В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Против течения: Инвестиции в человека как способ развития бизнеса Назад
Против течения: Инвестиции в человека как способ развития бизнеса

Против течения: Инвестиции в человека как способ развития бизнеса`Известия` продолжают цикл публикаций о том, как крупные российские компании обустраивают социально-экономичеcкую сферу в тех регионах, где они работают. Серия была открыта очерком о деятельности `Сибнефти` на Чукотке (No 186, 189 и 192 от 11, 16 и 19 октября 2002 года) и о работе компании `ЮКОС` в Томской области (No 204 от 6 ноября). Эта публикация о том, как НК `ЮКОС` и его глава Михаил Ходорковский, занявшись социальной сферой, оказались меж двух огней: если укреплять опеку над населением, то это в России, кажется, неминуемо ведет к росту иждивенческих настроений. Между тем цели `капитанов индустрии` совсем иные - вырастить свободное от иждивенчества поколение.

Только с высоты птичьего (или вертолетного) полета понимаешь, в чем различие между терминами `река` и `водная система`. Со школьных (прогулянных, впрочем) уроков географии считал, что это одно и то же. Пока `вертушка` рубила лопастями мороженый воздух над правобережьем Оби, польза исправного посещения уроков была с блеском доказана: белыми дорогами пролегли под брюхом Ми-8 притоки, протоки, рукава и прочие ответвления от главного русла. Даже не поймешь, где здесь главное русло: островки чахлой тайги между нетронутыми снежными трассами кажутся одинаковыми. Ученые говорят: в этих краях - крупнейшие в мире запасы торфа, так что, когда земля приобская оскудеет нефтью, регион не придет в запустение. Унылые пространства застывших болот и лесистых островков (пара сотен километров от Нефтеюганска - здесь разбросаны `кусты` Приобского нефтяного месторождения) кое-где размечены нитками ЛЭП и инфернальными, цвета от оранжевого до ярко-синего, факелами попутного газа. К сожалению и по традиционной русской привычке, беспощадно сжигаемого.

Капризные ветераны

База, где обитает вахта (бурение, обустройство месторождений), строго функциональна - иначе эти веселые двухэтажные дома можно было бы назвать на этой местности неуместными. Здесь, взяв опыт у северных городов, стараются избегать унылой окраски - дома голубые, трубопроводы желтые, `КРАЗы` оранжевые. Исследования психологов еще 60-х годов показали, что двухцветная гамма северной зимы способна повергнуть в депрессию даже бывалого, черствого нервами работягу.

Конец года. `Большие шишки` совершают `турне` по буровым, осуществляют, как принято выражаться, реальную связь с рядовыми работниками. Отчитываются перед ними - как прошел год, выполнен ли план. Коротко стриженные мужчины в дешевых турецких свитерах слушают менеджера, теребят на коленях длинношерстные ушанки и строительные подшлемники. В докладе есть и то, что называется социальным обеспечением сотрудников компании: проблема бытовок для вахтовиков решена во всех подразделениях, вопрос спецодежды - тоже, программа `Ветеран` - `в общем реализуется`.

С `Ветераном`, кстати, не вполне удачно получилось: когда `ЮКОС` пришел в регионы, задумано все было славно - выделили 10 процентов акций компании, поделили на 40 тысяч увольняющихся с предприятий (получилось где-то по 10 тысяч долларов на человека). Эти деньги и были предложены ветеранам, первым буровикам и строителям нефтяных городов. Рассчитывали, что люди возьмут деньги, продадут жилье и уедут на `большую землю` - как раз хватит денег на обустройство. `Поначалу все очень хотели уехать, - вспоминает глава НК Михаил Ходорковский. - Но потом начались благополучные годы, и местные власти стали выплачивать доплату к пенсии. Программа встала. Все. У людей есть возможность уехать до 2015 года. Я думаю, это фактор внутренней социальной стабильности - человек понимает, что у него есть тыл`.

Клюшка против шприца

Ветеранам - ветераново. Если бизнес занимается социальными проблемами регионов, то логика подсказывает, куда должны быть направлены основные вложения. Старый, уже отдающий в наши времена некоторой пошлостью ленинский лозунг `Все лучшее - детям` компания `ЮКОС` наполнила новым смыслом.

