В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Эллы Памфиловой на встрече с Президентом Российской Федерации 10 декабря 2002г. Назад
Выступление Эллы Памфиловой на встрече с Президентом Российской Федерации 10 декабря 2002г.

Выступление Эллы Памфиловой на встрече с Президентом Российской Федерации 10 декабря 2002г.Мы собрались для того, чтоб откровенно обсудить с Главой государства самые острые и больные вопросы защиты прав и свобод человека, вместе подумать, что надо сделать, чтобы не попиралось человеческое достоинство наших граждан, чтобы они не чувствовали себя униженными и оскорбленными. Пренебрежение правами и интересами граждан ухудшает социально-психологическое и нравственное состояние общества, порождает недоверие к государству, общественную и личную апатию. Положение усугубляется размытостью, неопределенностью, противоречивостью и дефицитом юридических процедур, гарантирующих защиту прав граждан. Если говорить о большой политике, то с точки зрения защиты прав человека мы заинтересованы в успешном проведении судебной и административной реформ, развитии местного самоуправления, декриминализации правоохранительной системы, повышении уровня и качества жизни. Но это действительно большая политика, мало зависящая от нас. Что же касается непосредственно Комиссии, то назрела острая необходимость в создании единой, четко скоординированной системы, где все три ее составляющие:
-судебная
-внесудебная (включающая в себя в том числе вертикаль исполнительной власти и институт Уполномоченного), а также
-общественно-правозащитная, функционировали бы полноценно. На наш взгляд, это и есть основная стратегическая задача Комиссии - способствовать созданию такой системы. В этих целях мы предполагаем завершить доработку проекта `Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека`, на основе которой можно было бы заложить современную, эффективную, целостную систему защиты прав человека, сочетающую в себе внутринациональные и международные нормы, государственные и общественные механизмы. Это что касается долгосрочных направлений работы. У Комиссии большой потенциал, и она намерена опираться в первую очередь на ресурс многочисленных
общественных организаций, а также на экспертный ресурс научных и правовых центров. От помощи государственных служб тоже не отказываемся и благодарим администрацию Президента за оказываемое содействие в организации работы. Есть надежда, что Комиссия может стать одним из живых каналов связи между Вами, как Президентом страны, и гражданским обществом, для развития которого требуются наши совместные усилия. Мы будем способствовать тому, чтобы важнейшие гражданские инициативы имели выход на высший уровень власти и влияли на принятие решений по ключевым проблемам обеспечения прав российских граждан. Для нас очень важно, что Вы поддерживаете идею организации общественной экспертизы разрабатываемых законопроектов с позиции соблюдения прав человека. Комиссия намерена в самое ближайшее время организовать такую экспертизу. Мы также обязаны будем взять на себя и оценку правоприменительной практики в этой сфере - насколько она соответствует принятым законам. Поскольку правосудие должен обеспечивать суд, то мы в рамках своей компетенции будем способствовать его превращению в основного защитника прав человека, гаранта правопорядка в обществе. Это тем более актуально в преддверие судебной реформы, которая невероятно тяжела на подъем. Если судить по количеству и характеру обращений, поступающих в Комиссию и правозащитные организации, то пока судебная защита труднодоступна для обычного человека и далеко не всегда справедлива. Бедных наш суд не любит. Судебная власть должна быть независима от кого бы то ни было, но при этом она должна быть прозрачна для общества. Поэтому мы ставим перед собой задачу способствовать формированию гражданского контроля за деятельностью правоохранительной системы, как это принято в странах с развитой демократией.
Следующая важнейшая функция Комиссии -просветительская. Способствовать правовому просвещению граждан, а также разработке образовательных программ в системе высшего и среднего образования.
Еще одна из функций Комиссии - международная, и сотрудничество в этой сфере развивается стремительно, но мне особо хотелось бы обратить внимание, на то, что
Комиссия не может остаться в стороне от проблемы защиты интересов российских граждан в странах ближнего и дальнего зарубежья. Именно поэтому в недрах Комиссии готовятся предложения по организации Службы экстренной правовой помощи гражданам России, права которых нарушаются за пределами страны.
Комиссия также предполагает способствовать созданию сети общественных приемных, чтобы сделать правовую помощь более доступной в первую очередь для малоимущего населения. Сейчас под эгидой Комиссии заработала первая общественная приемная - на базе Социального Университета, который возглавляет член нашей Комиссии Василий Иванович Жуков. Через некоторое время мы сможем оценить все плюсы и минусы начатого эксперимента,.
Для оценки эффективности предпринимаемых мер в сфере обеспечения прав человека предполагается регулярно осуществлять мониторинг, как средство обеспечения обратной связи, предоставления объективной информации о ситуации с политическими, гражданскими, экономическими, социальными, культурными и экологическими правами человека, а также с правами наиболее уязвимых групп населения.
