В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.И.Зоркальцев `Духовное единение` Назад
В.И.Зоркальцев `Духовное единение`
В.И.ЗОРКАЛЬЦЕВ
Духовное единение

Русская Православная Церковь
была и будет оставаться силой,
способствующей становлению
национального духа России,
созидающей ее духовную культуру,
заботящейся о ее единстве и
целостности.

Патриарх Московский и всея Руси

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга задумана давно. Первоначально предполагалось подготовить её к пятилетию ЕМАП - Европейской Межпарламент-ской Ассамблеи Православия, то есть к 1998 г. Но жизнь развора-чивалась так стремительно, внося коррективы в устоявшиеся кон-цепции и идеи, что пришлось отодвинуть издание, чтобы отобразить в нем и тот богатейший идейный багаж, который был накоплен Дви-жением православных парламентариев в следующем пятилетие. В результате объем и проблематика книги расширились до масшта-бов, заставивших автора разместить весь обобщенный материал в двух частях, выходящих самостоятельно.
В первой части `Православный мир и духовное единство на-родов` подведены итоги десятилетней деятельности ЕМАП, рас-крыты коренные проблемы жизни православных народов, их тради-ции и современный опыт, охарактеризованы усилия по сохранению единства православного мира и его интеграции в рамках объеди-няющейся Европы, проанализированы тенденции и перспективы развития православного ареала в глобальных масштабах, просле-жено взаимодействие этой вселенской конфессии с другими рели-гиями и общественными институтами, как национальными, так и международными, выявлены закономерности процесса усиления безальтернативной роли православия в достижении мира и ста-бильности на всех континентах, коррекции отрицательных безду-ховных последствий насаждения прозападных, прежде всего, либе-ральных моделей мироустройства.
Во второй части `Российская духовность и политический плю-рализм` речь идет по-преимуществу о духовной компоненте внут-реннего развития России в последнее десятилетие. Выражаясь церковным языком, страна прошла свой тяжкий путь на Голгофу. Она распята и над ней надругаются те, кто переступил через ду-ховные начала народной жизни, всегда так высоко ценившиеся на Руси. Без духовного возрождения у нее нет и не может быть буду-щего.
Новая духовность, как показано во второй части, утверждается не на пустом месте. Её основу, несомненно, составят традиции, воспринятые от самых ярких этапов российской истории, неразрыв-но связанных с православием и с его фактическим дериватом - ду-ховностью социальной справедливости - этой неотъемлемой ча-стью многовековых народных чаяний.
Православие, как известно, ближе всего к раннему христиан-ству - религии угнетенных низов. Недаром В.И.Ленин отмечал её `демократически-революционный дух` . Ф.Энгельс также говорил о первохристианстве как о революционном элементе в истории чело-веческого духа . Наконец, Н.А.Бердяев признавал, что коммунисти-ческая идея `бесклассового, трудового общества, в которой каждый работает для других и для всех, для сверхличной цели,... более со-гласна с христианством, чем идея, на которой основана буржуазное капиталистическое общество` . Он считал, что коммунисты многим христианству обязаны . `С большим основанием можно сказать, - писал Бердяев, - что коммунизм имеет христианские истоки` .
Конечно, в современном секуляризированном мире нельзя рассматривать религиозную традицию как абсолют. Народ в целом воспримет лишь светскую духовность. Но многотысячелетнее влия-ние религиозных идей ощущается даже в атеизме. И с этим нужно считаться, как это, кстати сказать, и делали творцы социалистиче-ской идеологии, воспринявшие от христианства не только многие нравственные постулаты, но и некоторые переработанные в мате-риалистическом духе философские доктрины.
У автора есть замысел подготовить третью часть книги, по-священную духовным проблемам гражданского общества, неизбеж-но плюралистического. В таком обществе, несомненно, и станет возможным равноправное партнерство востребованных народом религий и научно-обоснованнных светских идей, служащих его ин-тересам.
В основу материалов представляемой читателю книги поло-жены выступления автора на мероприятиях, проводимых ЕМАП и связанных с ее деятельностью. Основные их положения получили апробацию в десятках различных аудиторий таких стран как Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Латвия, Молдова, Польша, Югосла-вия, Румыния, Болгария, Греция, Кипр, Палестина. Позиция ученых, государственных. общественных и религиозных деятелей этих и других стран по проблемам освещаемым в книге, выражена во врезках, сопровождающих основной её текст. Как правило, это из-влечения из выступлений на конференциях ЕМАП и Фонда единства православных народов и приветствий, направленных в их адрес. Многие из них стали достоянием истории.
