В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Назад
`ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Центр содействия обучению правам человека,
демократии и культуре мира

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

`ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
С НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ПРАВОЗАЩИТНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА`

ВВЕДЕНИЕ

Работа `Основные направления и формы сотрудничества комиссий по правам человека с неправительственными правозащитными организациями в процессе становления гражданского общества` подготовлена авторским коллективом Центра содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира в соответствии с государственным контрактом (договором) между Администрацией Президента Российской Федерации и Центром от 8 октября 2002 года No УД-1073д.
При написании работы использованы разнообразные источники:
- материалы (доклады, отчеты, справки), предоставленные в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации и Центру содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира по его запросам комиссиями по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- информация, полученная от неправительственных правозащитных и других некоммерческих организаций;
- национальное законодательство и международные правовые акты о правах и свободах человека и гражданина;
- публикации центральных и региональных средств массовой информации за 2001-2002 годы.
Авторы стремились проанализировать и адекватно оценить существующую на данный период времени ситуацию в сфере взаимодействия комиссий по правам человека с неправительственными правозащитными организациями и дать представление об основных направлениях и формах их сотрудничества, проблемах, трудностях, тенденциях и путях дальнейшего развития взаимодействия и конструктивного сотрудничества комиссий по правам человека с неправительственными правозащитными и другими некоммерческими организациями в процессе становления в России гражданского общества. Они надеются, что их выводы и предложения будут способствовать совершенствованию этого сотрудничества.

