В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О создании альтернативных общественных комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации Назад
О создании альтернативных общественных комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации
Методическая записка
Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. за 864 `О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации` рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации образовать в соответствующих субъектах федерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Принципильно важно, чтобы в эти комиссии вошли представители общественного правозащитного движения, которые смогли бы сохранить независимость от региональных и местных властей при выполнении своих обязанностей. В последние месяцы Межрегиональный правозащитный центр Московской Хельсинкской группы считал участие в формировании региональных комиссий по правам человека приоритетным направлением своей работы. По нашей инициативе прошли инициативные собрания правозащитных организаций по выдвижению кандидатов в члены и на должности председателей комиссий в десятках регионов. Эти рекомендации были доведены Московской Хельсинкской группой до сведения соответствующих глав администраций и Комиссии по правам человека при Президент РФ, в которой нашли поддержку по данному вопросу. Нами был сформирован и разослан в регионы пакет документов, необходимых для организации работы комиссии.

Во многих регионах, например в Иркутской, Нижегородской, Орловской, Читинской областях, региональные власти учли рекомендации МХГ и включили представителей общественных правозащитных организаций в созданные комиссии. Однако, в некоторых регионах, например в Липецкой области, комиссии были сформированы властями в основном на основе рекомендаций государственных органов без учета мнения сильных местных правозащитных организаций. По нашему мнению, такие `придворные` комиссии не только не в состоянии эффективно контролировать соблюдение основных прав и свобод человека на соответствующих территориях, но своим существованием могут нанести значительный ущерб авторитету регионального общественного правозащитного движения. В сложившейся ситуации мы считаем совершенно необходимым учреждать альтернативные общественные комиссии по правам человека в тех регионах, где при создании официальных комиссий было проигнарировано мнение правозащитников.

Альтернативные комиссии должны выполнять следующие основные функции:

объединять усилия и координировать деятельность всех правозащитных организаций региона;
обобщать и систематизировать всю информацию, накапливаемую различными правозащитными организациями региона о фактах нарушений прав и свобод человека;
на основе собираемой правозащитниками и получаемой из иных источников информации составлять и утверждать ежегодный отчет о соблюдении прав и свобод человека в соответствующем субъекте федерации для его последующего представления в региональные и федеральные органы государственной власти, включая Президента Российской Федерации, международным межправительственным и общественным контрольным инстанциям, cредствам массовой информации;
рекомендовать органам региональной и федеральной власти отстранять от исполнения своих обязанностей отдельных должностных лиц, которые своими действиями или решениями грубо нарушают или способствуют нарушению прав человека;
наблюдать за принимаемыми решениями и действиями региональных и местных властей, в том числе и официальной комиссии по правам человека, и информировать общественность, компетентные органы о допускаемых ими нарушениях общепризнанных международных норм и действующего законодательства в области прав человека;
рассматривать на своих заседаниях отдельные факты грубых нарушений прав и свобод граждан, представляющих особую общественную опасность и требующих со стороны правозащитных организаций совместного реагирования на них;
обращать внимание компетентных органов на выявленные факты нарушений прав и свобод человека для принятия предусмотренных мер восстановления правопорядка;
принятие заявлений и обращений по вопросам защиты прав и свобод человека;
разработка, обсуждение и предложение соответствующим инстанциям для принятия проектов нормативных актов, cпособствующих улучшению состояния дел с соблюдением прав и свобод человека;
проведение пресс-конференций, выпуск информационного бюллетеня для информирования общественности о ситуации с правами человека, о работе комиссии и правозащитных организаций в регионе.
В состав комиссии следует привлечь представителей как можно большего числа правозащитных организаций, включая узкопрофильные (`Мемориал`, комитеты солдатских матерей, защиты потребителей, женские и ветеранские организации). Чем более представительным будет состав комиссии, тем большей информацией она будет обладать и тем большее влияние сможет оказывать на общественное мнение и власть.

Комиссия может выполнять роль очень важной для формирования институтов гражданского общества в регионах широкой неправительственной ассоциации правозащитных организаций, при этом не связанной общими политическими пристрастиями участников и выполняющей набор конкретных общественно значимых функций.

Учитывая предполагаемый круг выполняемых функций, альтернативная комиссия вполне может функционировать без государственной регистрации и прав юридического лица, что допускается Законом Российской Федерации `Об общественных объединениях`. Порядок работы и принятия решений может регулироваться Положением об альтернативной общественной комиссии по правам человека, утверждаемом на инициативном собрании представителей региональных правозащитных организаций.

Эффективная работа альтернативной комиссии на фоне почти неминуемого бездействия официальной комиссии, позволит со временем поставить вопрос перед региональными властями о придании ей официального статуса в соответствии с Указом Президента РФ `О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации`.