Надо признать, как это ни печально, что в нашем обществе нарастают такие негативные явления, как бытовой и служебный национализм, расовая и религиозная нетерпимость. Комиссия считает, что необходимо дать решительный отпор всем проявлениям экстремизма, расизма, исламофобии, кавказофобии антисемитизма и терроризма. Именно сейчас наше общество должно проявить гражданскую зрелость и ответственность, чтобы не допустить распространения этих уродливых явлений. Для членов Комиссии - пресекать любые проявления межнациональной вражды - дело чести. (Е. Васильев)
Переходя от долгосрочных намерений - к ближайшим планам, мне в первую очередь хотелось бы остановиться на наиболее проработанных Комиссией направлениях. В первую очередь это касается проблемы защиты прав детей. Сейчас многочисленное НКО-сообщество удивительно дружно и интенсивно работает, чтобы сформировать Национальный План Действий в интересах детей, и многие члены Комиссии принимают в этом
непосредственное участие, так как хорошо понимают, что без укрепления базового института общества - семьи, без формирования новой социальной стратегии - невозможно в полной мере защитить права детей. Только в отношении детей-сирот прокуратурой выявлено более 42 тыс. нарушений законодательства в сфере охраны их прав. В качестве первого шага необходимо сформировать системный правовой инструмент, каковым может стать ювенальная юстиция, как отдельная система правосудия для несовершеннолетних, в большей степени не карающая несовершеннолетних преступников, а уберегающая детей от совершения преступлений. Кстати, дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды в 1910 году, которые успешно функционировали до известных событий.
Второе направление, по которому Комиссия плотно поработала - права беженцев, вынужденных переселенцев и лиц без гражданства. Выявилось, что принятые федеральные законы `О правовом положении иностранных граждан` и о `Гражданстве` оставляют нерешенной проблему нескольких категорий бывших советских граждан. По существу этой проблемы выступит Светлана Алексеевна Ганнушкина, а я лишь хочу добавить, что под эгидой Комиссии в Администрации Президента при непосредственной поддержке и участии Виктора Петровича Иванова была проведена `переговорная площадка` между руководителями ведомств, отвечающими за эту проблему и лидерами правозащитных организаций. Практически все признали, что проблема существует, только все по-разному видят способы ее разрешения. В результате - договорились создать рабочую группу по выработке .совместных предложений. В связи с этим, просим Вас поручить В.П.Иванову, О.Е.Кутафину и мне, как председателю Комиссии, подготовить для Вас конкретные предложения, как выходить из этой ситуации. В чем я точно уверена, так это в том, что необходима массовая разъяснительная работа среди населения по этому поводу:
многие живут, считают себя гражданами России, и не подозревают, что скоро их начнут депортировать неизвестно куда.
И последнее. Комиссия взяла на себя инициативу совместно с рядом экспертов и неправительственных организаций, по разработке принципиально нового законопроекта `О гарантиях права граждан Российской Федерации на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации`, т.к. находящийся в Думе уже более пяти лет аналогичный законопроект безнадежно погряз в длительных процедурах согласования, и как результат, многие его положения устарели, либо потеряли актуальность. Отсутствие на федеральном уровне законодательных гарантий рассмотрения поступающих в органы власти обращений граждан, создает почву для необоснованных отказов, волокиты, массовых нарушений прав и законных интересов граждан, либо искусственного создания препятствий в реализации этих прав. Очень важно, что Вы обратили на это внимание, учитывая, что Администрацию Президента захлестывает шквал обращений граждан, и это свидетельствует о неэффективности существующей системы работы с жалобами и обращениями граждан - на всех уровнях исполнительной, законодательной и судебной властей. Президенту и его администрации приходится брать на себя издержки халатного и недобросовестного отношения к нуждам людей со стороны некоторых федеральных ведомств, местных и региональных властей. Судя по характеру обращений, самыми бесправными у нас являются сельские жители, где произвол местных князьков выходит за все мыслимые рамки. Проведенный анализ поступающих в Комиссию обращений позволяет сделать выводы о том, что многие граждане вообще не получают ответа на свои обращения или в лучшем случае получают формальные отписки. Много жалоб на то, что обращения ходят по кругу и в результате направляются именно тому должностному лицу, на которое жалуются. Как итог - нередки случаи травли и преследования. Принятие данного закона необходимо еще и потому, что актуальным является установление конституционно-правовых норм `общения` народа с властью. Каждый должен иметь возможность обратиться в государственные органы, в органы местного самоуправления со своими проблемами и попытаться их решить.
Важнейшая функция права на обращение -возможность гражданина защищать свои законные права и интересы и участвовать в управлении делами государства. В то же время живая обратная связь с гражданами вынуждает власть корректировать принимаемые решения. Просим Вас поддержать предложение Комиссии и дать поручение соответствующим службам доработать данный законопроект и ускорить его рассмотрение в Федеральном собрании. Это позволит усилить ответственность должностных лиц по работе с обращениями граждан, а также отладить внутриведомственные и межведомственные механизмы оперативного и эффективного реагирования на характер и масштаб обращений.
Уважаемый Владимир Владимирович! Готовясь к встрече с Вами, мы договорились между собой в первую очередь обсудить с Вами те проблемы, по которым мы уже начали конкретно работать, и по которым мы можем предложить определенные пути решения.
Помимо основных вопросов, члены Комиссии хотели бы затронуть проблемы СМИ, защиты прав военнослужащих, положение заключенных в местах лишения свободы, реформу ЖКХ, экономические права малого и среднего бизнеса, право на здоровую окружающую среду и, если удастся, некоторые другие аспекты защиты прав граждан. Это не значит, что нас не волнуют проблемы коренных малочисленных народов или трудовое право.
Просто эти и другие вопросы - предмет наших будущих усилий. А сегодня нам необходимо сверить свои позиции с Вами по перечисленным проблемам, чтобы более четко представлять возможные результаты нашей дальнейшей работы. Мы не просто прикатили с. собой тугой клубок проблем - мы готовы разматывать его вместе с Вами.

Док. 150969
Опублик.: 19.12.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``