РОЛЬ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В современной литературе даются различные определения понятия `гражданское общество`. Многие авторы считают его наивысшей ступенью развития общества, как такую совокупность автономных от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для самоорганизации людей и отстаивания своих интересов, формирование и деятельность различных ассоциаций, выступающих равными партнерами политико-властных организаций. Утверждение верховенства и ценностей прав и свобод человека в условиях правового государства является, по общему мнению, необходимым условием формирования и функционирования гражданского общества.
Горячо дискутируется вопрос о самой возможности становления гражданского общества в нашей стране. Некоторые считают, что в России нет условий для создания гражданского общества. А вот что говорит по этому поводу Президент Академии `Гражданское общество`, депутат Государственной Думы Татьяна Ярыгина: `Я могу однозначно утверждать, что в России гражданское общество есть, хотя, конечно, оно пока еще несопоставимо с зарубежными аналогами. У нас нет соответствующих традиций, нет совершенной законодательной базы, нет навыка общения власти с гражданскими инициативами. Да и сами эти инициативы носят скорее потребительский, нежели гражданский характер. Тем не менее гражданское общество у нас есть. Свидетельством тому служит динамичное развитие одного из самых важных его секторов - сообщества неправительственных, неполитических, некоммерческих объединений. Это организации социальной помощи и взаимопомощи, экологи и правозащитники, женские и молодежные движения, научные, культурные и этнические сообщества, исследовательские и просветительские центры, профессиональные и предпринимательские объединения, клубы по интересам и благотворительные институты...`
Неправительственные, в том числе правозащитные организации (НПО), сегодня действуют по всей стране. В их среде формируются навыки демократического контроля власти, накапливается опыт социальных новаций, стажируются и приобщаются к общественно-полезной деятельности молодые кадры. Именно эти неправительственные организации, не зависимые от официальной власти, и есть составляющие элементы гражданского общества (т.н. третий сектор). Основное их достоинство в том, что они не находятся под эгидой правительства, функционируют на основе специальных законов и выражают конкретные общественные и личные интересы членов гражданского общества.
Термин НПО становится знакомым все большему числу людей в нашей стране, так же как привычен и знаком этот термин (NGO) всему миру, где влияние неправительственных общественных организаций растет во всех сферах жизни.
Согласно опубликованным исследованиям, например, во Франции неправительственным организациям верит людей в пять раз больше, чем правительству, и в девять раз больше, чем средствам массовой информации. Половина опрошенных граждан в США, Великобритании, Германии и Австралии сказали, что больше склонны доверять неправительственным организациям, нежели своим властям, и только 11 процентов твердо высказались за правоту последних .
Девятилетний опыт деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, многолетний и разнообразный опыт функционирующих в большинстве субъектов Российской Федерации комиссий по правам человека при главах исполнительной власти дают основание утверждать, что эти правозащитные структуры не только играют определенную позитивную роль в защите прав и свобод человека и гражданина, но являются также составной частью гражданского общества, необходимым элементом демократии, часто выполняя роль своеобразного связующего звена в налаживании равноправного партнерства и взаимодействия власти и гражданского общества.
Конструктивное сотрудничество и взаимодействие власти и гражданского общества стало одним из ключевых элементов формирующейся на наших глазах политики российской власти. Убедительным подтверждением этому является проведение в ноябре 2001 года Гражданского форума в Кремле, состоявшегося по взаимной договоренности и согласию власти и представителей гражданского общества, в котором участвовали многие правозащитные организации, в том числе Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и многие комиссии по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В своем выступлении на Гражданском форуме Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил важность и необходимость дополнения вертикали власти `общественными горизонталями`, выстраивания отношений с самыми разными общественными организациями. Он подчеркнул: `Без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного общества: здесь нужен диалог на равных`.
С целью реализации итогов Гражданского форума Правительство России 7 марта 2002 года издало распоряжение No 278-р, которым утвердило Перечень мероприятий, определяющих направления взаимодействия правительственных структур и структур гражданского общества. Событие нерядовое, как и Гражданский форум, непосредственным результатом которого оно стало. То и другое знаменует очередную стадию хотя и медленного, но поворота российской власти на новые исторические рельсы, когда от общих слов о демократии приходит пора переходить к делу - реально запускать в действие ее общественные механизмы.
Жизнь показывает, что процесс взаимодействия и сотрудничества власти и гражданского общества идет тяжело. Отдельные существенные прорывы, сами по себе радостные, не делают, к сожалению, погоды в общем контексте взаимоотношений власти и гражданского общества. Между тем, само понятие `гражданское общество` немыслимо без налаженного диалога и взаимодействия между властями и силами неправительственного сектора.
В ряду механизмов, способных реально воздействовать на процесс конструктивного диалога, сотрудничества и взаимодействия власти и гражданского общества, с целью более активного его становления и развития, серьезную позитивную роль могут и должны играть как неправительственные правозащитные организации, так и комиссии по правам человека. Качественное выполнение такой задачи возможно при условии взаимодействия, делового сотрудничества и равноправного партнерства между ними.
В этой связи важно отметить, что комиссии по правам человека в субъектах Федерации создавались в соответствии с известным Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года No 864 как раз `в целях содействия становлению и полноценному функционированию гражданского общества, налаживания конструктивного взаимодействия между общественными и государственными институтами, обеспечения более эффективного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина`.
В настоящее время такие комиссии образованы при главах более чем 60 субъектов Российской Федерации с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Большим разнообразием отличается их численность и состав, обеспеченность материально-финансовыми и организационно-информационными ресурсами, формы и результаты их деятельности, характер взаимоотношений с неправительственными организациями, а также с органами исполнительной, законодательной и судебной властями в субъектах Федерации, с прокуратурой и правоохранительными органами. Так, вопреки рекомендациям Президента Российской Федерации в ряде из них представители общественных организаций не превышают 20 процентов числа членов, а в некоторых из них нет ни одного представителя правозащитных общественных организаций. Огромен разброс комиссий по количеству их членов - от 3 до 30, периодичности проведений заседаний - от нескольких раз в месяц до одного-двух раз в год.