- Наша задача - детей отделить. Они должны стать нормальным европейским поколением, пускай и несколько социалистическим. Пусть богатых все равно любить не будут, - так обозначает основное направление Ходорковский.

На угукающих в люльках младенцев социальная поддержка компании распространяется косвенно - только через зарплаты их родителей или обустройство родильных отделений. Для детей постарше есть выбор. Наибольших вложений в этой сфере требует спорт - спортивные сооружения (катки, лыжные базы, не говоря уже о спорткомплексах) в нефтяных городах и поселках создавать приходится из ничего.

Городок Пыть-Ях... 40 тысяч жителей, два нефтегазовых управления (НГДУ), редкие фонари и продуктовые павильоны с романтическими названиями `Ласточка` или того пуще - `Тезей`. В 5-м микрорайоне не так давно открыли аквапарк, правда, мелкий - там только дети и могут резвиться. Цены соответствующие, около 80 рублей в час. На окраине компания построила горнолыжную базу `Северное сияние` с одной трассой и канатным подъемником. И хотя в этих местах нет ни гор, ни сияния, прокат вполне современного оборудования стоит недорого. Рядом с базой оборудовали классную хоккейную коробку, поставили мощные прожектора. На открытие собрались все уважаемые люди города, и оно превратилось в официоз: экзальтированная ведущая с подвыванием представляла выступающих, вокруг нее ходил кругами важный Дед Мороз (дед был нетрадиционный: вместо красной шубы - желто-зеленая, корпоративных цветов `ЮКОСа`). Пыть-яхская аристократия достаточно быстро переместилась к коньяку и закускам, ждавшим в здании базы, оставив лед детской хоккейной команде.

- Пусть они лучше в хоккей играют, чем колются, - раздумчиво произнес высоченный мент, пряча шею в капюшон синтепонового зимнего камуфляжа.

- Да у вас в городе всего подростков несколько тысяч. Много наркоманов что ли?

- Ну да. Они или колются, или пьют. А многие и совмещают...

Наркомания - острая проблема `нефтяных` городов. Впрочем, как и многих-многих других по России. Там, где добывают нефть, газ, цветные металлы, у населения есть деньги. Есть деньги - есть и наркотики, тем более что если крупные компании и контролируют города, предприятия, то мелкий бизнес, рынки все равно остались в руках криминала. По сути, тысячи российских городов в этом плане сейчас находятся в той ситуации, которая была свойственна столицам года четыре назад. Вот и летят из крупных транспортных узлов Сибири и Дальнего Востока самолеты с криминальным грузом, идут по дорогам машины с `двойным дном`, крутится страшное колесо на радость коррумпированным чиновникам и национальным диаспорам, на горе отцам и матерям.

- У нас самое большое число ВИЧ-инфицированных в городе (имеется в виду, конечно, процент. - М.В.), наркоманов очень много, - отвечает на вопрос школьник из города Стрежевого (еще один `нефтяной` город, на этот раз - в Томской области). - У меня вот на лестничной клетке все время колются. Продают везде...

- Как ты думаешь, почему наркотиков здесь так много?

- Многое зависит от уровня человека. Вообще начинается с алкоголя. А потом те, кому делать нечего, начинают колоться. И еще деньги нужны. Здесь нефть и деньги есть. Это все сначала на дискотеке распространяется.

Дискотека в городе Стрежевом одна - называется `Дискотека рабочей молодежи`. Более-менее благополучные подростки туда стараются не ходить. К появлению новых мест развлечений местная молодежь относится пессимистично - если даже будут построены еще 3-4 клуба, то и в первом, и во втором наркоторговцы наведут свои порядки, считают они. Объяснение у них простое: `Здесь молодежь такая, все друг друга знают`.

Компания, как бы ни была продумана ее социальная политика, справиться с этой проблемой в одиночку не может. У главы `ЮКОСа` отношение к проблеме достаточно прагматичное, нет в нем ни заполошного кликушества, ни правоохранительного садизма. Деловое в общем отношение.