Из них видно, что высказанные в книге идеи отражают точку зрения широкого круга людей, обеспокоенных судьбами правосла-вия и перспективами духовного единения народов. Хотелось бы выразить им свою благодарность за активное участие в акциях ЕМАП, президентом которой автор этой книги является около 9 лет. Он рассматривает её и как свой депутатский отчет о проделанной работе в качестве парламентского представителя России в этой международной организации, ныне объединяющей парламентариев всех стран, где есть идентифицирующее себя с православием и его культурой население. А это не только восточно-европейские страны и страны СНГ, но и государства Ближнего Востока, Польша, Чехия, Словакия, Германия, Голландия, США, Австралия, Эфиопия, Уганда и т.д.
Особенность книги - в том. что в ней затрагиваются и некото-рые богословские вопросы. Но рассматриваются они со светских позиций, потому что парламентское объединение не вправе зани-мать какую-либо позицию по предмету, находящемуся в исключи-тельном ведении любой религии, - её внутренней, канонической деятельности. В книге освещается лишь то, что является объектом совместного попечения и конфессий, и государства. И скажу прямо, взаимопонимание у Парламентской ассамблеи и с православными, и с государственными структурами сложилось.
И, наконец, несколько слов о соработничестве ЕМАП с пред-ставителями других конфессий. Они, как правило, участвуют в её мероприятиях, с доверием относятся к нашим решениям. Это большое достижение, о котором более подробно пойдет речь во второй части.
Не хотелось, чтобы кто-либо увидел в книге апологетику пра-вославия. Во-первых, оно в ней не нуждается. О нем написано мно-жество прекрасных книг, в том числе и людьми, ставшими гордо-стью российской литературы. И сама Русская Православная Цер-ковь осуществляет массовые издания, рассчитанные не только на религиозную, но и на светскую аудиторию. Так, в многотомных `Православной энциклопедии` и `Энциклопедии Русской Право-славной Церкви` содержатся достаточно убедительные ответы на многие волнующие общество вопросы.
В настоящей книге с позиций светской науки рассматривается только политологический срез современной православной деятель-ности, её воздействия на гуманизацию международных отношений и строительство в России полноценного гражданского общества. При этом православие не противопоставляется другим религиям, а рас-сматривается в контексте формирования общегражданской духов-ности, которая не будет ни светской, ни атеистической, ни право-славной, ни ориентированной на какое-либо иное идеологическое или религиозное направление.
По сложившейся традиции религия в России отождествляется, в первую очередь, с православием, точнее с Русской Православной Церковью. Де-факто так оно и есть. Но де-юре Россия - многокон-фессиональная страна. И для России духовное единство её много-национального народа - это единение всех традиционных религий и конфессий страны. Духовное единство в России - это укрепление и развитие многовековой Традиции всех её народов.
В духовном единении, духовном скрепе общества заложены гарантия духовной безопасности страны. Друзьям России, её пат-риотам необходимо это помнить и учитывать тот факт, что такое единение беспокоит недругов России, которые делают все возмож-ное, чтобы разрушить создававшийся веками защитный экран от тлетворного воздействия западного прозелитизма и либерализма. Они понимают, что без разрушения этого сакрального, внутреннего состояния российской души Россию не победить. И сейчас готовят-ся и наносятся удары по душам людей, по их внутреннему миру, разрушающие их идентичность, чтобы человек в течение жизни не сумел создать, выработать свою духовную первооснову, свое ис-тинное `Я`.
В духовном единении заложена и основа безопасности Объе-диненной Европы, её будущего, её целостности. И с ним также бо-рются разрушительные силы. Европа духовно единая, экономически сильная, политически самостоятельная, Европа, как особый, уни-кальный вид цивилизации, уже мешает глобальным планам мон-диалистов, стоит на пути установления единого мирового порядка. Удар будет нанесен и уже наносится по главному, что делает Евро-пу Европой - её идентичности.
Духовное единство человечества - важнейшая гуманитарная компонента идеи устойчивого развития мира. И реакционные гло-балистские силы делают все. чтобы разрушить эту главную состав-ляющую духовной жизни людей.
Духовное единство - это доминанта стабильности, социальной справедливости, равенства, в широком смысле этого слова, в том числе и в материальной обеспеченности жизни людей. Её антипод - либеральная доктрина, разрушающая единство мира, обосновы-вающая необходимость подчинения его сильнейшим. Достичь ми-рового господства можно лишь разобщив людей, лишив их сакраль-ных корней их духовности, человеческого достоинства, идентично-сти.
Книга предупреждает об этой опасности. Европейская Меж-парламентская ассамблея Православия набатно возвысила свой голос тревоги в связи с грозящей миру духовной дезинтеграцией, искусственно инициируемой Западом. ЕМАП практически уже ис-полнила своё предназначение и активно ведет эту работу, наращи-вая влияние в мировом сообществе.

23 янв 2003

Док. 152352
Перв. публик.: 23.01.03
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 7


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``