В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Право на благоприятную окружающую среду Назад
Право на благоприятную окружающую среду
Институт государства и права РАН
Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации

Право на благоприятную окружающую среду
( Текст выступления )
Будущее каждой страны и человечества в целом в значительной степени зависит от того, станет ли забота об окружающей среде, о праве граждан на благоприятную окружающую среду, об экологической безопасности одним из основных долгосрочных приоритетов каждого общества и государства. Мировое сообщество проделало длительный путь по осознанию нарастающей угрозы окружающей среде, важнейшими вехами которого стали публикаций докладов Римского клуба в 60-е годы, принятые Генеральной Ассамблеи ООН Резолюция `Экономическое развитие и охрана природы` 1962 г и Всемирная хартия природы 1982 г., материалы конференций ООН по устойчивому развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро и 2002 г. в Йоханнесбурге. Экологическое движение приобрело такие масштабы, что в целом ряде стран возникли влиятельные политические партии `зеленых`. Именно движение за экологические права и деятельность названных политических партий способствовали выработке и принятию международным сообществом таких новых категорий и, одновременно, ориентиров внутренней и внешней политики как `качество жизни` и `устойчивое развитие`. Внедряя в сознание людей идею права человека на благоприятную окружающую среду, `зеленые` смогли побудить общественное мнение признать приоритетным развитие `экологически чистых` технологий. Это в конечном итоге привело к созданию пока преимущественно в высокоразвитых странах рынка экологически чистых продуктов и услуг.
Вместе с тем, несмотря на решения названных и других конференций, на Киотский протокол 1997 г., Глобальный Договор 1999 г. в Давосе, десятки и даже сотни других деклараций, договоров и протоколов человечеству предстоит проделать длительный и нелегкий путь к обеспечивающей его экологическую безопасность высокое качество природной среды. По-прежнему ненасытное стремление транснациональных и национальных кампаний к увеличению прибыли любой ценой, неограниченное желание многих людей к сверхпотреблению (престижному потреблению) в возрастающей степени наносят непоправимый ущерб среде обитания человека и ведут к опасным глобальным изменениям климата.
В России организационно оформленное внимание к проблемам сохранения природной среды зародилось едва ли впервые в Европе еще в начале XX в. Довольно активными экологические организации были в нашей стране и в 20-30-е гг. Бурное возрождение экологического движения в 80-е гг. в сочетании с выдвижением проблематики прав и свобод человека в центр внимания общества привели к закреплению в статье 42 Конституции Российской Федерации не только права каждого человека на благоприятную окружающую среду, но и на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. К сожалению, ни одно из этих конституционных положений в той или иной степени сегодня не выполняется.
Разумеется, и Россия и даже самые богатые страны мира располагают недостаточными ресурсами для быстрого решения не только экологических, но и социально-экономических, культурных и многих других проблем, для полной реализации всех прав и свобод человека. Государства, особенно крупные, относительно самостоятельно выбирают приоритеты своей внутренней и внешней политики. Например, США, бюджеты штата Калифорния или города Нью-Йорк в которых больше федерального бюджета России, отказываются ратифицировать упомянутый Киотский протокол о сокращении выбросов углекислого газа - одного из основных факторов негативного изменения глобального климата.
И нашей стране необходимо на основе открытого и постоянного диалога общества представителей федеральной и региональной власти и делового сообщества определять и корректировались цели, приоритеты, этапы и сроки улучшения состояния с правами человека. В возрастающе взаимозависимом мире такой диалог необходимо дополнять переговорами и выработкой согласованной политики в данной сфере с иными государствами как в рамках ООН и других международных организаций, так и на двухсторонней основе. В первую очередь это относится к правам человека на безопасность, в том числе экологическую, ибо терроризм и загрязнение окружающей среды не имеют государственных границ.
Свидетельством того, что не только общество, но и государство в России все большее значение придают праву на здоровую окружающую среду является Экологическая доктрина Российской Федерации, принятая Федеральным правительством в августе 2002 г. Ее реализация потребует совершенствование действующего законодательства и принятия таких федеральных законов как, например, закон Об экологической безопасности, что в совокупности позволит выработать Экологический кодекс Российской Федерации. Однако самая совершенная правовая база сама по себе не обеспечит создание здоровой окружающей среды и надлежащее проведение в жизнь названных положений статьи 42 Конституции.