- Знаете, каждому народу надо этим переболеть. К слову, пик мы уже прошли. Сейчас публика поняла, чем заканчивается наркомания. Конечно, пропаганда идет. (Вздыхает). Над этим и мы работаем, и семьи бьются. Тем не менее мы будем нести потери, никуда от этого не денешься. Мы пытались мобилизовать силы на лечение наркозависимых, один вылеченный обходится в миллион долларов. Расчет простой: лечение одного наркозависимого обходится в $10 тысяч, вылечивается около 10 процентов, и в течение 3 лет 90 процентов из них опять начинает. То есть, по сути дела, вылечивается 1 процент (речь идет о героиновой зависимости. - М.В.). При том, что у нас есть куча других проблем, эта за такие деньги решена быть не может.

- По сути, получается `легче нарожать новых, чем отмыть этих`?

- Я так не хотел бы сказать. Общество может себе позволить ровно столько, сколько оно может себе позволить. И я не государство, могу взять на себя только ту функцию, которую может взять компания. А не функции милиции, здравоохранения, пропаганды. Могу давать людям возможность нормально работать, зарабатывать, получить доступ к образованию, к Интернету... Не более того. На мой взгляд, нам нужно сосредоточиться на профилактике наркомании. И прежде всего увести детей с улицы.

Курс молодого гражданина

Выбранное направление социальной работы компании - образование - логически завершено: нормальных детей Ходорковский старается по возможности оградить от соблазнов и создать из них совсем другое поколение. Компания `ЮКОС`, которая работает в 42 регионах России, платит 120 миллиардов рублей налогов ежегодно и дает работу более 100 тысячам человек, имеет для этого все возможности. Ее усилия оценивают и руководители регионов.

- `ЮКОС` участвует в жилищной программе, - рассказывает губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) Александр Филипенко. - Компания строит значимые объекты - такие, как спорткомплекс в Нефтеюганске, Пыть-Яхе, других городах. Это и есть социальное партнерство.

Собственно образовательные программы выстроены в единую цепь. Первое звено - `ЮКОС`-классы (там преподают учителя, прошедшие переподготовку в довольно известном всероссийском проекте компании `Федерация интернет-образования`), затем стипендии `ЮКОСа` для студентов-отличников (для всех, а не только поступивших в профильные нефтегазовые вузы) и профессуры. Параллельно основному - образовательному - курсу есть проекты, направленные на формирование социально активной личности: сеть интернет-клубов `Паутина`, молодежное движение `Новая цивилизация`.

Вот что говорят десятиклассники одной из школ Нефтеюганска (объявленного официальной столицей `ЮКОСа`):

- Сейчас стараемся сделать школьное радио, у нас уже есть помещение, даже некоторое оборудование. Желающих работать в организации у нас много. Активно занимаемся помощью пенсионерам, тем, кто проложил дорогу в наши края. Приходим, с ними общаемся, в чем-то, что они не могут сделать сами, помогаем: посуду моем, еду готовим. А еще сейчас реализуем проект по обучению экологической грамоте пятиклассников.

Отдельно - но тоже в общей схеме - стоит проект профильной послевузовской подготовки нефтяников (в сотрудничестве компании, Томского политеха и шотландского университета Heriot Watt, который готовит инженеров нефтяной отрасли для Западной и Северной Европы).

В `ЮКОС`-класс попасть престижно: родители направляют детей, те сдают тесты и старательно учатся - здесь атмосфера совсем не та, что в обычных выпускных классах. Аккуратные девочки в белых блузках и мальчики в пиджаках, попавшие в социальный проект Ходорковского, прагматичны: они четко настроены на высшее образование и карьерный рост. Притом не на какое-нибудь, а только на то, которое сможет дать реальный доход и социальное положение в будущем. Вот такая насмешка истории, наверняка вызывающая ярость у почитателей Сталина и Зюганова: `акулы капитализма`, магнаты учат детей заботе о слабых, готовят граждан. Эти дети - `большие` граждане, чем бритоголовые парни или ура-патриоты.

