней, и вдруг я узнаю, что он вот уже несколько дней подряд ночует на вокзале! Он ведь после всех этих провожаний уже не успевал на электричку.
- А каким было предложение руки и сердца?
- Он говорит - с таким свойственным только ему чувством юмора: `Ну что мы с тобой все ходим и ходим, давай поженимся!` И я это восприняла как очередную шутку. `Да ты что, Леня, - говорю, - ты такой длинный, а я такая маленькая. Будем, как Пат и Паташенок!` А он мне: `Ну, знаешь, Нинок, большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь на руках носить!`
Предложения руки и сердца были и до Гайдая. Но `да` я ответила только ему. Помню, как я сообщила маме, что я выхожу замуж. За кого? За Гайдая. Она его знала. У нас бывали все сокурсники, в том числе и он. Мама спросила: `Почему за Гайдая? Ты, что, не видишь у него недостатков?` - `Они есть у каждого`, - ответила я. `Если ты сможешь всю жизнь мириться с его недостатками, то выходи. Но если ты собираешься его перевоспитывать, напрасно потеряешь время`. Мама была очень мудрая.
- Свадьба была шумная, студенческая?
- Свадьба была у нас в коммуналке на Арбате. Сели, поели, покричали `горько!`. Жить было негде. Родители поставили шкаф - отгородили нас. И мы жили за шкафом. Однажды по молодости лет я у него спросила: `Лень, ты меня любишь?` Он вытаращил глаза: `А разве об этом надо говорить?!`
- Когда все-таки случился тот момент, когда Гайдай-муж стал для вас Гайдаем-начальником?
- Мои товарищи актеры часто спрашивали: почему ты не снимаешься у мужа? А у него вначале не было женских ролей - `Пес Барбос`, `Самогонщики`, `Деловые люди`. Первая моя роль - врач в `Кавказской пленнице`.
Я сыграла у него всего в девяти фильмах. Хотя можно сказать, что косвенным образом я поучаствовала и в других его картинах. Многие крылатые фразы появились на свет именно в нашей квартире. Помню, как работали над сценарием `Операция `Ы` и другие приключения Шурика`. Яков Костюковский, один из соавторов, таким обстоятельным тоном спросил: `Бывает ли у вас так, что вы приходите в дом, знаете, что вы тут никогда не были, а у вас стойкое ощущение, что вы уже тут были?` А у меня обед подгорает на кухне. Я отвечаю: `Яша, я всегда знаю, с кем я, где и когда` и убегаю. Они хохочут и записывают эту реплику.
- Вообще, для Лени отношения с людьми в работе занимали одно из главенствующих мест. Он должен был чувствовать природу человека, - добавляет Нина Павловна. - Так, в последнее время Леня очень сдружился с Димой Харатьяном. Тот исполнял главные роли в его фильмах.

`Честерфилд` к памятнику

Дмитрий Харатьян охотно вспоминает про работу с Гайдаем.
- Картины Гайдая я знал и любил с детства. И надо же было такому случиться - я познакомился с Гайдаем, да еще снялся в его кинокартинах! Я помню тот день, когда зашел к нему в кабинет. Мне всегда казалось, что Леонид Гайдай - это искрящийся юмором, сыплющий анекдотами и афоризмами человек. А это оказался довольно пожилой, сухощавый, сутуловатый мужчина в очках. Трогательный и беззащитный. И это как-то сразу расположило меня к нему. Леонид Иович был очень корректным человеком и называл меня исключительно по имени-отчеству - Дмитрий Вадимович, что мне очень льстило.
- У Леонида Иовича была одна страсть - это азартные игры. Особенно однорукие бандиты, - добавляет Харатьян. - Если помните фильм `На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди`, там есть такой эпизод, который снимался в Атлантик-Сити: из казино выносят такого безумного старичка, который оторвал ручку у однорукого бандита. Его выносят полицейские, а он все продолжает дергать эту ручку. Гайдай как бы сыграл в этом фильме сам себя.
Дважды в год, а именно 19 ноября, в день смерти, и 30 января, в день его рождения, близкие Леонида Гайдая приходят на кладбище, к памятнику. Памятник очень необычный - состоит из двух столбиков, сделанных из черного мрамора. Один из них символичен - это часовня. Она высотою один метр 85 сантиметров. Сверху бронзовый крестик. Прошлой осенью вандалы отломили его. Родные сделали новый. Столбик-часовня соединен с другим, высотою в один метр 55 сантиметров, старой кинопленкой. В одном кадре шапка Мономаха, в другом - собака, в третьем - волны. Как объяснила Нина Павловна, шапка Мономаха потому, что он патриарх русской комедии, собака - это пес Барбос, и сам Гайдай родился в год Собаки, а волны - потому что Леонид Иович Водолей.
Всем Гайдай запомнился как человек, почти никогда не расстававшийся с сигаретой. На каждый день рождения Дмитрий Харатьян преподносил Гайдаю блок `Честерфилда`. Продолжает Дмитрий эту традицию и сейчас. Два раза в год на могилке Леонида Иовича появляется пачка именно этих сигарет. Появится `Честерфилд` около памятника и 30 января.


`Московский Комсомолец`
от 29.01.2003

Док. 152544
Опублик.: 29.01.03
Число обращений: 163


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``