В этой связи представляется целесообразным восстановить полноценный государственный контроль за состоянием окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов, ибо Министерство природных ресурсов РФ с этими функциями явно не справляется. Фактическое освобождение хозяйствующих субъектов от государственного экологического контроля не вызвало ни оживления экономики, ни притока иностранных инвестиций, скорее наоброт. Такой орган может быть образован в форме, например, Государственного экологического надзора в рамках Министерства внутренних дел РФ в связи с изменяющимися его функциями по примеру западных стран. Основными задачи такого государственного надзора могли бы стать:
- обеспечение экологической безопасности текущей хозяйственной и иной деятельности (в России и за рубежом), оказывающей воздействие на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье населения (контроль за соблюдением действующего российского законодательства, международных договоров и соглашений; взыскание ущерба, нанесенного здоровью людей, природным ресурсам и окружающей среде и др.);
- предупреждение и предотвращение ущерба здоровью населения, природным ресурсам и окружающей среде в результате хозяйственной и иной, в том числе террористической, деятельности (экологическая и иная экспертиза проектов, планов и программ хозяйственной и иной деятельности; информирование населения о планируемой деятельности и связанных с нею рисках, вовлечение населения в принятие решений по вопросам обеспечения экологической безопасности и возмещения ущерба здоровью, природным ресурсам и окружающей среде, и др.);
- обеспечение режима и функционирования особо охраняемых природных территорий Российской Федерации как природного наследия народа России.
Как свидетельствует мировой опыт эффективный контроль за состоянием окружающей среды действует только в тех странах, в которых государственный контроль дополняется развитым общественным экологическим контролем. Обеспечить правую базу общественного экологического контроля, проведения общественной экологической экспертизы, права граждан на участие в выработке и реализации государственных и муниципальных решений в этой сфере - обязанность законодательных и исполнительных органов страны. Эти обязанности они должны выполнять с учетом взаимосвязи всех видов прав и свобод человека. Например, без полномасштабного соблюдения норм Конституции РФ (особенно статей 29 и 32 Конституции) и соответствующих международных обязательств нашей страны в области политических прав и свобод невозможно добиться ни участия граждан в экологической политики и управлении, ни доступа населения к экологической информации. Между тем, как ведомства, так и предприятия и корпорации такую информацию, особенно об угрожающем здоровью населения загрязнении окружающей среды, (под различными предлогами типа необходимость сохранения тайны коммерческой деятельности или отнесения той или иной информации к категории `ограниченного доступа`) скрывают, дают неполную информацию или размещают ее в малодоступных для граждан источниках.
Обеспечению прав будущих поколений на здоровую окружающую среду и достаточные для устойчивого развития природные ресурсы может способствовать и рациональное, справедливое обложение пользователей природных ресурсов - основного богатства России. Ведь огромные доходы от использования невозобновляемых природных ресурсов и на сегодня сосредоточенные в руках малочисленной группы людей в основном хранятся и используются за рубежом. Параллельно необходимо проводить последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, о чем Президент страны говорил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 году.
Для достижения названных целей и преодоления препонов на этом пути необходимы не только усилия экологических организаций и движений, но и всего общества по выработке нового экологического сознания. Признание таким сознанием ценности благоприятной для жизни и здоровья людей окружающей среды трансформируется в природозащитное поведение каждого человека. В совокупности новая экологическая культура и соответствующая ему матрица поведения и будут способствовать появлению иной цивилизации, которая сможет преодолеть саморазрушительное отношение человечества к природе через самоограничение и ограничение потребления.

Док. 152247
Опублик.: 21.01.03
Число обращений: 152


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``