В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: О несоответствии некоторых норм законов РФ Назад
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: О несоответствии некоторых норм законов РФ
`О гражданстве РФ`, `О правовом положении иностранных граждан в РФ` Конституции Российской Федерации и международным договорам
В соответствии со ст.62 чЗ Конституции РФ
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Режим, установленный в ч.З ст.62 Конституции РФ является `национальным режимом`, т.е. одинаковым с гражданами РФ за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством или международным договором РФ.
1. Статьей 16 ФЗ РФ `О гражданстве РФ` предусмотрены основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ:
`отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые...
Пункт В: не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории РФ...
При этом в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ `О гражданстве РФ` необходимым условием проживания на территории РФ для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ является наличие вида на жительство.
Законные основания проживания иностранных граждан на территории РФ сформулированы в специальном законе, в ст.2 ФЗ РФ `О правовом положении иностранных граждан в РФ`,
`Законно находящийся в РФ иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу...`
Основания отказа в выдаче либо анулировании разрешения на временное проживание сформулированы в статье 7 п.8 и в выдаче либо анулировании вида на жительство в статье 9 п.8 этого Закона.
Не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случаев, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.
Статья 7 п.8 и статья 9 п.8 ФЗ РФ `О правовом положении иностранных граждан в РФ, а также в системной связи с указанными статьями ст. 13 ФЗ РФ `О гражданстве РФ` не соответствуют ст.19 Конституции РФ
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.
Минимальный размер оплаты труда в РФ в соответствии с ФЗ РФ от 29.04.02 г. No 42-ФЗ `О внесении дополнений в ФЗ `О минимальном размере оплаты труда` составляет 450 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 24.08.2002 г. No 627 величина прожиточного минимума для трудоспособного человека установлена в 1960 рублей. Таким образом, при несоответствии уровня прожиточного минимума минимальной заработной плате б олее половины работающих граждан РФ живут за чертой намного ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи.
В статье 37 ч.З Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным Законом минимального размера оплаты труда (а не прожиточного минимума), а также право на защиту от безработицы.
Введение имущественного ограничения иностранных граждан и ЛБГ (при установленном в РФ вознаграждении за труд не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), который в 3 раза ниже прожиточного минимума), как препятствие для реализации права на получение разрешения на временное проживания, вида на жительство и, соответственно, приобретение гражданства РФ, т.е. возможности легально находится в стране, является дискриминацией по имущественному положению и социальному признаку и не соответствует ст. 19 Конституции РФ, в той мере в какой оно позволяет отказывать в выдаче иностранному гражданину и ЛБГ разрешения на проживание и анулировать выданные разрешения и виды на жительство на том основании, что доходы данного гражданина ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи.
2. Статье 11 ФЗ РФ `О правовом положении...` определяет передвижение
иностранных граждан в пределах РФ. В п.2 данной статьи указано:
временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.
Статья 2 указанного Закона определяет законно находящихся в РФ иностранных граждан - это в том числе лица, имеющие разрешение на временное проживание.
В соответствии со статьей 15 части 4 Конституции общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет над внутренним законодательством; если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора
Статья 11 п.2 противоречит следующим нормам международного права:
Статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.
`I. Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства.
3. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.
4. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

Статье 2 Протокола No 4 к Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод, гарантирующему право на свободу передвижения и выбор места жительства на территории страны каждому, кто законно находится на ее территории.
Статье 27 ч.1 Конституции РФ
Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, статья 11 п.2 ФЗ РФ `О правовом положении...` не соответствует указанным международным актам и ст.27 ч.1 Конституции в той мере, в какой запрещает законно находящимся на территории РФ иностранным гражданам и ЛБГ при наличии разрешение на временное проживание по собственному желанию изменять место своего проживания.
3. В статье 31 ФЗ РФ `О правовом положении...`, определены последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в РФ, при этом в соответствии со п.З иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи (т.е. не выехал из РФ при сокращении срока проживания или временного пребывания или анулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство^, подлежит депортации.
В соответствии с пунктом 9 иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта РФ, до исполнения решения о депортации.
Аналогичную норму содержит и КоАП РФ в статье 18.8 указано
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижении или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию РФ, - влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
Аналогичную санкцию - административное выдворение за пределы РФ содержат ст.ст. 18.4 ч.2,18.10 ч.2,18.11 КоАП РФ.
При этом в статье 32.10 ч.5 КоАП РФ, определяющей порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан или ЛБГ, указано:
до административного выдворения за пределы РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных ст.27.б настоящего Кодекса.
Указанные нормы противоречат:
Статье 3 Всеобщей декларации прав человека никто не может быть подвергнут произвольному аресту или задержанию (статья 9). Согласно пункту `а` части 1 ст. 5 Декларации о правах в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают от 13.12.85 г.
Иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством с учетом международных обязательств государств, в которых они находятся, правом
на личную неприкосновенность; ни один иностранец не должен быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.
Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает в ст.9 устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность и никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.
Статья 22 Конституции РФ право на свободу и личную неприкосновенность. По буквальному смыслу статьей 22 и 46 Конституции РФ (с учетом употребления в них терминов `каждый` и `лицо`), так и по смыслу, вытекающими во взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 `Права и свободы человека и гражданина` Конституции РФ, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и следовательно должны гарантироваться иностранным гражданам и ЛБГ наравне с гражданами РФ.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.02.98 No 6-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР `О правовом положении иностранных граждан в СССР в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура. В пункте 6 ПКС указано:
`...положение Закона СССР `О правовом положении иностранных граждан в СССР` о задержании на срок, необходимый для выдворения, не должно рассматриваться как основание для задержания лица на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться в силу того, что ни одно государство не соглашается принять выдворяемое лицо. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством РФ и противоречащий указанным нормам Конституции РФ`.
