В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Коррупция у нас не преступление, а способ управления страной Назад
Коррупция у нас не преступление, а способ управления страной

Коррупция у нас не преступление, а способ управления странойКоррупция у нас не преступление, а способ управления страной
Ученые утверждают, что каждый новый российский закон порождает взяточничество

10 лет в России пытаются принять закон о коррупции. Недавно Госдума проголосовала в первом чтении новый вариант. Между тем эксперты сходятся в одном: коррупция в стране с каждым годом растет. Более того, как утверждает доктор юридических наук, первый зам. директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ Владимир ЛОПАТИН, в каждом новом законе уже есть `поле` для мздоимства.

Взятки полезны?
- Владимир Николаевич, в России по-прежнему не подмажешь - не поедешь. Многие российские коммерсанты открыто говорят: не надо бороться с коррупцией! На взятках работать проще: знаешь, кому сколько дать, чтобы решить вопрос. Бумаги-то оформлять приходится дольше.
- Жестокое заблуждение! Чиновники специально насаждают немыслимое количество барьеров, чтобы было за что брать мзду. А чиновников у нас пруд пруди: только на федеральном уровне более ста ведомств! И гигантское количество - на местах.
- Есть мнение, что власть переняла методы бандитских `крыш`: проворовавшиеся структуры - самые удобные, потому что легкоуправляемые. И власть сама не захочет менять систему.
- Да, иные чиновники `крышуют`, это стало нормой. Еще и поэтому за столько лет правительство так и не согласилось ни с одним законопроектом о борьбе с коррупцией.
- В этот раз тоже не получится?
- Было уже восемь попыток. Если весь пар выпускается в свисток, а борьба с коррупцией - в разговоры, значит, это выгодно определенным кругам.
- Вы публично заявили, что у нас каждый новый закон порождает коррупцию?
- Да, наши законы - одна из главных предпосылок ее роста. Наряду с маленькой зарплатой, с советской традицией давать взятки.
- А если поконкретнее. Вот принят пакет новых законов по дебюрократизации экономики.
- Конечно, эти законы отняли у чиновника такие `игрушки`, как, например, регистрацию юрлиц - разрешительную систему заменили на уведомительную. Но это эпизодические меры, только подтверждающие правило. Чиновник по-прежнему решает, кому и как открывать свое малое дело. Парадоксальный вывод звучал в Совете Федерации, и он подтвержден на парламентских слушаниях в Госдуме: чем больше мы принимаем законов о безопасности, тем опаснее ситуация в стране!
В России сегодня около полутора тысяч законов. Но среди них - ни одного, в котором бы содержалось слово `коррупция`! Правовой базы для борьбы с этим злом нет!


Три главные опасности
- Некоторые эксперты утверждают, что часть новых законов чиновники пишут под `себя`?
- Подготовка закона в Госдуме стоит 4 тысячи рублей. Нужно собрать группу специалистов, не один месяц проводить экспертизы, мониторинг... За 4 тысячи это можно сделать?
- Но ведь делают!
- Вот так, порой бездарно, и делают, получая дешевый и слабый продукт. Или поручают подготовку чиновникам ведомства, а уж они-то создают закон под `себя` - строго в своих интересах.
- А примеры?
- Да сколько хотите. Возьмем экологию - она волнует каждого. Ввели госэкспертизу экономических сделок на предмет обеспечения экологической безопасности. Недра, транспорт, да все отрасли. Теперь чиновники проверяют все это на соответствие требованиям экобезопасности, которые, заметьте, никто нигде не установил!
По своему усмотрению чиновник может отозвать лицензию. Или отказать в ее выдаче. Он же использует институт экологической безопасности при сертификации, лицензировании, экспертизе, аудите, контроле, надзоре и так далее... Тот же федеральный закон о безопасности производственных объектов: из 300 нормативных актов Госгортехнадзора об экологической безопасности не говорит ни один! Каковы требования, процедуры, механизмы? Все - на откуп бюрократа.