Кроме того, существование альтернативных комиссий облегчит связь федеральных и международных государственных органов и общественных организаций с правозащитниками в российских регионах, позволит более эффективно использовать направляемую региональным правозащитным организациям помощь.

Cоздание альтернативных общественных комиссий по правам человека в большинстве неблагополучных регионов позволит превратить их в заметную общественную силу регионального правозащитного движения, способную влиять на принятие важных решений по вопросам прав человека российскими органами государственной власти и международными правозащитными инстанциями.

Межрегиональный правозащитный центр Московской Хельсинкской группы готов оказывать альтернативным общественным комиссиям по правам человека всестороннюю организационную и методическую помощь, а также намерен обратиться к потенциальным грантодателям с просьбой оказывать создающимся комиссиям финансовую поддержку в первоочередном порядке.


--------------------------------------------------------------------------------

Проект (приложение к методической записке)


ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Н-СКОЙ ОБЛАСТИ
1. Альтернативная общественная комиссия по правам человека Н-ской области (далее именуемая - Комиссия) cоздана с целью усиления гарантий защиты прав и свобод человека на территории Н-ской области, установления дополнительного общественного контроля за соблюдением государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами нормативных актов о правах человека, координации деятельности общественных правозащитных организаций.

2. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Закона РФ `Об общественных объединениях` без государственной регистрации и прав cамостоятельного юридического лица.

3. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией РФ, действующими на территории России международными нормативными актами, законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Н-ской области, а также настоящим положением.

4. Комиссия абсолютно независима от каких-либо государственных органов и органов местного самоуправления.

5. Комиссия призвана выполнять следующие основные задачи:

объединять усилия и координировать деятельность всех правозащитных организаций региона;
обобщать и систематизировать всю накапливаемую различными правозащитными организациями региона информацию о фактах нарушений прав и свобод человека;
на основе собираемой правозащитниками и получаемой из иных источников информации составлять и утверждать ежегодный отчет о соблюдении прав и свобод человека в соответствующем субъекте федерации для его последующего представления в региональные и федеральные органы государственной власти, включая Президента РФ, международные межправительственные и общественные контрольные инстанции, cредствам массовой информации;
наблюдать за принимаемыми решениями и действиями региональных и местных властей, в том числе и официальной комиссии по правам человека, и информировать общественность, компетентные органы о допускаемых ими нарушениях общепризнанных международных норм и действующего законодательства в области прав человека;
рекомендовать федеральным и региональным органам власти снимать с занимаемых должностей отдельных лиц, допустивших грубые нарушения прав человека или способствовавших таким нарушениям;
рассматривать на заседаниях отдельные факты грубых нарушений прав и свобод граждан, представляющих особую общественную опасность и требующих со стороны правозащитных организаций совместного реагирования на них ;
обращать внимание компетентных органов на выявленные факты нарушений прав и свобод человека для принятия предусмотренных мер восстановления правопорядка;
принятие заявлений и обращений по вопросам защиты прав и свобод человека;
разработка, обсуждение и предложение соответствующим инстанциям для принятия проектов нормативных актов, cпособствующих улучшению состояния дел с соблюдением прав и свобод человека;
проведение пресс-конференций, выпуск информационного бюллетеня для информирования общественности о ситуации с правами человека, о работе комиссии и правозащитных организаций в регионе.
6. Комиссия формируется Советом представителей региональных и местных правозащитных организаций, учредивших комиссию (далее - Советом). Cовет определяет численный и персональный состав Комиссии, ее председателя, принимает решение о вхождении новых организаций в число учредителей Комиссии, вносит изменения в состав членов Комиссии, ликвидирует Комиссию. В Совет входит по одному представителю от каждой региональной или местной правозащитной общественной организации, ставшей учредителем Комиссии. Все решения Совет принимает простым большинством голосов от числа присутствующих на нем представителей правозащитных организаций-учредителей, если на заседании присутствуют представители не менее чем половины организаций-учредителей.

7. Все члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах.

8. Комиссия правомочна принимать решения при участии в голосовании не менее половины ее членов. Все решения Комиссия принимает простым большинством голосов.

9. Председатель Комиссии:

готовит заседания Комиссии;
ведет заседания Комисси;
подписывает протоколы заседаний и решения Комиссии и иные документы от ее имени и по ее поручению.
10. Комиссия не обладает обособленным имуществом. Материальное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется за счет организаций-учредителей и целевых благотворительных пожертвований.

11. Для выполнения специальных поручений Комиссия может создавать рабочие группы из числа членов Комиссии и добровольных помошников.

12. Настоящее Положение утверждается Cоветом представителей организаций-учредителей.

Подготовлена Даниилом Мещеряковым

Док. 150799
Опублик.: 17.12.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``