В пункте 2 резолютивной части данного постановления указано, что Федеральному Собранию надлежит урегулировать порядок задержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению из пределов РФ и уклоняющихся от выезда, в соответствии с Конституцией РФ с учетом настоящего Постановления.
Исходя из изложенного, в отсутствии законодательно урегулированной процедуры задержания иностранных граждан и ЛБГ, подлежащих выдворению и при наличии в статье 31 п.9 ФЗ РФ `О правовом положении...` и в ст.32.10 ч.5 КоАП РФ норм, позволяющих задерживать и содержать в условиях лишения свободы иностранных граждан и ЛБГ неограниченно долго, до исполнения решения о депортации или до их фактического административного выдворения за пределы РФ, т.е. в отсутствии какого либо определенного временного ограничения срока задержания, является нарушением ст.23 ч.1 Конституции РФ и указанного Постановления.
4. В Законе не сформулированы критерии и категории граждан, которые не подлежат депортации ни при каких условиях когда они могут быть возвращены в страну, где им грозит смерть, пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание, что может явиться нарушением статьи 2 и 3 Европейской Конвенции и ст.ст. 20 ч.1, 21 Конституции РФ.
Также на практике возникнут ситуации (аналогичные случаи были в С-
Пб при действии Закона СССР `О правовом положении иностранных граждан в
СССР` пример: гр-н Конго Эвалака Куму Брис, гр-н Ганы Паул Осей и др.),
когда лицо выдворяемое с территории РФ лицо состоит в зарегистрированном
браке с гражданкой РФ и от данного брака имеются дети.
Принцип единства семьи и недопустимости вмешательства государства
в осуществление права на личную и семейную жизнь установлен рядом
международно-правовых документов, ратифицированных РФ, а именно:
Статьей 16(3) Всеобщей декларации прав человека;
Статьями 17 и 23 (1) Международного Пакта о гражданских и политических правах;
Статьей 10 (1) Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах;
Статье 8 Европейской Конвенции `О защите прав человека и основных свобод`, регламентирующую принцип единства семьи и запрещающей государству вмешательство в осуществление частной и семейной жизни.
``Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны государственных органов в осуществление этого права, за исключением вмешательства, предусмотренного законом и необходимого в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц`.
Такая мера, как выдворение из страны, является крайней мерой и представляет особое вмешательство государственных органов в осуществление гражданами права на уважение их семейной жизни, гарантированного пунктом 1 статьи 8 Конвенции. В связи с этим принятие решения о выдворении должно соответствовать требованиям пункта 2 статьи 8 Конвенции, то есть должно быть `предусмотрено законом`, направлено на достижение одной или нескольких правомерных целей, которые перечислены в данной статье Конвенции и быть `необходимым в демократическом обществе` для реализации этих целей. Преследуемые государственными органами правомерные цели должны быть сопоставлены со степенью серьезности вмешательства в право граждан на уважение их семейной жизни.
Нарушение ст.8 Европейской Конвенции, как это было установлено в Решениях Европейского суда по правам человека, а именно: Беррехаб против Нидерландов от 21.06.98 г.; Бельджуди против Франции от 26.04.92 г. (Серия А, Т.234-А); Мустаким против Бельгии от 18.02.91 г. (Серия А, т.193); Насри против Франции от 13.07.95 г. (Серия А, Т.320-В), Амролахи против Дании от 11.07.2002 г. В результате данных судебных решений выдворение названных граждан из страны признано противоречащим статье 8 Конвенции. В Решении Европейского суда по делу Сливенко и др. против Латвии по вопросу приемлемости жалобы, рассмотренному на Большой палате Европейского суд, опубликованному в журнале Российская юстиция No б за 2002 г. Российская Федерация выступила третьей стороной в споре и признала, что высылка заявителя и разлучение с семьей, примененное в Латвии не преследует никакой законной цели по смыслу п.2 статье 8 Европейской Конвенции и не была необходима в демократическом обществе. Все решения Европейского суда являются частью правовой системы РФ и закрепленные в них принципы имеют прямое непосредственное действие на территории РФ, в качестве принципов международного права.
В ст.9,10,16,18,27 Конвенции ООН `О правах ребенка`, запрещается разлучение ребенка с родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда это необходимо в интересах ребенка. В статье 16 Конвенции установлено, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на семейную жизнь. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства. Безусловно, что иностранных граждан с их семьями является произвольным вмешательством и в осуществление права ребенка на семейную жизнь.
В соответствии со статьей 23 (часть 1) Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни.
В силу статьи 38 (часть 1 и 2) Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Таким образом, выдворение иностранных граждан и ЛБГ, имеющих семьи с территории РФ является нарушением вышеуказанных норм международного права и ст.23 ч.1 и 38 ч. 1,2 Конституции РФ.
Исходя из изложенного ФЗ РФ `О правовом положении иностранных граждан РФ` умоляет права иностранных граждан и ЛБГ, а поэтому он издан в нарушение статьи 55 части 2 Конституции РФ, запрещающей издавать в РФ законы отменяющие или умоляющие права человека и гражданина.
Член Российского комитета адвокатов в защиту прав человека, юрист Сети `Миграция и право` ПЦ `Мемориал`, Санкт - Петербург.
ЦЕЙТЛИНА ОЛЬГА ПАВЛОВНА

Док. 151052
Опублик.: 20.12.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``