Надо ли отстреливать чиновников?
- Какой же выход?
- Безусловно, в законах должны быть прописаны максимально подробные процедуры. Плюс ужесточение контроля.
- Насколько ужесточать? Как в Китае - расстрелять пару десятков чиновников, остальные станут честнее?
- Не станут! Вот посмотрите цифры. В старом, действовавшем до 1996 года российском УК было 5 статей, позволяющих сажать за подкуп и взятки, в новом - уже 9. Но осуждены преступники только в каждом восьмом случае! По коммерческому подкупу за 5 лет возбуждено 7,5 тысячи дел, а осуждены лишь 500 человек.
- Почему?
- Еще и потому, что в коррумпированном обществе этой же болезнью заражены и правоохранительные органы.
- То есть расстреляли бы все равно тех, кто меньше даст `на лапу` бюрократам в погонах и судейских мантиях?
- В нашей системе правосудия и таится третья опасность. Если первая - дешевизна законотворчества, а вторая - неконкретность законов, то третья - в том, что нормы, устанавливающие наказание за взятки, сами новые взятки и порождают.
Ну взять хоть новый Кодекс об административных правонарушениях. Наказания - опять же по усмотрению чиновника. Как вам размер штрафа от 0,1 до 25 МРОТ? И это решает не суд, а чиновник единолично!.. Вот вы - водитель?
- А то!
- К примеру, вы сели за руль выпивши. Вас поймали. За невыполнение требования о мед-освидетельствовании штраф - от 10 МРОТ до лишения прав на год. Какой водитель захочет идти по максимуму? Сама эта норма порождает коррупцию. И такое - на всех уровнях.
- Получается замкнутый круг?
- Нужна система, где главное - не уголовные санкции за коррупцию, а ее предупреждение. Нами как раз и разработан закон `Основы законодательства об антикоррупционной политике`, он должен рассматриваться в Думе параллельно с принятым - `О противодействии коррупции`. Мы предлагаем антикоррупционные стандарты. Правила подготовки законов. Запрет на принятие правовых актов без антикоррупционной экспертизы.
И еще один рычаг, которого сегодня не хватает: прозрачность работы чиновника. Знаете, сколько привлечено к уголовной ответственности по статье 140 - отказ гражданам в информации - за 5 лет ее действия? Ноль! Хотя везде эти отказы происходят.
- Когда же цель будет достигнута?
- Саму цель правительство ставит несбыточную: победить коррупцию. Это невозможно! Ни в одной стране. Можно остановить ее рост и добиваться снижения.

ТОЛЬКО ЦИФРА
Как утверждает глава фонда `Информатика для демократии` Георгий Сатаров, только предприниматели выплачивают российским чиновникам за год в виде взяток 33,5 миллиарда долларов. Это немногим меньше доходной части федерального бюджета.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
`Надо строже наказывать тех, кто дает взятки`
Почему же все-таки столько лет не могли принять закон о борьбе с коррупцией? Об этом мы спросили человека, руководившего рабочими группами по подготовке этого закона все десять лет, - президента Российской криминологической ассоциации Азалию ДОЛГОВУ.
- Да потому, что в борьбе против коррупции не заинтересованы ни чиновники, ни те, кто их покупает. Мне кажется, сегодня необходимо ужесточение наказаний именно для тех, кто дает взятки: их нужно наказывать как минимум так же сурово. Ведь, по нашей статистике, только в четверти случаев взятке предшествовало ее вымогательство. Половина сделок - по обоюдному согласию, и еще четверть - подкуп, подкрепленный угрозами и шантажом. Взяткодатель, как правило, легко может без этого обойтись, но он предпочитает купить госслужащего, чтобы тот работал на него, а не на налогоплательщика.
И дело тут не в низких окладах служащих. Ведь самые крупные взятки берут как раз те, кто получает очень много.

Док. 150748
Опублик.: 16.12.02
Число обращений: 72


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``