Не рановато ли смеешься, Гарри?
Завтра в Нью-Йорке грянет новая схватка человека и машины. Сильнейший (по рейтингу ФИДЕ) шахматист планеты Гарри Каспаров встречается с трехкратным чемпионом мира среди компьютеров израильской программой Deep Junior. Соперники сыграют шесть партий и разделят приз в 1 миллион долларов.
- Почему местом проведения поединка был выбран Нью-Йорк, а не, скажем, Элиста? - спросил я прибывшего на матч президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова.
- Потому что в 1997 году Гарри проиграл тут свой матч компьютеру Deep Blue. Стало быть, реванш тоже надо брать здесь, - ответил Кирсан. Сидевший рядом Каспаров согласно закивал головой.
- Гарри, но ведь противостоящая вам компьютерная программа еще мощнее монстра Deep Blue, которому вы уступили в мае 1997-го...
- Да, Deep Blue просчитывал больше 2 миллионов ходов в секунду. Deep Junior анализирует за это же время 3 миллиона ходов и порой демонстрирует элементы человеческого интеллекта. Но я играю с машинами с 1989 года. На нашей стороне опыт, в том числе и негативный.
- Что вы имеете в виду?
- Deep Blue был просто ящиком, о котором заранее мы ничего не могли знать. Поэтому и никакой подготовки к тому матчу не могло быть. Теперь у меня была возможность выработать стратегию. В двух моментах того матча я заподозрил вмешательство человека в действия машины. Но ничего нельзя было проверить - ящик охраняли, данные компьютера засекречены, вскоре после матча IBM объявила, что программы больше не существует.
- Вы уверены, что подобная ситуация не повторится сейчас?
- С 2001 года ФИДЕ взяла подобные матчи под свою опеку, разработаны цивилизованные правила, ни у кого нет преимуществ, есть авторитетный и независимый арбитр. Все как у людей.
- Какие качества потребуются от вас для победы в этом поединке?
- Величайшая концентрация. Напряжение подобных матчей беспрецедентно. Компьютер может допускать маленькие неточности, но он никогда не прощает ошибок.
- Доставляет ли вам удовольствие игра с компьютером?
- Нет, скорее это вызов.
- Как долго еще шахматисты смогут соперничать с непрерывно совершенствующимися компьютерами?
- На пару поколений игроков в шахматы этого хватит. Со временем, конечно, триумфом человеческого мозга будет рассматриваться и одна победа в 10 партиях с компьютером. Потому что шахматист никогда не может играть в полную силу все партии.
Монетка, подброшенная арбитром матча Гертом Гийссеном, оставила право выбора цвета фигур в первой партии за программой Deep Junior. Ее создатели объявили, что компьютер предпочитает начать матч черными.
Андрей КАБАННИКОВ. (Наш соб. корр.). Вашингтон.
Док. 152418 Опублик.: 27.01.03 Число обращений: 120
|