В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Из России - с иском Назад
Из России - с иском

Из России - с искомПо мнению Анатолия КОВЛЕРА - судьи, избранного от РФ в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, - наша страна уже стала одним из наиболее крупных клиентов Евросуда

- В чем особенность жалоб в Европейский суд наших граждан? О чем они пишут, чего хотят добиться? И вообще много ли жалуются?
- За последние два года поток жалоб из России стабилизировался: в 2001-м - 4265, в прошлом году - 4565. В основном это жалобы и претензии по имущественным правам: пенсии, невыплаты зарплаты... Частично речь идет о гражданских правах - например, о праве на личную жизнь. Может быть, вы удивитесь, но чисто политические дела можно сосчитать по пальцам.

Увеличился поток обращений, связанных с условиями в СИЗО и местах лишения свободы. Может быть, это обусловлено решением Страсбургского суда по делу Калашникова. (В жалобе Валерия Калашникова, которую он направил в 1998 году из камеры Магаданского СИЗО, говорилось о нечеловеческих условиях содержания в этом следственном изоляторе. 15 июля 2002 года суд обязал власти России выплатить Калашникову 8 тысяч евро: 5 тысяч - компенсация за моральный ущерб, 3 тысячи - возмещение судебных издержек. - Ред.) Впрочем, после того как решения об аресте подозреваемых перешли от следственных органов в компетенцию судов, число находящихся в предварительном заключении значительно уменьшилось. Соответственно, стал меньше и поток жалоб.

Наблюдается рост обращений по вопросу о праве граждан на альтернативную гражданскую службу - таких дел у нас уже несколько десятков. Но в основном запросы можно определить как социально-экономические.

- Какой процент дел в итоге доходит до судей и сколько `заворачивается` европейскими чиновниками?

- В прошлом году 86 процентов жалоб были признаны неприемлемыми. Это данные по 41 стране, на которые распространяется компетенция суда. По России этот процент был еще выше; сейчас он понижается. Из жалоб, присланных в прошлом и текущем годах, около 600 имеют шансы быть рассмотренными по существу.

- Много ли обращений поступает из Чечни?

- За четыре года - около 120 жалоб. Отмечу, что за это время нам уже написали из всех восьмидесяти девяти регионов Российской Федерации; так что Чечня не является исключением. Около 20 жалоб из Чечни уже признаны судом неприемлемыми. Они касались получения компенсаций за разрушенное жилье, возврата вкладов в чеченских отделениях Сбербанка. Какие-то жалобы были разрешены на национальном уровне, по остальным ведется работа. Шесть дел на днях приняты к рассмотрению. Это те, по которым суд послал запросы в российские инстанции еще в июле 2000 года.

- Велик ли процент `русских дел` по отношению ко всем остальным?

- В прошлом году было около 11 процентов. Мы делим места со второго по четвертое с Италией и Польшей. После нас - Франция. А первенство - за Турцией: оттуда приходит около 16 процентов всех дел.

- Как вообще чиновники Европейского суда относятся к запросам из России?

- Самым благожелательным образом. Учитывая, что Россия является одним из самых крупных клиентов, в Страсбурге даже нашли возможность немного сократить сроки рассмотрения жалоб, чтобы помочь большему числу людей. Но это еще связано и с тем, что по-ударному работают юристы, которые занимаются российскими делами.

- Наши граждане, проживающие за рубежом, обращаются в Европейский суд?

- Естественно. Право любого гражданина, который считает, что какое-либо европейское государство нарушило его права, жаловаться на это государство. В основном эти жалобы касаются процесса натурализации, предоставления вида на жительство. Впрочем, такие случаи для нас не редкость. Европа - открытый дом, так что жалобы француза на Австрию или немца на Грецию - обычное дело.

- Что кажется особенно сложным в работе для вас, российского судьи?

- Конечно, поток жалоб. Хоть я и не являюсь докладчиком по большинству дел, но если дело рассматривается в какой-либо палате, то национальный судья должен присутствовать. Вот я и бегаю из палаты в палату вместе с поляком, турком, итальянцем и французом. Для нас - судей из пяти стран, особо часто фигурирующих в делах, - существует особый график.

Есть и еще одна проблема: наши граждане не всегда соблюдают процессуальные требования. Сказывается нехватка грамотной юридической помощи. Поэтому иногда при наличии огромного букета нарушений суд вынужден отказывать в рассмотрении дела по формальным основаниям. С моральной точки зрения очень тяжело подписывать отказы по этим делам. Но что делать? Приходится соблюдать формальные требования процедуры.

Док. 152433
Опублик.: 27.01.03
Число обращений: 150


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``