Далеко не все из комиссий обеспечены отдельным помещением и средствами связи, хотя бы одним постоянным сотрудником, иными минимально необходимыми для работы ресурсами. Некоторые из глав исполнительной власти субъектов Федерации стремятся превратить комиссии по правам человека скорее в орудие контроля над правозащитными общественными организациями, чем в средство сотрудничества с ними. Частично этим объясняется, что комиссии пока недостаточно способствуют установлению конструктивного диалога общества и власти по проблемам прав человека и защите этих прав на региональном уровне.
Своеобразие создания и функционирования федеральной и региональных комиссий по правам человека состоит в том, что они, будучи учрежденными при главах исполнительной власти, осуществляют свою деятельность на общественных началах, имея в своем составе, как правило, представителей различных общественных объединений, то есть представителей гражданского общества, и в этом смысле сами являются его составной частью.
Выступая 29 октября 2002 года на заседании Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации нового состава , руководитель Администрации главы государства А.С.Волошин отметил, что членами нынешнего состава Комиссии по правам человека в большинстве своем являются лидеры общественных неправительственных правозащитных организаций, по существу представляющие гражданское общество. Поэтому Комиссия может быть не только своеобразным мостом между властью и гражданским обществом. По мнению А.С.Волошина, она призвана помочь неправительственным организациям на федеральном и региональном уровнях в организации сотрудничества с государственными структурами в области обеспечения и защиты прав человека и гражданина, в становлении гражданского общества.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Изучение деятельности комиссий по правам человека, анализ их отчетов, докладов, справок, а также информации, поступившей от неправительственных правозащитных организаций различных регионов страны показывают, что их сотрудничество осуществляется по различным направлениям, которые, как правило, определяются в зависимости от направлений деятельности неправительственных правозащитных организаций и остроты проблемы в сфере обеспечения и защиты прав граждан на данный момент в каждом конкретном регионе. Выбор формы сотрудничества зависит также от специфики обсуждаемой и решаемой конкретной проблемы.
Примером такого плодотворного сотрудничества является активно действующая Комиссия по правам человека при Губернаторе Ростовской области, осуществляющая взаимодействие на регулярной основе с многочисленными общественными правозащитными объединениями области.
В 2001-2002 г.г. Комиссия совместно с лидерами НПО выступили инициаторами активной нормотворческой деятельности, связанной с разработкой проектов областных законов `О взаимодействии органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления с некоммерческими организациями`, `О защите прав детей и подростков в Ростовской области`, `Об Уполномоченном по правам человека в Ростовской области`, а также созданием Уставного суда Ростовской области.
При активном содействии сектора Комиссии по правам человека с общественными правозащитными организациями в г.Таганроге (член Комиссии и руководитель правозащитной организации Трофимов Н.И.) в рамках проектов `Мигрантам правовую помощь и защиту` (при поддержке Московского благотворительного фонда `За гражданское общество`), `Потерпевшим - бесплатную правовую помощь` (при поддержке института `Открытое общество`), `Правовое просвещение и помощь мигрантам` (при поддержке Московского благотворительного фонда `Точка опоры`) оказывалась не только бесплатная юридическая помощь, но и реализовывалась новая форма взаимодействия неправительственных правозащитных организаций, населения и органов власти - `Клубные встречи мигрантов`.
Плодотворное сотрудничество Комиссии по правам человека с общественной организацией, созданной при Ростовском университете `Центр по правам человека Совета Европы`, положительно сказывается на информационной и юридической помощи гражданам области, защите их прав в российских судах и на разъяснении процедур обращения в Европейский Суд по правам человека. Функционирующая при этом Центре юридическая клиника (студенты старших курсов юридического факультета РГУ) оказывает бесплатную консультативную помощь гражданам, обращающимся в Комиссию по правам человека (трудовые, гражданские, семейные, жилищные споры).
В 2001-2002 г.г. по инициативе Комиссии по правам человека и неправительственных правозащитных организаций были организованы и проведены встречи Губернатора и членов правительства области с лидерами общественных объединений, региональных отделений политических партий, депутатами Государственной Думы Российской Федерации и Законодательного Собрания области по актуальным для населения проблемам. Результатом обсуждения с руководством области форм взаимодействия исполнительной власти с общественными объединениями граждан явилось создание Собрания общественности Дона (СОД). Учредительное заседание Собрания образовало Координационный Совет СОДа для подготовки предложений по созданию постоянно действующего органа взаимодействия власти и общественности. Сформирован Консультативный Совет общественных и политических организаций из 42 представителей общественности, в том числе 12 руководителей (представителей) правозащитных организаций.
По рекомендациям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации и Региональной общественной организации `Центр содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира`, изложенным в аналитической работе `Обоснование и методы повышения эффективности деятельности комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации` (ноябрь 2001 г.), Ростовская областная Комиссия по правам человека совместно с Комитетом по связям с политическими партиями и общественными объединениями администрации области и некоторыми правозащитными организациями провели социологическое исследование о положении с обеспечением и защитой прав человека в области. На основании результатов исследования выявлены и стали более выпуклыми проблемы обеспечения и защиты прав и свобод граждан. Результаты исследования подтвердили также необходимость тесных контактов и постоянного взаимодействия власти, в том числе комиссий по правам человека при главах исполнительной власти, с неправительственными правозащитными организациями для улучшения ситуации в регионе с защитой прав человека и гражданина.
Характерно, что по мнению более половины неправительственных правозащитных организаций сложность ситуации с правами человека в области обусловлена отсутствием эффективного механизма защиты прав человека и недостаточным взаимодействием органов власти и правозащитников.