За работу школьники получают путевки в летние лагеря `Новой цивилизации`, также организованные `ЮКОСом` (Сочи, Ярославль, Звенигород). Там на две недели ребята погружаются в экономику и политику, играя в бизнесмена или политика, зарабатывают `условные единицы` - рудолы. Это не просто бумага - на аукционе в конце срока пребывания в лагере можно обменять энное количество забавных бумажек с водяными знаками на вполне реальные плейер или часы. Получается ускоренный `курс молодого гражданина`: в течение года ребята, по сути, разучивают социальные роли, а потом летом их реализуют `на практике`.

Но и здесь не все так безоблачно и просто. У `ЮКОС`-классов, которые все же являются новшеством для школ, появилась и оборотная сторона. Местные чиновники административным давлением на школьное руководство пихают своих отпрысков в классы независимо от реального уровня знаний. В компании с этим нещадно борются, ведь это дискредитирует саму идею. Вообще позиция Ходорковского: никакого блата, за все ребята должны бороться самостоятельно. Поэтому никаких льгот при поступлении в вузы и жесткая система контрольных тестов во время обучения в `ЮКОС`-классе: не сдал - уходи.

Ради журналистского любопытства автор опросил таких правильных ребятишек, учащихся `ЮКОС`-класса, что они сами думают о том, какой смысл компании вкладывать деньги в их обучение.

- `ЮКОС` готовит себе новые кадры. (Миша)

- Мне кажется, руководитель `ЮКОСа` думает о благе страны, потому что сейчас судьба страны в руках молодежи. Сейчас большинство молодежи неинтеллигентные, а он хочет, чтобы вышли нормальные люди и страна развивалась хорошо. А ему будет выгодно в этой стране компанию свою держать. (Хомяков Роман)

- Еще он этим хочет поднять авторитет своей компании. Тем, что он что-то делает для будущего страны и учит молодежь. (Денис)

- Тютчев сказал: `В Россию можно только верить`, а Ходорковский сказал: `В Россию нужно верить и Россию нужно строить`. Таким образом, `ЮКОС` поддерживает и поднимает уровень образования во всей стране в целом за счет этих классов. (Володя Дубинин)

- Ему небезразлична судьба России, и он пытается ее устроить за счет создания классов, где будут обучаться дети, которые будут строить будущее России, будут делать ее такой, какой хотел бы видеть ее не только Ходорковский, но и все жители нашей страны. (Наталья)

Вот так. Его здесь вообще любят. Жители Нефтеюганска вполне серьезно считают: когда прилетает глава компании, в городе становится теплее. Вот и за неделю до нашего приезда был мороз за 40, а тут неожиданно температура поднялась до минус 12 - по местным понятиям это почти оттепель.

Так закалялась сталь

Пока прошло не так много времени, чтобы проследить путь конкретного первоклашки с зеленым ранцем `ЮКОСа` к `специалисту с капитализацией в десятки тысяч долларов в год`. Сейчас компания активно реализует проект по `доводке` молодых специалистов, уже имеющих высшее образование, до степени Master of Science. Томский политехнический университет выделил один этаж одного из своих корпусов, который нефтяная компания превратила в суперсовременный центр по подготовке специалистов в нефтегазовой отрасли. Типичный продукт этого проекта - инженер в возрасте до 30 лет, свободно владеющий английским, то есть полностью интегрированный в мировую нефтяную элиту и сочетающий глубокие знания теории и практики, а также экономики инвестиций. Центр работает второй год, и сейчас в нем занимаются 45 студентов (из 500, желавших поступить). Преподают профессора из Шотландии. За год студент должен освоить такой объем материала, что заниматься приходится по 10-12 часов в день. Все учащиеся работают в `ЮКОСе` (и останутся в нем после обучения по крайней мере на три года). Тем, кто сможет сдать выпускные экзамены (подготовка всей документации по разработке конкретного месторождения на двух языках), гарантирована работа в компании на престижной должности.

Сам центр, сверкающий новенькой отделкой, поражает и уровнем базы (стоимость оборудования одной аудитории - четверть миллиона долларов). Есть и экзотические классы. Например, `лаборатория 3Д-визуализации` - она позволяет собрать специалистов (геологов, геофизиков, экономистов) у компьютерной модели реального месторождения, чтобы принять решение по разработке месторождения. Стоимость класса - 450 тысяч долларов.