Основными направлениями взаимодействия и сотрудничества Комиссии по правам человека при Губернаторе Иркутской области с правозащитными организациями являются совместные проведения общественно значимых мероприятий. Комиссия по правам человека регулярно приглашает представителей НПО для участия в проводимых ею семинарах, встречах со студентами и учащимися школ, к посещению следственных изоляторов и исправительных учреждений. С другой стороны, представители Комиссии участвовали в мероприятиях, проводимых правозащитными организациями, оказывая при этом разнообразную организационно-техническую, методическую, информационную и иную помощь. По обоюдной договоренности НПО передают в Комиссию по правам человека на рассмотрение сложные для разрешения жалобы граждан, которые обращаются в правозащитные организации. Комиссия активно содействует вовлечению в правозащитную деятельность молодых правозащитников.
Успешным фактором активизации взаимодействия и сотрудничества Комиссии по правам человека с НПО стала работа сформированной Комиссией совместно с представителями двадцати правозащитных организаций секции `Защита прав человека`. Секция подготовила ряд нормативных документов, сформировала экспертный совет, в который передала на рассмотрение 18 социально-значимых проектов защиты прав и свобод человека: создание общественных приемных по правам человека, реабилитационного центра для бывших заключенных, проведение студенческих областных конкурсов по правам человека, мониторинг нарушений прав несовершеннолетних и другие.
Из восьми членов Комиссии по правам человека четверо являются руководителями активно действующих правозащитных организаций, а трое представляют общественные организации, чья деятельность в той или иной степени связана с защитой прав человека. Включение в состав Комиссии лидеров правозащитных организаций способствует повышению активности и Комиссии, и правозащитных организаций, их ответственности, налаживанию между ними постоянного и плодотворного сотрудничества.
После обсуждения в начале 2001 года на заседании Комиссии проблемы взаимодействия и координации работы с правозащитными организациями было проведено областное совещание представителей региональных правозащитных организаций, которое приняло решение создать Координационный совет при Комиссии. Благодаря этой инициативе Комиссии в области впервые вместе собрались те, кто друг о друге знал в основном понаслышке, чтобы обсудить свои проблемы, поделиться опытом и наметить пути сотрудничества и взаимопомощи.
Члены Координационного совета активно участвовали в подготовке Гражданского форума в Москве, на который было делегировано три (из восьми) члена Комиссии и два члена Координационного совета. Все делегаты-правозащитники активно участвовали в работе Форума и его секций.
В ноябре 2001 года Комиссия совместно с Координационным советом провела собрание правозащитников Иркутской области, посвященное пятилетию деятельности Комиссии. Сотрудничество и взаимодействие Комиссии по правам человека с неправительственными организациями продолжают развиваться и в 2002 году.
Комиссия по правам человека при Главе администрации Архангельской области, стремясь к более тесному сотрудничеству с неправительственными правозащитными организациями, в 2001-2202 г.г. провела совместно с НПО несколько общественно значимых акций, в числе которых:
- обмен опытом правозащитной деятельности в области оказания малоимущим гражданам бесплатных юридических консультаций. Такая `Зимняя школа юристов` организована совместно с Союзом юристов Архангельской области;
- оказание материальной помощи детям-инвалидам, многодетным и малоимущим семьям, организация бесплатного питания детей в школах (при поддержке Норвежского центра защиты прав ребенка);
- ежегодные (с 1998 года) открытые научно-практические конференции, посвященные Всемирному дню прав человека (10 декабря) совместно с Архангельским отделением общероссийского движения `За права человека`, Архангельским областным комитетом по правам человека и Архангельской городской общественной организацией `Дети, опаленные войной 1941-1945г.г. (последние свидетели)`;
- обсуждение проекта нового Трудового кодекса, реформы жилищно-коммунального хозяйства и пенсионной реформы.
Комиссия по правам человека систематически предоставляет одно из помещений для приема граждан всем сотрудничающим с ней правозащитным организациям.
Основным направлением сотрудничества Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания является проведение совместных мероприятий с неправительственными правозащитными и другими общественными организациями.
Так, с сентября 1999 года проводится совместная с Духовным управлением мусульман Северной Осетии и национально-культурными центрами, участники которых исповедуют ислам, акция `Ислам без оружия`, нацеленная на защиту прав граждан от религиозного экстремизма.
Проект Комиссии `Народ и власть` о нарушении прав граждан органами исполнительной и судебной власти реализован совместно с рядом неправительственных правозащитных организаций республики. По итогам подготовлен и передан на рассмотрение республиканского Парламента проект закона Республики Северной Осетии-Алании `Об обращениях граждан`.
Исследование методом анкетирования `Права верующих в Северной Осетии` (о соблюдении законодательства в сфере религии) проведено совместно сектором по правам верующих Комиссии по правам человека с группой психологов, представителями духовенства и рядом национально-культурных центров.
Проведение совместных мероприятий является также основным направлением сотрудничества Комиссии по правам человека Курской области с неправительственными правозащитными организациями.
В 2001 году по инициативе Комиссии состоялось совещание руководителей правозащитных организаций, действующих на территории области, в ходе которого было поддержано предложение о необходимости создания Координационного совета.
Комиссия по правам человека при Губернаторе Тверской области проводит политику тесного сотрудничества с большинством правозащитных организаций области, особенно с теми, которые оказывают конкретную помощь определенным категориям граждан в защите их прав, участвуют в правовом просвещении. В связи с тем, что некоторые правозащитные организации, особенно вновь созданные, часто не имеют в своем составе юристов, плохо обеспечены нормативными документами, областная Комиссия предоставляет им возможность пользоваться библиотекой, электронными справочными правовыми системами, проводить в помещении Комиссии семинары и круглые столы.
В последние три года Комиссия по правам человека совместно с общественной организацией `Студенческий правозащитный союз` реализует проект `Мониторинг прав человека в Тверской области`. На основе собранного материала в рамках данного проекта проведен круглый стол с участием лидеров правозащитных организаций города Твери.
Комиссия активно развивает контакты с Международным обществом прав человека, Московской школой прав человека, Молодежным центром прав человека и другими неправительственными правозащитными организациями области и России.
Взаимодействие Комиссии по правам человека Нижегородской области с неправительственными правозащитными объединениями происходит по ряду направлений деятельности, в частности, по подготовке и написанию ежегодного доклада `О положении с правами человека в Нижегородской области`, проведении Международного дня прав человека. Они совместно участвуют в проведении таких мероприятий как День жертв политических заключенных, акции по защите окружающей среды, проводят пресс-конференции по поводу создания новых правозащитных организаций.
Изложенные в данном разделе основные направления и формы сотрудничества следует, по мнению авторов исследования, использовать всеми комиссиями по правам человека и неправительственными организациями.


ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

За последние годы накоплен некоторый опыт взаимодействия комиссий по правам человека с неправительственными правозащитными организациями.
Например, Комиссия по правам человека Республики Хакасия, согласно полученной от нее информации, придает большое значение взаимодействию с общественными объединениями, прежде всего с теми, кто занимается правозащитной деятельностью. В реализации этой задачи, которую она считает одной из важнейших, Комиссия находит полную поддержку Правительства республики.
При активном участии членов Комиссии по правам человека и общественных организаций в 1996 году построены памятники жертвам политических репрессий в г.Абакане, Бейском районе, установлены мемориальные доски реабилитированным видным общественным деятелям Хакасии. При поддержке Правительства республики, организаций и граждан подготовлены два тома Книги памяти жертв политических репрессий, в которых преданы гласности имена свыше 5 тысяч реабилитированных граждан. В настоящее время готовится к изданию третий том Книги памяти и книга `Расстрельные списки`.
Понимая, что равноправные партнерские взаимоотношения власти и гражданского общества дадут новый импульс как для осуществления реформ, так и для укрепления политической, гражданской базы общества, помогут лучше увидеть и узнать возможности друг друга, искать оптимальные способы взаимодействия, определить пути решения непростых проблем, обе стороны в 1999 году подписали Соглашение о социальном партнерстве, гражданском мире и согласии с общественными объединениями.
Для обеспечения взаимодействия и контроля за ходом реализации данного соглашения была создана общественная палата Республики Хакасия, в которую сегодня входят 70 лидеров наиболее активных и значимых общественных объединений.
Общественная палата является консультативно-совещательным органом и позволяет руководству республики при решении политических, экономических и социальных проблем региона учитывать мнение большинства субъектов формирующегося гражданского общества, по существу представителей большинства населения республики.
Три года деятельности Общественной палаты показали, что проделанная совместная работа оказалась полезной для обеих сторон. Заметно возрос уровень доверия общественности и населения к органам власти, происходит осознание важности сотрудничества с объединениями граждан и в кабинетах руководителей органов власти местного самоуправления. Только в 2001 году в восьми территориях Хакасии были созданы Общественные палаты.
Президиум республиканской Общественной палаты возглавляет председатель Комиссии по правам человека В.В.Шавыркин. Это дает возможность усиливать работу общественных объединений в области защиты прав граждан, обобщать положительный опыт в этой важной сфере деятельности, обеспечивать более широкое взаимодействие Комиссии по правам человека с общественными организациями.
Инструментом диалога и сотрудничества между властью и общественными организациями, в том числе и правозащитными, в Воронежской области также выступает Общественная палата, учрежденная в июле 2001 года. Членами палаты являются более 200 общественных организаций. Представители организаций, вошедших в Общественную палату, объединились в комитеты по различным направлениям их деятельности. Есть комитеты ветеранских, женских, детских организаций; организаций, представляющих инвалидов, творческие и профессиональные союзы; комитеты по защите прав человека, экологическим проблемам, здравоохранению, образованию и другие. Значительным шагом в налаживании постоянного и конструктивного диалога между областной властью и общественными объединениями стало распоряжение Главы администрации области, согласно которому подразделениям областной администрации вменяется в обязанность действовать в тесном взаимодействии с соответствующими комитетами Общественной палаты по направлениям их деятельности.
Администрацией области при участии Комиссии по правам человека подготовлен проект закона Воронежской области `О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области с негосударственными некоммерческими организациями`.
Комиссия по правам человека при Губернаторе Кировской области тесно взаимодействует с функционирующими в регионе неправительственными организациями, занимающимися деятельностью, связанной с защитой прав и свобод человека и гражданина.
Так, Комиссией совместно с общественной организацией `Кировский региональный правозащитный центр` и Кировским региональным отделением общественной организации `Молодежный союз юристов России` организовано оказание бесплатной юридической помощи гражданам, обратившимся в общественную приемную Комиссии. Совместно с названными общественными организациями планируются выездные консультации граждан в районах области. Комиссией по правам человека совместно с областным Союзом женщин проведено социологическое исследование по проблеме обеспечения и защиты прав женщин в области. Осуществляется совместное участие членов Комиссии и представителей правозащитных организаций по правовому просвещению граждан и законотворческой деятельности.
Примером такого успешного взаимодействия Комиссии и правозащитных организаций области явилось участие членов Комиссии и представителей правозащитных организаций в работе по подготовке законопроекта `Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области`. Проект закона, подготовленный рабочей группой получил высокую оценку в ходе его обсуждения на круглом столе `Реалии и перспективы введения института Уполномоченного по правам человека в Кировской области`, который был организован кировскими правозащитниками в ноябре 2001 года.
Следует отметить, что в последние годы заметно активизируется деятельность многих неправительственных правозащитных организаций, их переход к более глубоким и научно обоснованным методам работы, поиск новых форм, одной из которых является мониторинг прав человека в стране. Такой мониторинг проводится регулярно по инициативе Московской Хельсинкской группы при поддержке более чем 80 региональных правозащитных организаций. Результаты мониторинга анализируются, обобщаются и издаются в виде Сборника докладов.
Происходит обмен методиками и опытом работы между различными организациями, проводятся семинары по обучению актива, созываются конференции по наиболее актуальным вопросам, относящимся к правам человека. Значительный позитивный опыт, накопленный как столичными, так и региональными неправительственными правозащитными организациями является общим достоянием и может быть использован в работе комиссий по правам человека. Соответствующую информацию можно получить в бюллетенях информационной правозащитной сети и в Интернете.
Многим комиссиям по правам человека также есть что сказать и поделиться опытом своей правозащитной деятельности. Они могут и должны более активно использовать возможности современных информационных технологий для обмена опытом работы, в том числе в плане сотрудничества и взаимодействия с неправительственными правозащитными организациями.
Практическим шагом на пути к этому явится создание своего сайта в Интернете Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, о чем говорила на заседании Комиссии 29 октября 2002 года ее председатель Э.А.Памфилова.
На Всемирной конференции по правам человека в Вене в 1993 году, в которой участвовали сотни неправительственных организаций, подчеркивалась важность диалога и сотрудничества между правительственными и неправительственными организациями. Однако, как сказал в своем выступлении на открытии конференции Генеральный секретарь ООН, `ничто не причинило бы большего ущерба самим государствам, чем оставление ими вопросов защиты прав человека в отдельных государствах в исключительном ведении частных учреждений или неправительственных организаций`.
Только совместная деятельность государственных и общественных структур может решить сложные задачи по обеспечению и защите прав человека.


ПРИЧИНЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УЛУЧШЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КОМИССИЙ
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА С НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ПРАВОЗАЩИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Наряду с положительными тенденциями и заметными в последнее время подвижками в налаживании взаимодействия комиссий по правам человека и неправительственных правозащитных организаций, ростом их взаимного интереса друг к другу, особенно по мере участия в совместной работе и в процессе взаимных консультаций, существуют и определенные трудности объективного и субъективного порядка в налаживании диалога и сотрудничества между комиссиями и НПО.
По мнению Комиссии по правам человека Владимирской области препятствием к налаживанию сотрудничества с некоторыми НПО является негативная и предубежденная позиция лидеров некоторых правозащитных организаций. Эти лидеры рассматривают комиссии при администрациях субъектов Федерации как несамостоятельные организации, которые обслуживают власти и выполняют все их указания. Поэтому руководители таких НПО не считают возможным сотрудничать с комиссиями по правам человека.
Другой сложностью во взаимодействии и сотрудничестве с НПО является, на взгляд Владимирской областной комиссии, расхождения в позициях самих правозащитников относительно стратегии, основного содержания и тактики их работы в условиях современного российского общества. Часть руководителей неправительственных правозащитных организаций считает, что правозащитной деятельности многих НПО является чисто декларативной, носит обличительно-заявительный характер и сосредоточена главным образом, по выражению С.А.Ковалева, на поднятии `гусиного шума`. Они полагают, что в новых социальных условиях, усугубленным системным кризисом и неудачными реформами, когда нарушение прав человека отмечается `по всем азимутам` общественного развития, заявлений и деклараций недостаточно. Современная тактика правозащитных действий должна, настаивают их представители, исходить из принципиально иных представлений о стратегии правозащитного движения в условиях качественно изменившейся социальной системы России.
О `зацикленности на освоенных в 70-е годы сферах правозащиты`, `отсутствии стратегии`, `чрезмерной политизированности` правозащитного движения и необходимости перестраивания своей работы в новых условиях писал еще несколько лет назад известный правозащитник, директор Пермского регионального правозащитного центра И.В.Аверкиев.
Непонимание некоторыми НПО сущности новизны правозащитного движения в качественно новом социуме, считает Комиссия по правам человека Владимирской области, является основным препятствием на пути ее сотрудничества с некоторыми НПО.
Отмечается еще одно препятствие сотрудничества Комиссии с НПО. Оно связано с деструктивными действиями отдельных лидеров НПО по отношению к другим правозащитным организациям. Это проявляется в их настойчивом стремлении унизить и оболгать правозащитные действия активных и реально работающих организаций, создать их образ в малопривлекательном виде и, заодно, самоутвердиться. Хотя раскол на `наших` и `не наших` в общественном правозащитном движении не является на сегодня острой проблемой, но такой раскол существует реально и никак не содействует взаимодействию и сотрудничеству с некоторыми общественными правозащитниками.
Аналогичное мнение высказывается комиссиями по правам человека Архангельской и Брянской областей, которые отмечают, что несмотря на все возможные принимаемые меры по улучшению взаимодействия и сотрудничества с НПО, руководители некоторых из них не откликаются на предложения комиссий по правам человека и не стремятся к сотрудничеству и взаимодействию.
Со своей стороны, часть правозащитных организаций отрицательно относится к деятельности комиссий по правам человека.
Председатель правления правозащитной организации из Карелии Н.Г.Павлова утверждает, что трудно взаимодействовать и сотрудничать с Комиссий по правам человека, которая функционирует чисто формально. Раз в год она собирает лишь информацию о нарушениях прав человека и готовит формальный доклад. В составе Комиссии есть представители правозащитных организаций, но влияния на ее текущую работу, а главное, на результат работы практически не оказывают. Правозащитники неоднократно предлагали и Комиссии по правам человека, и Правительству Республики Карелия изменить порядок работы Комиссии. Они предлагают, в частности:
- заседания Комиссии проводить не один раз в год, а систематически, обсуждая на них наиболее острые проблемы в сфере обеспечения и защиты прав граждан;
- рассматривать каждое серьезное нарушение прав человека с приглашением соответствующих должностных лиц;
- по тем нарушениям прав человека, которые носят массовый или систематический характер, например, незаконный отказ гражданам в регистрации по месту жительства, грубейшие нарушения УПК, особенно в отношении несовершеннолетних и других подобных ситуациях, немедленно готовить от имени Комиссии специальные доклады председателю Правительства республики, а в отдельных случаях сообщать в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации.
Предложение правозащитной организации поддержки у Комиссии по правам человека Республики Карелия не получило.
В этой ситуации Н.Г.Павлова считает, что никакого диалога не будет до тех пор, пока властные структуры не почувствуют в НПО силу, с которой будут вынуждены считаться. А это зависит в первую очередь от того, как будут действовать и взаимодействовать между собой общественные организации.
По информации председателя правления Мордовского республиканского правозащитного центра В.Д.Гуслянникова у них в республике примерно такая же ситуация. По его мнению о каком-либо сотрудничестве с Комиссией по правам человека говорить не приходится, поскольку созданная пять лет назад Комиссия практически не работает. Для Комиссии по правам человека не создано никаких условий для эффективного функционирования, не выделено даже помещения. Никто из высокопоставленных чиновников аппарата Главы республики или Правительства не занимается проблемами Комиссии по правам человека, хотя, по словам Гуслянникова В.Д., руководство республики располагает значительным административным ресурсом, который помог бы решить многие больные и острые проблемы в сфере обеспечения и защиты прав граждан в республике. Поэтому в высокие федеральные инстанции продолжают идти жалобы людей, которые могли бы и должны решаться на местном уровне.
По сообщению директора Липецкого Общества прав человека М.С.Гольдмана Комиссия по правам человека области сотрудничеству и взаимодействию с неправительственными правозащитными организациями региона никакого значения и внимания не уделяла и не уделяет. Ни одного представителя правозащитных организаций в Комиссию не включили, несмотря на предложения НПО включить в состав Комиссии конкретных правозащитников.
Председатель общественного Комитета по правам человека в Краснодарском крае Е.А.Александрова отмечает: `Наши правозащитники никак не могут наладить никакого диалога между руководством края и его комиссией по правам человека, поскольку последние всего этого просто избегают, им абсолютно не нужны общественные глаза и уши, они категорически против совместной деятельности`.
Отношения власти, государственных структур и правозащитников имеют свою историю. Ведь в недалекие советские времена независимая общественная активность подавлялась тотально и жестоко. Власть не терпела `посредников` между собой и обществом. Подобное отношение со стороны представителей власти к правозащитникам, к сожалению, имеет место кое-где и сейчас.
Представляется, что приведенные конкретные примеры негативного характера и в целом проблема налаживания диалога и взаимодействия власти и общественности свидетельствует еще и о том, что часто представители общественности не знают механизмов функционирования власти и не умеют эти механизмы использовать. Зачастую считается, что власть - это изначально что-то непостижимое и зловредное, поэтому с чиновниками не стоит даже связываться - все равно от них толку не будет. Аналогичное отношение и со стороны некоторых чиновников, которые привыкли думать, что `общественность` состоит из бездельников и скандалистов.
В этой связи профессор А.Д.Керимов отмечает: `К сожалению, и сегодня, несмотря на то что мы уже в течение нескольких лет претендуем на осуществление крупномасштабных демократических преобразований во всех сферах общественной жизнедеятельности, власть, причем как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, весьма склонна рассматривать себя в качестве самодостаточной силы, закрытой и абсолютно независимой от населения корпорации. Многие ее представители нередко ощущают себя совершенно не связанными ни юридическими законами, ни этическими нормами, ни общественным мнением` .
Требуется большая напряженная работа по преодолению накопившегося с двух сторон большого груза взаимной предвзятости и предубеждений.
Институциональная проблема заключается в том, что в стране еще недостаточно предпосылок для настоящего, полноценного гражданского общества. Причин тому много. Во-первых, у нас очень тонкая прослойка людей, которые потенциально могли бы быть активистами. Средний класс составляет максимум 10 процентов населения, причем крайне неравномерно распределенных по территории страны и по субъектам Федерации. Средний класс, помимо определенного материального достатка, - это образ жизни, это менталитет. Значительная часть населения у нас люмпенизирована и маргинализирована. Во-вторых, во многих регионах существует откровенный деспотизм местных властей, и общественные организации там либо просто имитируют деятельность, либо полностью подчинены властям и являются ручными.
Вместе с тем, отмечает заведующий сектором политологических исследований Института государства и права РАН, заместитель председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации В.В.Смирнов, негативные тенденции и препятствия на пути становления гражданского общества в России в определенной степени уравновешивает быстрое развитие организаций `третьего сектора`, в первую очередь благотворительных, экологических, культурных, женских и, особенно, правозащитных, которые в совокупности служат значимыми каналами общегражданского участия, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, развития диалога общества и власти. В такой диалог вносит значимый вклад сотрудничество между комиссиями по правам человека и правозащитными общественными организациями.


НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА С НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ПРАВОЗАЩИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.
РОЛЬ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ

Выступая на открытии Гражданского форума, председатель Московской Хельсинкской группы, член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Л.М.Алексеева подчеркнула: `В современном мире политическая стабильность и экономическое процветание отличают те страны, где гражданское общество и власть научились быть не только оппонентами, но и партнерами, научились совместно решать проблемы, которые ни общество не может решить без власти, ни власть - без общества` .
В российском обществе также созрели необходимые условия для совместного решения многих проблем власти и общества. Особенно в этой связи важна активизация деятельности комиссий по правам человека и неправительственных правозащитных организаций, их совместная работа в это направлении. Многие комиссии и НПО предлагают принять конкретные меры по совершенствованию такой работы.
Так, по мнению Комиссии по правам человека Архангельской области, для улучшения конструктивного сотрудничества и взаимодействия региональных комиссий по правам человека с неправительственными правозащитными организациями следует разработать и осуществить на уровне субъекта Федерации программу государственной поддержки гражданских инициатив, включающую следующие моменты:
- организация и проведение для всех желающих образовательных семинаров, тренингов по вопросам прав человека, организация обмена опытом правозащитной деятельности. Следует также рассмотреть возможность создания сети библиотек юридической и правозащитной литературы, с перспективой использования их в качестве информационной и материальной базы указанных мероприятий;
- предоставление помещений, закрепленных за региональными комиссиями по правам человека для проведения собраний, ведения приема правозащитными организациями;
- возможность государственной поддержки для наиболее социально активных правозащитных организаций, обеспечение им финансовой поддержки в зависимости от значимости деятельности, регионального охвата и количества членов;
- организация публикаций и изданий на правозащитную тематику, с предоставлением возможности высказать свою позицию для всех правозащитников.
Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, по мнению Архангельской комиссии, могла бы обратиться к Президенту России с просьбой о выходе с законодательной инициативой принятия Федерального закона `О правозащитных организациях и гарантиях их деятельности`. Подобный закон мог бы дать определение правозащитной деятельности, правового статуса правозащитных организаций, создать определенные гарантии продуктивной деятельности НПО, в частности, предоставления им права участвовать в судебных процессах без доверенности, возможности знакомиться с гражданскими и уголовными делами, решения и приговоры по которым вступили в законную силу.
По мнению Комиссии по правам человека Архангельской области, исторически первично и имеет примат именно гражданское общество, а государство должно быть его инструментом, призванным обеспечивать достижение компромисса между различными слоями общества в публичных интересах. Схема взаимодействия между гражданским обществом и государством может быть, как считают в Комиссии, только одна: государство должно выявлять и поддерживать гражданские инициативы. При этом, в условиях зачаточного состояния гражданского общества, требуется направить основные усилия именно на его развитие, повышение позитивной личной ответственности гражданина перед государством за состояние дел в обществе, на усиление участия гражданина в управлении государством.
Комиссия по правам человека Брянской области считает, что в период активного становления гражданского общества Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации могла бы выступить инициатором предложений Президенту России о подготовке документа, в котором был бы учтен опыт правозащитной работы последних лет и предложения, выработанные Гражданским форумом в ноябре 2001 года.
Было бы желательным создание Государственного фонда поддержки правозащитного движения. Права наших граждан, подчеркивает Комиссия, должны защищаться на деньги российских налогоплательщиков и спонсоров, а не только на зарубежные гранты.
По мнению Комиссии по права человека Курской области для улучшения конструктивного сотрудничества и взаимодействия региональных комиссий по правам человека с НПО:
- более половины членов комиссий должно составлять лидеры неправительственных правозащитных организаций;
- при активном участии комиссий проводить постоянно-действующие семинары с активистами НПО;
- координировать работу комиссий и НПО по конкретным направлениям деятельности (защита прав инвалидов, ветеранов, детей и малолетних правонарушителей, военнослужащих, беженцев и переселенцев, лиц, находящихся в местах лишения свободы и т.д.).
Комиссия по правам человека Курской области считает, что Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации могла бы:
- содействовать привлечению финансовых и материально-технических средств на поддержку деятельности НПО из российских и зарубежных источников. В этих целях целесообразно разработать систему финансовых льгот, стимулирующих предоставление средств на нужды НПО со стороны российского и зарубежного бизнеса;
- способствовать в обеспечении НПО льготами на аренду помещений, средств транспорта и связи, типографских и полиграфических мощностей.
В более широком плане необходимо разработать и создать в рамках сотрудничества между государством и обществом механизм общественного контроля во всех сферах жизни, затрагивающих права человека. В этих целях целесообразно учредить:
- должности уполномоченного по правам детей в субъектах Федерации, сформировать при них институты общественных инспекторов;
- общественную инспекцию по контролю за соблюдением прав заключенных;
- общественную инспекцию по контролю за деятельностью сотрудников милиции;
- общественные советы из представителей НПО при прокуратуре и УВД, управлениях юстиции, комитетах труда и социальной защиты.
Для налаживания эффективного диалога и полноценного сотрудничества на постоянной основе между властными структурами и представителями гражданского общества должно быть обоюдное стремление к этому, основанное на желании получить положительные результаты в деле обеспечения прав граждан и построении правового государства. Необходимо вести постоянный диалог между властными структурами и НПО в целях обмена мнениями по насущным проблемам и выработки решений, при исполнении которых устранять и предотвращать нарушения прав человека, закрепленных в нормативно-правовых актах.
Комиссия по правам человека Республики Хакасия для улучшения сотрудничества и взаимодействия с неправительственными правозащитными и другими общественными организациями предлагает Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации регулярно обобщать и распространять положительный опыт работы администраций субъектов Федерации и региональных комиссий по взаимодействию с общественными организациями по вопросам социальной и правовой защиты населения, а также проводить региональные семинары с руководителями общественных объединений по обмену опытом работы. В этой связи Комиссия отметила аналитическую и практическую ценность подготовленную в 2001 году Центром содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира и направленную в регионы работу `Обоснование и методы повышения эффективности деятельности комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации`.
Председатель Комиссии по правам человека при Губернаторе Владимирской области Л.В.Якушева считает, что единственным средством конструктивного сближения региональных комиссий с НПО является совместное участие в действиях по защите прав граждан, в конференциях, дискуссиях, взаимное консультирование, практический обмен опытом, словом, совместный реальный труд на правозащитном поприще.
Для налаживания эффективного диалога и полноценного сотрудничества на постоянной основе между комиссиями по правам человека и представителями неправительственных правозащитных организаций председатель правления Мордовского правозащитного центра В.Д.Гуслянников поддерживает предложение о проведении расширенного заседания Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации с приглашением руководителей региональных комиссий по правам человека и лидеров неправительственных правозащитных организаций, на котором обсудить эту проблему. Проведение такого заседания помогло бы выявить упущения, допускаемые в работе по защите прав граждан и выработать мероприятия, необходимые для совместной работы. Результаты обсуждения необходимо довести до широкой общественности, а материалы с решениями расширенного заседания Комиссии направить во все субъекты Российской Федерации, с предложением обсудить их на совместных заседаниях властных структур, чиновников различного уровня и представителей общественности.
Это было бы серьезным шагом, считает В.Д.Гуслянников, на пути к эффективному диалогу и полноценному сотрудничеству между властью и общественностью по проблемам защиты прав человека гражданина в стране, к становлению гражданского общества.
С целью улучшения ситуации с правами человека и организации взаимодействия и сотрудничества комиссий по правам человека с общественными правозащитными организациями необходимо, по мнению директора Липецкого Общества прав человека М.С.Гольдмана, не реже одного раза в квартал составлять отчет о положении с правами человека в регионе и гласно в виде общественных слушаний обсуждать его, с обязательным участием представителей (желательно руководителей) всех трех ветвей власти. По результатам общественных слушаний все три ветви власти должны принять соответствующие решения, которые необходимо опубликовать в СМИ.
Основой сотрудничества Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации с региональными объединениями должны, по мнению М.С.Гольдмана, стать максимальная гласность, прозрачность ее действий и конструктивность взаимодействия. Но главное - Комиссия должна стать органом, постоянно информирующим Президента о наиболее распространенных и массовых нарушениях прав граждан и сообщающим общественности реакцию главы государства на эти факты. Когда люди сталкиваются с нарушениями своих прав и встречают полное невнимание представителей власти к их обращениям, у многих рождается чувство безысходности.
Было бы желательным издание Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации ежемесячника для публикаций в нем информации по правозащитной проблематике, в том числе обмена опытом правозащитной деятельности комиссий по правам человека и неправительственных правозащитных объединений.
Владимирская областная общественная организация `Центр по правам человека` считает, что для установления диалога и плодотворного сотрудничества между властными структурами и НПО наиболее эффективным способом донесения позиции представителей гражданского общества до власти является создание постоянно действующих общественных советов при конкретных органах власти (министерствах, ведомствах, органах прокуратуры, органах внутренних дел), как на федеральном, так и региональном уровне.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировая и отечественная история свидетельствует о том, что гражданское общество невозможно ввести директивным порядком, учредить законом. Можно лишь содействовать его становлению. В этом становлении особую роль играют общественные организации и движения. Среди них видное место занимают правозащитные организации, которые призваны способствовать строительству фундамента гражданского общества - созданию эффективного режима и механизма защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными нормами и стандартами в этой области.
Российское гражданское общество еще только формируется. Как и новое государство, оно подвержено различным болезням и не только болезням роста. Совершенствование деятельности комиссий по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их взаимоотношений с неправительственными правозащитными организациями является одним из средств преодоления этих недугов.
Для этого необходимо:
- в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года No 864 `О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации` Комиссии по правам человека при главе государства направить письмо руководителям субъектов Российской Федерации с просьбой включить в состав региональных комиссий по правам человека представителей ведущих неправительственных, прежде всего правозащитных, организаций;
- принять меры к созданию комиссий по правам человека в тех субъектах Российской Федерации, где они еще не созданы;
- создать комиссии по правам человека при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах, включив в их состав председателей комиссий и уполномоченных по правам человека, а также видных представителей неправительственных правозащитных организаций субъектов Федерации, входящих в федеральный округ;
- ежегодно проводить общероссийские форумы по правам человека с участием представителей региональных комиссий и уполномоченных по правам человека, а также региональных правозащитных организаций;
- регулярно осуществлять под эгидой Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации учебные семинары-тренинги с руководителями и членами региональных комиссий по правам человека, в том числе с целью их обучения нормам и правилам оптимальных взаимоотношений с неправительственными общественными организациями;
- Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации постоянно оказывать иную организационную и методическую помощь региональным комиссиям по правам человека;
- добиваться увеличения поддержки конструктивной деятельности неправительственных правозащитных организаций со стороны органов государственной власти и отечественных предпринимателей;
- подготовить модельное (типовое) положение о комиссии по правам человека при главе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором предусмотреть, в частности, закрепление принципов формирования комиссий, включая представительства от неправительственных общественных организаций; основных целей, задач, функций и прав комиссий; источников финансового, материально-технического, организационного, информационного и иного обеспечения деятельности комиссий; принципов их взаимоотношений с органами власти, судебными и правоохранительными органами и неправительственными общественными организациями;
- размещать на сайте Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации постоянно обновляемые материалы о составе и деятельности региональных комиссий по правам человека, об их взаимодействии с неправительственными общественными организациями, а также ежегодные доклады этих комиссий; превратить этот сайт в площадку непрерывного диалога комиссий и НПО, представителей власти и общества.