Против ожидания ни студенты, ни преподаватели центра (они примерно одного возраста - до 30 лет) не выглядят `шибко умными`: обычные молодые люди, а не затянутые в черные костюмы ходячие компьютеры. В глазах - легкий налет тщеславия: `мне удалось`.

Глава компании не считает этот проект социальным даже в минимальной степени: `Это не социальная программа, не стипендии студентам-отличникам - это профессиональная жесткая программа переподготовки специалистов`.

- Люди до сих пор не понимают, что они получили: стоимость человека на третий год после выхода исчисляется в десятках тысяч долларов, если не больше. По мнению Heriot Watt, выпускники этого центра находились бы в верхней трети их рейтинга. Сейчас все, кто уже выпустился, работают в Москве, в юкосовском центре, который занимается проектированием разработки месторождений. А нам бы этих людей до уровня начальников цехов довести... Это работа еще на несколько лет, после чего центр будет работать на подготовку специалистов для других кампаний, - говорит Ходорковский.

Это его точка зрения. Со стороны видно и другое: в центре учатся не только томичи, но и уроженцы других сибирских (и не только) нефтяных городов. Большинство из них, по мысли нынешнего руководства компании, вскоре будут работать не в Москве, а непосредственно в регионах. Специалисты нового поколения - на ответственных должностях: это новые технологии, рост добычи нефти и газа и соответственно благосостояния городов. Наконец, стимул для сегодняшних школьников - и то самое новое поколение. Серьезное, незашоренное - граждане современной страны, интегрированной в мировую экономику.

В капкане психологии

Это - в проекте. Пока - описанная выше картина: точечные инвестиции, отнимающие немало средств, - спорткомплексы, бассейны и горнолыжные базы, интернет-кафе и компьютерные классы, оборудование для больниц и краски для детской изостудии, бесплатное питание для неимущих пенсионеров и проведение спортивных состязаний в регионах. Еще - троллейбусы для жителей Сызрани, машины `скорой помощи` для Нефтеюганска, витамины для детей в Сибири, помощь пострадавшим от летнего наводнения регионам и многое другое. Вплоть до детских площадок в городах. Все вместе - 47 миллионов долларов в 2002 году, чуть меньше - в 2001-м.

И оборотная сторона этой социальной политики - протянутая рука местных и региональных властей. Психология проста: `дай!`. Под вечный стон: в бюджетах регионов не хватает денег и на более важные вещи (с точки зрения властей), а тут компания выделяет суммы, строит, помогает... Ну как не воспользоваться и не подтянуть социальную сферу за чужой счет?

У иронично-невозмутимого Михаила Ходорковского сводит скулы, когда он говорит о стремлении городских и региональных властей переложить на `ЮКОС` заботу о населении:

- У нас отрасль волнообразно развивающаяся, а социальная сфера не может зависеть от ситуации. Вторая причина - у нас страна все-таки достаточно рабовладельческая, и мы к этому рабству стремимся возвратиться, ведь всего 140 лет прошло. А система социальных вспомоществований - это ситуация корпоративного рабства: ребенок в детском саду на балансе компании, жена работает в магазине компании, на работу вы ездите на транспорте компании (потому что в городе только он и ходит). Тепло и электричество вы получаете в котельной компании. Поссорился с руководством - и его не с работы увольняют, а из жизни вычеркивают.

С другой стороны, приходится прикрывать `задницы` беспомощных муниципалитетов. И ничего с этим не сделаешь: народ привык к жесткому патернализму. Хотя в компании понимают, что это путь в никуда.

Вот такой коленкор. А еще Ходорковский считает, что компания, которая вешает на себя социалку, `в среднесрочной перспективе неконкурентоспособна и неэффективна`. Поэтому задача - вырастить новое поколение людей, которые способны надеяться на себя и самостоятельно строить свою жизнь, которые не знают, что такое ходить с протянутой рукой и обвинять государство во всех бедах...

Михаил ВИНОГРАДОВ, Нефтеюганск-Пыть-Ях-Стрежевой-Томск-Москва
http://www.izvestia.ru/economic/article28846

Док. 151521
Опублик.: 17.01.03
Число обращений: 147


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``