ЛИТЕРАТУРА
и другие источники, использованные при написании работы

Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд.гр. Норма-Инфра.М, 2002.
Венская декларация и Программа действий. Принята 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией по правам человека. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд.гр. Норма-Инфра.М, 2002.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд.гр. Норма-Инфра.М, 2002.
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 года.
О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. No 864.
Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 1996 г. No 1457. Изменения и дополнения внесены Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2001 г. No 1120.
О составе Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2002 г. No 1208.
Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект), Изд. Норма, М., 2000.
Юридический энциклопедический словарь, М., Изд. `Большая Российская энциклопедия`, 2002.
Права человека в регионах Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2001 года. Московская Хельсинкская группа, М., 2002.
Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России, М., ИМЭМО РАН, Эдиториал УРСС, 1998.
Из истории воззрений на гражданское общество. Статья-обзор в сбор.: `Общество на фоне`, Полит.Ру, М: ОГИ, 2001.
Керимов А. К вопросу формирования в России гражданского общества. `Гражданин и право`, No 3, март 2002 г.
Кин Дж. Демократия и гражданское общество. М., Изд. `Прогресс-Традиция`, 2001.
Катин В. Новая реальность XXI века. Независимая газета, 15.02.01г.
Смирнов В. Российской общество и власть в период трансформации. Статья в журнале `Профессионалы за сотрудничество`, вып.3, М., 1999.
Ярыгина Т. Возможно ли в России гражданское общество? Интервью общественно-политическому еженедельнику `Независимое обозрение`, 6.02.02 г.
Материалы Гражданского форума. Интернет-сайт: www.civilforum.ru.
Доклады, отчеты, справки комиссий по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Информация, полученная от неправительственных правозащитных организаций из субъектов Российской Федерации.

Центр содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира
129515, г.Москва, улица Академика Королева, 8-2-509.
Тел./факс (095) 216 41 95, e-mail: alex_kop@avallon.ru


Директор Копылов Александр Терентьевич
    Руководитель авторского коллектива
А.Т.Копылов
Ответственный редактор
профессор В.А.Карташкин


Москва
декабрь 2002

Док. 151430
Перв. публик.: 16.01.03
Последн. ред.: 21.01.03
Число обращений: 2


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``